Прыжки с парашютом с неприступных горных вершин, многокилометровые переходы на снегоходах при температуре минус 40 градусов, кругосветные путешествия на яхтах и автомобилях. И ради чего все это? Тот, кто отваживается на такие эксперименты, вряд ли задается этим вопросом. Иногда он даже не совсем понимает, зачем именно пускается в подобные авантюры. Но точно знает, что без них жить просто не может. Ведь им движет жажда подвига.
«Большой спорт» представляет обзор самых громких экстремальных экспедиций 2008 года.
16-летний калифорниец Зак Сандерленд может попасть в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой яхтсмен, в одиночку совершивший кругосветное путешествие на яхте. Родившийся в многодетной семье корабельного плотника, Зак с детства бороздил океан – то с отцом, то со старшими братьями. А по достижении совершеннолетия решил отправиться в самостоятельное кругосветное плавание на подаренной отцом однопарусной яхте Islander. В течение четырех месяцев подросток готовил судно, в апреле 2008-го стартовал из Лос-Анджелеса. Сандерленд планировал завершить свое путешествие ровно через год, однако из-за погодных условий несколько отклонился от ранее намеченного графика. Конечно, попытка Зака интересна сама по себе, однако если он хочет попасть в историю, нужно торопиться – австралиец Дэвид Дикс, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса как самый молодой яхтсмен, в одиночку совершивший кругосветное путешествие, установил свое достижение в 17-летнем возрасте. А это значит, что у Зака осталось не так много времени.
Зимой прошлого года восемь москвичей, в числе которых был и глава Mirax Сергей Полонский, отправились на снегоходах к поселку староверов Килиных и Брагиных, более двадцати лет живущих вдали от цивилизации, в самой глуши сибирской тайги. 1000 километров снежных полей и непроходимых участков, 40-градусный мороз и полное отсутствие связи. «Водку мы старались экономить. Выпили всего 64 литра. 6 литров осталось», – написал впоследствии в своем интернет-дневнике глава Mirax. Самое страшное произошло, когда участники экспедиции не смогли обнаружить сброшенное им с вертолета топливо, оказавшись буквально на грани выживания. Но отчаянных бизнесменов выручила 200-литровая бочка, оставленная ими же три года назад, во время предыдущей неудачной экспедиции. После трех часов напряженных поисков ее все же удалось обнаружить. «В поездках, подобных той, из которой я вернулся в понедельник, по-настоящему понимаешь, что слова “нет” просто не существует. Когда анализируешь успешных людей, замечаешь, что, как правило, они ставят перед собой невыполнимые задачи – и достигают их, несмотря на то что все вокруг голосят о невозможности и нереальности затеи. То есть фактически успешные люди снова и снова преодолевают слово “нет”, отодвигают планку еще дальше», – резюмировал уже в Москве Сергей Полонский.
Российский путешественник-экстремал обогнул Антарктиду на яхте «Алые паруса» за 96 суток 19 часов, преодолев за это время пятнадцать с половиной тысяч миль. Всемирный парусный совет по регистрации рекордов утвердил результат Конюхова в качестве высшего мирового достижения для однокорпусных яхт под управлением одного человека. В числе инициаторов путешествия был Королевский яхт-клуб австралийского Олбани, с 2000 года пытавшийся найти смельчака, который прошел бы неизведанный доселе маршрут. Его благополучное завершение дало добро на проведение регулярных соревнований на Кубок Антарктиды. Эти турниры станут самыми экстремальными состязаниями на Земле. А в самом начале 2009 года на яхте «Торговая сеть “Алые паруса”» Конюхов в очередной раз обогнул мыс Горн, носящий имя «Яхтенный полюс планеты».
В течение десяти лет англичанин Найджел Джиффорд, владелец туристического агентства, специализирующегося на организации экстремальных путешествий, вынашивал идею парашютного прыжка над Эверестом. Однако только несколько лет назад у него появились реальные возможности осуществить свою мечту – заручившись долгожданной поддержкой местного правительства, Джиффорд вместе со своим непальским партнером Суманом Пандеем начал проработку технических деталей этого опаснейшего мероприятия. Исторический прыжок был совершен осенью 2008-го, когда три спортсмена из Великобритании, Новой Зеландии и Канады покинули самолет на высоте более 9000 метров, почти полторы минуты провели в свободном падении, после чего, раскрыв парашюты, пролетели вдоль склона высочайшей вершины мира. Для прыжка в холодном разреженном воздухе экстремалам пришлось использовать кислородные маски, парашюты повышенной толщины и специальные костюмы.
Летом минувшего года итальянские альпинисты Франко Николини и Диего Джованни взобрались на 82 альпийских четырехтысячника всего за 60 дней, побив, таким образом, рекорд словенца Михи Валича, которому для этого потребовалось 102 дня. Самое интересное, что для передвижения между вершинами спортсмены не использовали моторизованную технику, преодолевая расстояния на лыжах, велосипеде или пешком. Первоначально компанию Николини и Джованни составил еще и Мирко Меззанотти, однако, получив травму ноги, он выбыл из проекта. По словам Николини, к этой экспедиции он готовился более трех лет. Первым же попытку покорить 82 вершины за минимальное время предпринял француз Патрик Беру, однако тогда эксперимент закончился трагически – отважный альпинист погиб.
В мае 2008 года британский яхтсмен Адриан Флэнаган завершил свое трехлетнее кругосветное путешествие через Северный морской путь. По словам самого героя, «плавание было долгим и трудным, наполненным моментами удовольствия и ужаса». Однако Совет по регистрации мировых рекордов под парусами не признал достижение Флэнагана, поскольку ему пришлось воспользоваться помощью российского ледокольного конвоя, отбуксировавшего яхту в Мурманск. Но не только этот факт связывает британского путешественника с Россией – в подготовке экспедиции принимал активное участие бывший в то время губернатором Чукотки Роман Абрамович, который и помог получить разрешение на одиночное плавание по Северному морскому пути.
Двукратный чемпион мира по парашютному спорту, основатель бейс-клаймбинга Валерий Розов совершил в сентябре 2008-го прыжок с отрога Эльбруса – вершины Кюкюртлю (4600 метров), установив тем самым новый рекорд Европы по высоте бейс-прыжка. В свободном падении при перепаде высот 1500 метров Розов провел 52 секунды, за которые, отделившись от стены, преодолел расстояние порядка трех километров. Это стало возможным благодаря использованию костюма-крыла с «перепонками» между рук и ног спортсмена, призванного увеличить дальность полета. «Мы более полугода работали над этой идеей – хотелось сделать проект именно на Кавказе и вступить, таким образом, в негласное соревнование с европейскими коллегами», – прокомментировал свое достижение Валерий.
В мае 2009 года завершится кругосветная экспедиция, участники которой проедут 20 стран на автомобилях с нулевым выбросом CO2. Проект «Париж / Нью-Йорк – Трансконтиненталь-2009» призван стимулировать использование топлива, созданного на основе возобновляемых источников энергии, а также привлечь внимание общественности к проблеме защиты окружающей среды и минимизировать воздействие на нее человека. Не случайно большая часть расстояния была преодолена в зимние месяцы по снегу, льду и глубоко промерзшей почве, на которой не остается следов от шин. Руководитель проекта Матиас Ешке – путешественник-экстремал со стажем. В 2007 году на внедорожнике Wrangler Unlimited в модификации Rubicon он поднялся на самый высокий вулкан в мире Охос-дель-Саладо (6646 метров), расположенный в Чили. Это достижение было занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое высокогорное восхождение на автомобиле.
26 января 2009 года азербайджанская экспедиция во главе с министром экологии и природных ресурсов Гусейном Багировым достигла Южного полюса, где торжественно водрузила государственный флаг. Таким образом, Азербайджан стал первой мусульманской страной, добившейся такого успеха. Во время экспедиции Багировым и его коллегами было проведено 459 наблюдательных измерений, связанных с метеорологией и климатом. На пути к Южному полюсу экспедиция поднялась на самую высокую вершину Антарктиды – гору Винсон высотой 5140 метров. Как заявил сам министр, останавливаться на достигнутом он не собирается и готовит новые экстремальные проекты. Правда, их подробности пока не раскрываются.
Швейцарец Жан-Филипп Патье в течение многих лет работал в семейной булочной, пока в 45-летнем возрасте вдруг неожиданно не увлекся экстремальным спортом. Почувствовав жажду экстрима, он принял участие в чемпионате мира по ралли, автомарафоне «Париж–Дакар» и даже побывал в Антарктиде. Однако наиболее примечательных успехов 57-летний экстремал добился, передвигаясь по миру на велосипеде. Сначала швейцарец установил рекорд пересечения Австралии, а в 2008-м – Америки. Стартовав 22 августа на Аляске, Жан-Филипп преодолел 24 698 километров по Трансамериканскому шоссе и финишировал в аргентинском городке Ушуайя на Огненной Земле через 119 дней 22 часа и 15 минут, установив тем самым мировой рекорд. Прежнее достижение швейцарец улучшил сразу на 20 дней. «Обычные люди способны на все, стоит лишь захотеть», – заявил рекордсмен, которому в свое время были сделаны три операции на сердце.