О том, кто развлекает болельщиков в перерывах матчей чемпионата России по баскетболу, как готовятся номера для выступлений и почему группа поддержки ПБК ЦСКА не состоит в Федерации черлидинга, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает ее руководитель Анна Буркина.
Как вы попали в группу поддержки ПБК ЦСКА?
Я занималась художественной гимнастикой, карьера спортсменки близилась к концу, и однажды бывший руководитель группы поддержки баскетбольного ЦСКА просто пригласила меня попробовать свои силы в новом качестве. Поначалу я сомневалась, однако затем втянулась, и сейчас жить без этого уже не могу. Большинство девочек пришли в группу поддержки из художественной гимнастики. Этот вид спорта не только закаляет тело, но и развивает чувство музыки. Девушки, занимавшиеся акробатикой, тоже многое умеют: делают сальто, крутят перевороты, однако движения у них не совсем те, немного «деревянные». Впрочем, есть и исключения: в нашей группе поддержки выступает бывшая акробатка, ставшая в итоге одним из лидеров.
В вашей группе большинство девушек – брюнетки. Это чистое совпадение или вы действительно отбираете участниц по цвету волос?
Нет, это случайность, несколько лет назад было больше блондинок. Но девочки обязательно должны быть с длинными волосами. Когда во время танца они развеваются, это зрелищно, красиво и сексуально.
Вы болели за ЦСКА до того, как стали участницей группы поддержки этого клуба?
Я постоянно была на сборах и думала только о художественной гимнастике. О том, что собой представляет ПБК ЦСКА, толком
и не знала. Только начав здесь работать, увлеклась баскетболом.
Вы состоите в штате ПБК ЦСКА?
Безусловно, это мое основное место работы. Руководство клуба требует, чтобы состав постоянно обновлялся, девушки не «приедались» зрителям. Поэтому два года назад произошла почти полная замена участниц.
А есть ли предельный возраст, достигнув которого приходится покидать группу поддержки?
Да. Когда выступает молодая красивая девушка, излучающая позитивную энергию, – это зрелищно и красиво.
Сколько в вашем репертуаре танцевальных композиций?
Больше сорока. Также к каждой игре Евролиги ULEB мы готовим специальный номер для церемонии открытия. В течение матча выходим на площадку восемь-девять раз, композиции не повторяются. К тому же стараемся варьировать программу от матча к матчу.
Зависит ли выбор танцевальных номеров от соперника, с которым ЦСКА предстоит играть?
Конечно, но в основном мы ориентируемся на болельщиков клуба, чтобы им не надоедали одни и те же номера.
А кто ставит танцевальные номера?
Мы сами, и костюмы подбираем самостоятельно, и музыку ищем, предпочитая, конечно же, энергичную.
Состоит ли ваша группа поддержки в Федерации черлидинга?
Нет, мы все же не совсем черлидеры. Нас еще приглашали поддержать хоккейный ЦСКА, но пока я плохо себе это представляю, ведь придется кардинально менять программу. В хоккее группе поддержки отводится очень маленькая площадка и девушкам приходится, по сути, просто стоять с помпонами, в их арсенале всего несколько танцев. В баскетболе же выступления dance team более зрелищны, проходят на большой арене. Наше появление в тайм-аутах даже прописано в регламенте соревнований.
Во время «Финала четырех» Кубка России проходят соревнования групп поддержки. Вы к ним специально готовитесь?
Да, между группами поддержки российских команд идет настоящее соперничество.
Вы заимствуете композиции у групп поддержки других клубов?
Стараемся этого не делать. Но иногда мне звонят наши коллеги из других групп и предлагают поставить танцы, просят посмотреть, как мы тренируемся. Пока я помогла с постановкой номеров только одной dance team, стараюсь сосредоточиться на ЦСКА, сделать так, чтобы у нас был свой, отличный от других стиль.
Сколько раз в неделю вы тренируетесь?
Ежедневно, кроме воскресенья.
Вы не выступаете во время гостевых матчей ЦСКА, например на «Финале четырех» Евролиги?
Нет, обычно туда приглашают лишь группы поддержки клуба – хозяина соревнований, но мы всегда ездим с ЦСКА на «Финалы четырех».
А можете сравнить организацию выступлений dance team зарубежных и российских клубов?
Недавно я была в США, где и зародился черлидинг. Там до сих пор именно он и превалирует, мы же создаем некий образ на площадке. В США девушки выходят на арену и, условно говоря, просто демонстрируют свои возможности, общую композицию никто не отрабатывает. Наш уровень ничем не хуже, а в некоторых аспектах даже превосходит американский. Единственное, что по-настоящему меня удивило в Америке, – большое количество выходящих на паркет девушек, иногда до двадцати человек. Когда вся площадка занята стройными красавицами, это очень зрелищно. Я тоже мечтаю увеличить состав, однако пока нам приходится ужиматься.
Чем занимаются бывшие члены группы поддержки?
У каждой своя судьба, многие становятся тренерами в фитнес-клубах, преподают аэробику.
А вы чем планируете заниматься по окончании карьеры?
Хочется попробовать себя на телевидении, пойти на спортивный канал. Точно знаю, что моя работа будет связана со спортом. Но пока я думаю только о том, чем занимаюсь сейчас.