Антропометрическим данным Кирилла Кулемина могут позавидовать многие бодибилдеры, однако не только ими выделяется этот нападающий сборной России по регби-15. Правда, когда-то Кирилл занимался совсем другим видом спорта – регбилиг и даже выступал за национальную команду. Но во Франции он решил попробовать себя именно в классическом регби. И сегодня Кулемин – единственный россиянин в сильнейшем дивизионе этой страны.
О том, как ему удалось столь удачно переквалифицироваться, месте России в мировой табели о рангах и причинах, по которым регби-7 не стоит включать в программу Олимпийских игр, Кирилл Кулемин рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Говорят, что предложение попробовать себя в регбилиг вы получили прямо в общественном транспорте. Это правда?
Именно так все и было. С самого детства я играл в хоккей в школе ЦСКА, однако в 15 лет бросил спорт, сделав ставку на учебу. Но когда прямо в автобусе тренер предложил мне попробовать себя в регби, я согласился – подумал: «Хоть подкачаюсь немного». Сначала новый вид спорта мне не понравился, но затем я втянулся.
Выступали ли вы за сборную России по регбилиг?
Да, даже принимал участие в Кубке мира 2000 года в Англии. Правда, лишь в одном матче – против австралийцев. Мы проиграли будущим победителям турнира со счетом 4:110. Посмотрев тогда на профессиональных игроков, я решил попытаться выйти на их уровень. Многим российским регбистам сегодня кажется, будто они достигли вершин. Но это не так, и матчи с элитными сборными на Кубке мира продемонстрируют, каков настоящий расклад сил. Хотя вся эта ситуация, безусловно, станет толчком для дальнейшего прогресса.
Сейчас в России регбилиг находится в упадке. Впрочем, и в Европе регби-15 вытесняет эту игру. Спортсмены, в том числе и звезды, активно переходят в классическое регби.
В России вы играли в регбилиг. Как удалось заключить профессиональный контракт во Франции в новом для себя виде спорта?
Конечно, не обошлось без доли везения. Но с другой стороны, я задался определенной целью – попробовать себя за границей. Вышло так, что подвернулся вариант с регби-15. Агента у меня не было, свой первый контракт я заключал самостоятельно. Возможно, помогло знание французского языка. Уезжал во Францию в начале 2000-х, когда регбилиг в России был на подъеме.
Легко ли было приспособиться к регби-15?
Единственное, что объединяет эти дисциплины, – необходимость делать пас только назад и овальная форма мяча, все остальное в регбилиг и регби-15 существенно различается. Не исключено, что до сих пор я нахожусь в процессе адаптации, который особенно сложен для нападающих. При переходе из одного вида в другой успеха, как правило, добиваются трехчетвертные, для игроков же моего амплуа такие случаи единичны. Регби-15 – намного более технически сложная игра, чем регбилиг. После перехода моя роль на поле изменилась – стало больше поддержек, силовой борьбы в раках. Меня приглашали перейти в регби-15 еще в России, но в то время я учился в вузе и не задумывался о профессиональной карьере. В чемпионате России по регбилиг не было особых разъездов, и такой график меня устраивал. Если бы не перешел во французский клуб, то, наверное, так бы и работал по специальности – экономистом, а в регби играл бы в свое удовольствие.
Вы выросли в Москве, а во Франции всю карьеру провели в клубах, представляющих небольшие города. Насколько вам там комфортно?
В бытовом плане разница, конечно, есть, но я привык. В неделю у меня шесть-семь тренировок плюс игра, так что времени свободного не много. Во Франции я уже обзавелся друзьями, к тому же занимаюсь любимым делом, приносящим неплохой доход.
А если вам предложат такую же зарплату в российском клубе, вы вернетесь?
Нет. Уровень национального чемпионата Франции несравним с российским. Если играть не ради удовольствия, а только из-за денег, это становится работой. А я регби не воспринимаю как работу – для меня это нечто большее.
Летом сборная России выступила на нескольких турнирах. Почему вы в них не участвовали?
Мне дали отдохнуть после восьмимесячного сезона. Буду выступать за команду только в Кубке европейских наций.
Значительно ли различаются тренировки в клубе и сборной России?
Клуб играет еженедельно, поэтому на тренировках ведется работа над устранением проявившихся во время матчей проблем. Сборная же, как правило, отрабатывает тактику. Игроки национальной команды собираются в полном составе только на сборах, поэтому необходимо наладить командные взаимодействия, наиграть комбинации. Разница в подготовке обусловлена спецификой клуба и сборной, а не личностью тренера.
После отставки Клода Сореля некоторые игроки сборной России выступали за возвращение в команду Бликиса Грюневальда. Вы тоже считаете, что иностранный специалист предпочтительнее российского?
Грюневальд – хороший специалист, но думаю, он уже дал команде все, что мог. Его возвращение не принесло бы кардинальных перемен. Нужно идти дальше. На мой взгляд, сборную должен возглавлять российский специалист, но желательно с опытом работы за границей. Главное, чтобы он не «тянул» в команду игроков из возглавляемого им клуба. Поэтому я считаю, что главный тренер национальной сборной России должен сосредоточиться на работе прежде всего с ней.
Текущая отборочная кампания к Кубку мира объективно является самой удачной в истории российского регби. В чем причины успеха?
Растет уровень игроков, они набираются международного опыта. К тому же произошел объективный спад в игре сборных Румынии и Португалии. Но вот вторая половина отборочного турнира будет для россиян более сложной. Румыны выступят в оптимальном составе. В этой стране был конфликт между руководством федерации регби и ведущими спортсменами, бойкотировавшими национальную команду. Недавно и президент федерации, и главный тренер сборной сменились. Таким образом, конфликт улажен, поэтому во втором круге выступят очень сильные регбисты, представляющие французский чемпионат. Да и португальцы в матче со сборной России будут буквально «рыть землю».
На какое место вы бы поставили сборную России в Кубке европейских наций по подбору игроков при условии, что все команды выставят оптимальные составы?
На третье. Первое бы разделили Грузия и Румыния.
В сборной России недавно дебютировали натурализованные грузины Карло Магракелидзе и Георги Минадзе. Они помогут команде?
Я никогда не видел, как они играют, так что судить не могу. Хотя с трудом представляю, как они выйдут на матч со сборной Грузии.
Главный тренер сборной России Николай Неруш сетует на нехватку классных игроков первой линии. Физической мощи вам не занимать. Не было ли попыток переквалифицировать вас в национальной команде?
Для первой линии я слишком высокий. Игроками этого амплуа становятся
в 15–16 лет, и на тренировках идет специфическая работа. Это отдельная каста: особое мышление, стиль игры. Переквалифицироваться сложно, хотя примеры есть, но игроки все же меняли амплуа в более юном возрасте.
А какие позиции в сборной России вы считаете слабейшими?
Прежде всего хотелось бы укрепить первую линию, позицию «восьмого» номера, да и «десятого» – кроме Юрия Кушнарева, реальных кандидатов на это место у нас пока нет. Хотя достойные спортсмены нужны на все позиции – сборная России играет фактически одним составом, на замену выходят всего три равноценных игрока.
Квалифицировавшись в финальный турнир Кубка мира, сборная Португалии проиграла там все матчи без шансов на успех. Не произойдет ли чего-то подобного с россиянами?
Я много раз об этом задумывался, проигрывать с разгромным счетом спортсмену не слишком интересно. Другое дело, что Кубок мира – знаковое событие, регбисту нужно через это пройти. В той сборной Португалии не было ни одного профессионального игрока из ведущих чемпионатов. Люди приехали, повеселились, получили удовольствие. Хорошо, что никто не травмировался. Сами португальцы свое выступление позорным, видимо, не считают. Но будет жаль, если нечто подобное произойдет со сборной России.
Игроки, выступающие в российских клубах, воспринимают Кубок мира как своего рода рынок, шанс попасть в сильный европейский чемпионат. Насколько это реально?
Скауты ведущих клубов просматривают и Кубок европейских наций, и неофициальные турниры. Если на Кубке мира выступить неудачно, то на контракт в Европе вряд ли можно рассчитывать, из той же сборной Португалии только несколько игроков перебрались во Францию, да и то не в сильнейший дивизион. Хотя многие румыны и грузины, выступающие во Франции, «засветились» именно на Кубке мира.
У вас есть личный агент?
Да, он француз. Самому игроку тяжело подыскивать клубы, подписывать контракты. Пришлось сменить несколько агентов – попадались недобросовестные люди. Мой контракт с Castres Olympique будет действовать еще в течение года.
Довольны ли вы своим положением в клубе?
Поначалу, конечно, не был доволен – Castres Olympique выступал неудачно и я редко выходил на поле. Но после Нового года ситуация изменилась – начал попадать в стартовый состав, пропустил всего несколько матчей. Но на тренера я не в обиде – на моей позиции сильная конкуренция, в том числе со стороны капитана сборной Франции.
А почему российские регбисты уезжают играть именно во Францию, а не, скажем, в Англию?
В Англии каждый клуб имеет хорошую школу, много сильной местной молодежи, да и лимит на легионеров там довольно жесткий. Во Франции же не хватает габаритных регбистов, в национальной сборной проблемы с игроками второй линии. Появились у клубов финансовые возможности – начали приглашать иностранцев, прежде всего из Южного полушария. Думаю, в связи с экономическим кризисом у российских игроков возникла хорошая возможность закрепиться во французских командах – они дешевле, а по классу вполне сравнимы.
Какую сборную вы сегодня считаете сильнейшей в мире?
Думаю, на взлете сегодня находится национальная команда ЮАР, действующий чемпион мира. Отнесу к фаворитам и новозеландцев, располагающих игроками экстра-класса. В сборной же Франции наблюдается некоторый кризис – идет процесс омоложения.
Ваша карьера находится на взлете, пике или спаде?
Как правило, регбисты заканчивают выступать на самом высоком уровне в 34–35, так что я нахожусь в расцвете сил. Надеюсь, еще лет пять поиграть в профессионалах. Правда, Владимир Марченко выступает за сборную России и в 38-летнем возрасте, но он своего рода уникум. Не многим такое под силу.
Некоторые спортсмены, например Андрей Аршавин, еще во время активных выступлений организуют собственный бизнес. Вы не из их числа?
У меня бизнеса нет. Но регбистов с футболистами я бы сравнивать не стал – их зарплаты позволяют безбедно жить и после окончания карьеры. Я, конечно, стараюсь что-то откладывать, кроме того, клуб помогает получить дополнительное образование.
Вы уже думали, чем займетесь по окончании спортивной карьеры?
Пока особого интереса к тренерской деятельности не испытываю – это неблагодарная работа. Другое дело – тренер по физической подготовке. Или менеджмент. Я вижу, как устроен спортивный бизнес во Франции, готов привезти этот опыт в Россию, но буду ли я здесь востребован – зависит не от меня.
Играли ли вы когда-нибудь в регби-7?
Не доводилось – габариты великоваты, да и скорости не хватает.
В России очень часто рассуждают о шансах «семерки» войти в программу Олимпийских игр. Во Франции та же ситуация?
Нет, во Франции регби-7 не считается полноценным видом спорта, национальное первенство по нему не проводится. Сборную же составляют из молодежи и игроков, не проходящих в основные составы клубов по регби-15, а матчи по «семерке» проводятся, как правило, в межсезонье.
Что же касается олимпийских перспектив регби-7, то если оно попадет в программу Игр, это будет не очень хорошо для развития классического регби в той же России. Все деньги и силы пойдут именно на «семерку».
Глава Союза регбистов России Вячеслав Копьев уверяет, что регби соответствует характеру русского человека. Вы согласны?
О характере русского человека мне сложно рассуждать, в регби играют самые разные люди во многих странах мира. Надо просто любить соревноваться и иметь нормальную спортивную злость. Сейчас в России нет культуры регби, хотя прогресс в этом вопросе все же наблюдается. Но пока очень жаль, что в такой большой стране мы по-прежнему не можем найти подходящих людей для национальной сборной.