Золотой теленок

Большой спорт №5 (33) Май 2009
Дмитрий Клипин
Перечисляя самые денежные отрасли российской экономики, эксперты всегда почему-то забывают упомянуть футбол. На самом деле своими многомиллионными оборотами эта неотъемлемая часть большой политики вполне может сравниться с олигархической империей средних размеров.

Перечисляя самые денежные (именно денежные, а не прибыльные) отрасли российской экономики, эксперты всегда почему-то забывают упомянуть футбол. На самом деле своими многомиллионными оборотами эта неотъемлемая часть большой политики вполне может сравниться с олигархической империей средних размеров. А деньги, как известно, всегда диктуют свои законы. Российское футбольное хозяйство живет по тем же правилам рынка, что и любая другая сфера прибыльного бизнеса.

Как и полагается, страсти вокруг «игры миллионов» не утихают ни на миг. Но в диком хаосе спортивных, тренерских и судейских судеб неизменными остаются только две составляющие – статус президента Российского футбольного союза (РФС) и группа неведомых широкому кругу болельщиков лиц, объединенная под эгидой неформальной помощи этой организации. Первый (фамилия тут не имеет значения) на протяжении многих лет и прежде всего за счет вторых изо всех сил стремится сохранить пост, последние же пекутся в основном о своих деловых интересах, уходящих в высшие эшелоны даже не спортивной, а политической власти.

На заре футбольного бизнеса

Чтобы разобраться в направлениях и интенсивности финансовых потоков, попробуем начать с их истоков. Именно попробуем, ибо всю замысловатость русла вам не сможет обозначить, похоже, ни один российский спортивный чиновник.

РФС был создан в начале 1992 года по инициативе Вячеслава Колоскова, таким образом завершившего свою советскую чиновничью карьеру председателя Федерации футбола СССР. Свежеприобретенный статус РФС – независимой общероссийской общественной организации – мгновенно уполномочил ее единолично представлять страну в Международной федерации футбола (FIFA) и Европейском союзе футбольных ассоциаций (UEFA). Понимая, что бюджетных ассигнований никто не даст, а отчислений от FIFA и UEFA, которые зависят от успехов национальных сборных и клубов, скорее всего, не будет, Колосков немедленно развернул масштабную коммерческую деятельность. Благо возможностей для этого была масса: продажа прав на трансляцию матчей, билетов на игры сборной, рекламных площадей, а также широкие горизонты для привлечения спонсоров.

Помощник в этом нелегком деле нашелся сразу – молодая, но очень амбициозная компания «Инфобанк Спорт Маркетинг» (ИСМ). Ее учредителями стали имеющие весьма отдаленное отношение к футболу Сергей Курылев (60 процентов акций) и Галина Епишкина (40 процентов акций), чей статус, похоже, напоминал пресловутого зицпредседателя Фунта из бессмертного произведения Ильфа и Петрова. Чуть ранее были зарегистрированы «Инфобанк Холдинг» и австрийское общество с ограниченной ответственностью TCF – Handelsgesellschaft m.b.H. с уставным капиталом, эквивалентным 36 тысячам евро. Так был подготовлен плацдарм для поступления средств.

Но и этого оказалось мало. Несколькими годами позже на свет появилась фирма «Спорт Менеджмент Групп» (СМГ). Ее учредителями выступили РФС, ИСМ и TCF. Согласно официальной информации о компании, СМГ была уполномочена федерациями футбола стран СНГ и Балтии поддерживать платную базу данных лицензированных футбольных игроков и клубов, а также развивать новостную сеть по футбольным событиям и игрокам.

Заретушированная таким образом схема взаимодействия РФС и ИСМ позволяла весьма эффективно управлять финансовыми потоками. Так, в 2002 году за счет коммерческой деятельности вышеназванными структурами было получено около 212 миллионов рублей. Только продажа рекламных услуг (в том числе и привлечение средств спонсоров) принесла РФС более 100 миллионов, которые прошли через ИСМ. И значительная часть этих средств вернулась обратно в компанию под маской так называемых расходов по спонсорским контрактам. В итоге там же осталась. Помимо всего прочего, «Инфобанк Спорт Маркетинг» получила за свою работу еще и приличные комиссионные. То есть заработала на заработанном.

Начало года стало весьма удачным для РФС: было подписано несколько долгосрочных контрактов с крупными компаниями, в числе которых оказались Coca-Cola и Volkswagen. Однако факт остается фактом: генерального спонсора у Российского футбольного союза по-прежнему нет, а значит, без помощи Романа Абрамовича ему не обойтись

Но это лишь пример извлечения прямой финансовой выгоды. Причем более или менее легальной. На самом деле реальные дивиденды от близких отношений с сильными российского футбольного мира оказываются намного значительнее.

Незаконченный Роман

В январе 2005 года в российском футбольном воздухе отчетливо запахло «оранжевой революцией». После долгих препирательств с весьма влиятельным в ту пору министром спорта Вячеславом Фетисовым в отставку подал Колосков. Впрочем, особой заслуги Фетисова в этом не было. Борт «Непотопляемого» пробила куда более серьезная, «кремлевская» торпеда, выпущенная из Администрации президента. Вячеслав Иванович, имея перед глазами свежий пример в лице Михаила Ходорковского, счел разумным без разговоров уйти в тень.

Спустя два с небольшим месяца, на вне­очередной отчетно-выборной конференции РФС, отставку оформили официально. Новым главой (и вновь практически единогласно) был избран бывший президент «Зенита» и РФПЛ, 46-летний сенатор от Санкт-Петербурга Виталий Мутко, первым шагом которого стал откровенно популистский ход: смещение с поста главного тренера сборной России – запятнавшего себя ночным португальским позором Георгия Ярцева.

Интересно, что до последнего момента основным кандидатом на президентское кресло считался известный в высших политических кругах «футболист» Роман Абрамович, к тому моменту уже успевший обзавестись личной командой. Но губернатор Чукотки неожиданно взял самоотвод. Правда, лишь для того, чтобы, как покажет дальнейшее развитие событий, стать теневым президентом РФС с расширенными функциями гендиректора. Похоже, кто-то там, наверху, не до конца поверил, что Мутко полностью справится с новыми обязанностями. И решил назначить ему «помощника».

Здесь сразу стоит оговориться: российский футбол в наши дни живет и процветает. По крайней мере, по сравнению с временами Колоскова. Но в то же время всем нам нужно четко отдавать себе отчет в том, кому мы этим обязаны. Да, у Российского футбольного союза около десятка спонсоров и партнеров. Они поддерживают и чемпионат страны, и национальную сборную. Однако в определенных вопросах роль Национальной академии футбола (НАФ), подконтрольной Абрамовичу и, по сути, на общественно полезных началах оказывающей Мутко посильную помощь, переоценить весьма трудно. Основной же функцией НАФ с некоторых пор стало создание условий для нормальной работы Гуса Хиддинка, самого успешного за всю историю тренера сборной России.

За пять лет своего существования, благодаря грамотной рекламе, умеренной открытости, да и реальным делам, НАФ приобрела довольно широкую известность, став неотъемлемой частью российского футбольного хозяйства. В немалой степени тому поспособствовал и номинальный глава этой организации Сергей Капков, никогда не отказывавшийся от контактов с прессой. Достаточно благожелательное отношение болельщиков к академии, руководители которой без стеснения высказывают свое мнение по самым «горячим» футбольным проблемам, объясняется еще и тем, что с момента основания НАФ с этой структурой не связано ни одного скандала.

Сама идея приглашения опытнейшего голландца принадлежала исключительно Абрамовичу. Говорят, что футболом один из богатейших людей планеты заинтересовался после того, как в апреле 2003-го посмотрел на стадионе Old Trafford четвертьфинальный матч Лиги чемпионов Manchester United – Real. Кто мог тогда подумать, что это феерическое зрелище с участием европейских грандов (англичане выиграли со счетом 4:3) будет напрямую связано с развитием русского футбола?

По словам Капкова, привезти известного голландского тренера на столь неблагодатную для творчества почву было делом крайне непростым. Сначала Абрамович хотел, чтобы со сборной, даже несмотря на неудачу в отборочном турнире чемпионата мира-2006, продолжил работать Юрий Семин. Однако во второй раз в ту же воду Палыч входить наотрез отказался. Другим вероятным кандидатом видели Валерия Газзаева, не раз заявлявшего, что российской сборной нужен именно российский наставник. Но «рожденного побеждать» в ту пору очень не хотел отпускать из ЦСКА приятель Абрамовича Евгений Гинер. Параллельно с Семиным и Газзаевым рассматривался еще с десяток кандидатур. Кого-то предложил UEFA, кто-то изначально привлек внимание Абрамовича и Мутко.

Любовь Гуса к России обошлась Абрамовичу очень недешево – по официальным данным, изначально зарплата специалиста составляла два миллиона евро в год. Не сравнить ни с 200 тысячами, которые получал Георгий Ярцев, ни тем более с 500 долларами Бориса Игнатьева, официальной ставкой тренера сборной России в конце 1990-х

В итоге круг был сужен до двух персоналий – Дика Адвоката (нынешнего тренера питерского «Зенита») и Хиддинка. С первым общался Мутко, и они друг другу очень понравились. А с Хиддинком встречался Абрамович. И, как показала практика, весьма удачно. Впрочем, любовь Гуса к России обошлась НАФ очень недешево – изначально зарплата специалиста, по официальным данным, составляла два миллиона евро в год. Не сравнить ни с 200 тысячами, которые получал Георгий Ярцев, ни тем более с 500 долларами Бориса Игнатьева (именно такой была официальная ставка тренера сборной России в конце 1990-х).

Как Гус Лондон спас

Возможно, оклад Хиддинка РФС потянул бы и самостоятельно. Но тогда не хватило бы денег на многое другое. Хотя бы на те же новые поля, с некоторых пор ставшие нацпроектом Виталия Мутко (но и здесь без помощи со стороны, конечно же, не обошлось). Дело, безусловно, полезное, да уж больно агрессивным выглядит связанный с ним пиар. Для НАФ же, которая финансируется из личных средств Абрамовича, это по большому счету копейки. Только на проведение в Израиле Кубка Первого канала бизнесмен в среднем потратил, по некоторым оценкам, десять миллионов долларов.

Стоит отметить, что в один прекрасный момент Мутко чуть было все не испортил. В начале прошлого года, немного не рассчитав своих возможностей и амбиций, глава РФС дал понять НАФ и Абрамовичу, что в их услугах его ведомство больше не нуждается. И едва не лишился своего пос­та. Эпопея с подписанием фиктивного контракта с Хиддинком, которого вместо зарплаты на протяжении нескольких месяцев сдабривали «завтраками», уж было заставила голландца собирать чемоданы. Но в дело вовремя вмешалась НАФ, в кратчайшие сроки перечислившая необходимую сумму и давшая тренеру все возможные гарантии.

Вложения НАФ в Хиддинка быстро принесли результат – сборная не только попала в финальную стадию чемпионата Европы-2008, но при совершенно фантастической игре пробилась в полуфинал турнира, установив таким образом высшее достижение в истории новой России. Интересно, что глава РФС и здесь проявил себя большим мастером пиара, наградив команду не фигурирующими в регламенте UEFA бронзовыми медалями.

Контракт с голландцем в итоге был продлен. На улучшенных условиях. До чемпи­оната мира-2010 «Волшебник» останется с нами, а платить ему по-прежнему будет НАФ. Именно поэтому глава РФС и слова не смог молвить в ответ на просьбу Абрамовича отдать ему «половину Хиддинка», который ныне временно совмещает свой пост тренера сборной с аналогичной работой в стане лондонских «аристократов». Естественно, Мутко выражал по этому поводу недовольство. Но, как известно, кто платит, тот и заказывает.

Пока Хиддинк говорит, что намерен сдержать данное им слово и отработать свой контракт со сборной до конца. То есть как минимум до завершения отборочного цикла. Но кто даст гарантии, что обиженный Мутко не выкинет очередной номер, который заставит Гуса окончательно переехать в Лондон? Где его уже мечтает видеть на постоянной основе не только босс Chelsea, но и футболисты.

Тем временем Виталий Мутко продолжает искать деньги. И, надо сказать, небезус­пешно. Только в этом году РФС подписал несколько долгосрочных контрактов с крупными компаниями, в числе которых оказались Сoca-Cola и Volkswagen. И все же, по словам руководителей этой организации, суммы соглашений выглядят далеко не столь оптимистичными, как того хочет их босс. Факт остается фактом: генерального спонсора у Российского футбольного союза по-прежнему нет.


Бюджет РФС в 2009 году

По сравнению с 2007 годом доходная часть бюджета РФС выросла с 1137 миллионов до 2083 миллионов рублей. Но если в 2007-м профицит бюджета составил 38 миллионов, то 2008 год РФС завершил с дефицитом в 69 миллионов рублей. В 2009-м ситуация еще более осложнится – дефицит бюджета РФС составит более 200 миллионов рублей.

В поисках генерального спонсора

Заключив в марте долгосрочные контракты с Volkswagen и Coca-Cola, а также продлив спонсорские отношения со «Старым мельником», Российский футбольный союз тем не менее пока так и не нашел себе генерального партнера. По словам Виталия Мутко, без этого решить проблему дефицита бюджета в 2009 году будет почти невозможно. Если же генспонсора найти так и не удастся, то придется рассчитывать на отчисления FIFA за попадание на чемпионат мира-2010. Тем более что сегодня, по мнению главы РФС, у российской сборной есть все шансы завоевать путевку на мировой форум.