Хозяйка российской гимнастики

Большой спорт №4 (32) Апрель 2009
Дмитрий Маслов
О том, насколько реально увеличить количество разыгрываемых наград в художественной гимнастике и кто именно может способствовать сему процессу, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает Ирина Винер.

В иерархии летних видов спорта художественная гимнастика, безусловно, занимает в России одно из первых мест. Прежде всего потому, что эта дисциплина была придумана и рождена именно в СССР, в Ленинградском государственном институте физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, и имеет все основания претендовать на звание национального вида спорта. О том, насколько реально увеличить количество разыгрываемых в этом виде наград и кто именно может способствовать сему процессу, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает главный тренер сборной России и президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер.

В конце 2008 года вы возглавили Всероссийскую федерацию художественной гимнастики. Изменился ли в связи с этим ваш ритм жизни?

Фактически я возглавляла федерацию, еще будучи вице-президентом. Наш экс-президент Сергей Ястржембский всегда был очень занят, и мне приходилось присутствовать вместо него на различных совещаниях. Сейчас же он, по сути, стал «свободным художником» и уезжает на весьма продолжительное время, часто оказываясь недоступным. Поэтому мы решили, что я буду возглавлять федерацию до тех пор, пока не найдем достойную кандидатуру на пост президента. Но я не хочу брать на себя эти обязанности. Мечта всей моей жизни – сосредоточиться на тренировках.

По сообщению некоторых спортивных СМИ, вы уже предлагали кому-то пост главы Всероссийской федерации художественной гимнастики. Это правда и кому именно было сделано такое предложение?

Не совсем так. Конечно, у меня были определенные мысли на этот счет. Я даже хотела пригласить на пост президента Алину Кабаеву. Однако она тоже очень занятой человек – депутат Госдумы, к тому же ей всего 25 лет. Но меня не покидает идея, что кто-то из моих воспитанниц может стать главой федерации. Тем более что пост вице-президента сегодня занимает Ирина Чащина. Возможно, мы найдем красивую и мудрую женщину из другой сферы, которая сможет осуществлять руководство российской художественной гимнастикой.

Человека из какой именно сферы вы бы хотели видеть на посту главы Всероссийской федерации художественной гимнастики?

Из любой – главное, чтобы он любил художественную гимнастику, видел в ней искусство в сочетании со спортом, вникал во все проблемы и имел для этого необходимое время.

Как отразился на российской художественной гимнастике мировой финансовый кризис?

В Новогорске, где мы тренируемся, своего рода поднебесный рай. Здесь чисто, светло и все мысли только о работе. Не могу сказать, что нам резко урезали финансирование, – государство делает для нас все возможное. Мы вызываем на сбор достаточное количество гимнасток.

Гимнастка должна любить себя, не делать лишней работы, чтобы не получить травму. Кроме того, каждая кандидатка в сборную обязана уметь преодолевать себя, не идти на поводу у своего настроения и эмоций

А какая основная задача стоит перед президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики. Это все же поиск средств или что-то еще?

Сергей Ястржембский занимался отнюдь не вопросами финансирования. По нашей просьбе он пытался убедить руководителей регионов России создавать условия для занятий художественной гимнастикой, в частности строить залы. Вдобавок бывают совещания, на которых необходимо присутствие главы федерации. Там решаются вопросы проведения всевозможных молодежных и взрослых чемпионатов.

Почему вы решили выйти из технического комитета Международной федерации гимнастики (FIG)?

После принятия решения о проведении молодежных Олимпийских игр мне нужно было сконцентрироваться на новом цикле подготовки спортсменок. За несколькими зайцами угнаться, как известно, сложно, поэтому я решила сосредоточиться на чем-то одном. К тому же я очень устала от необходимости выезжать на различные заседания FIG и бросать команду. Помимо этого, постаралась, чтобы мое место не было пусто. Сейчас его заняла Наталья Кузьмина – она вице-президент FIG. Кроме того, президентом технического комитета FIG стала Мария Шишковская, уже 25 лет проработавшая в нем и отлично знающая как теорию, так и практику художественной гимнастики.

А может ли измениться отношение к российским гимнасткам в связи с пертурбациями в руководстве FIG?

Российские гимнастки не нуждаются в каком-либо особом отношении – нужно просто безошибочно справляться с программой. Другое дело, что у каждого судьи может появиться собственное мнение по поводу того, соответствует ли музыка образу. К этой оценке прибавляются десять баллов за исполнение и оценка за трудность упражнения. Двое судей оценивают «трудность» тела и двое – «трудность» предмета. Эти баллы складываются и делятся пополам.

В новом олимпийском цикле в художественной гимнастике введена новая система оценок. А насколько она необходима этому виду спорта?

Если говорить о том, что художественная гимнастика – это искусство, так же как и фигурное катание или синхронное плавание, то новая система оценок необходима. Наверное, десять баллов – это много, ведь достаточно странно, когда люди, не имеющие музыкального образования, оценивают, смогла ли спорт­сменка создать образ на ту или иную музыку. Надеюсь, четыре судьи достигнут баланса и средняя оценка будет соответствовать выступлению гимнастки.

Художественная гимнастика всегда считалась субъективным видом спорта, а сейчас она станет еще более субъективной. Вас это не пугает?

Пугает. Ведь если та же Елена Исинбаева прыгнула на пять метров, а соперницы – нет, здесь все ясно, а в нашем виде спорта возможны толкования. Я бы не стала говорить о том, что россиянки более приспособлены к новой системе судейства – никто из наших соперниц не «спит», у каждого есть своя оригинальная техника исполнения, и ставшие обязательными рискованные элементы дают возможность демонстрировать свой эмоциональный заряд. Поэтому мы должны работать с тем же усердием, что и раньше, и ни в коем случае не думать о том, что мы лучше. Это первый шаг к поражению.

Некоторое время назад вы заявляли, что одна из американских телекомпаний могла бы лоббировать увеличение количества разыгрываемых наград в художественной гимнастике. И как обстоит с этим дело сейчас?

Я говорила о том, что увеличение количества медалей может пролоббировать только телевидение. Только оно может привлечь внимание к проблеме, когда в течение двух дней не интересно смотреть одно и то же в групповых упражнениях и индивидуальной программе, а предпочтительнее в один день посмотреть соревнования в многоборье, а в другой – в отдельных видах. Если такое мнение выскажет авторитетная телекомпания, например NBC, транслирующая Олимпийские игры, то МОК придется прислушаться. При этом не потребуется увеличения количества участниц, равно как и числа дней, в течение которых проводятся соревнования. Но рост числа разыгрываемых медалей позволит новым странам всерьез заняться развитием художественной гимнастики и составить конкуренцию нынешним лидерам.

Этот вопрос действительно стоит на повестке дня?

Пока эти рассуждения гипотетические. Думаю, что до тех пор, пока американки не показывают высоких результатов в художественной гимнастике, телекомпаниям из этой страны данный вопрос не особенно интересен.

Мечта всей моей жизни – сосредоточиться на тренировках. Поэтому я хотела пригласить на пост президента Алину Кабаеву. Однако она тоже очень занятой человек – депутат Госдумы, к тому же ей всего 25 лет. Но меня не покидает идея, что кто-то из моих воспитанниц может стать главой федерации. Тем более что пост вице-президента сегодня занимает Ирина Чащина. Возможно, мы найдем красивую и мудрую женщину из другой сферы, которая сможет осуществлять руководство российской художественной гимнастикой

И как же решить эту проблему?

Очень просто – нужно подготовить чемпионку из США хотя бы в отдельном виде программы.

Со сборной России тренируется гимнастка из Азербайджана. Вы заключили соглашение о сотрудничестве с местной федерацией?

У нас тренируются еще и спортсменки из Узбекистана, Японии и других стран. В прошлом году занимались американки. Контрактов мы не подписываем – приезжают одноразово, получают заряд энергии от российских звезд. Тренеры учат их всему, что умеют, ничего не скрывая.

А как вы относитесь к перспективе выступления гимнасток, не проходящих в основной состав сборной России, за другие страны?

С удовольствием бы отдавала спортсменок в другие страны, чтобы поднять там уровень развития художественной гимнастики. Но, к сожалению, в большинстве государств им не предоставляют гражданства, для его получения требуется около восьми лет. Я бы отправила гимнасток в любую страну. Если говорить о странах бывшего СССР, то такая практика уже есть: на Олимпиаде в Пекине серебряную медаль завоевала представлявшая Белоруссию бывшая россиянка Инна Жукова.

Какие требования вы предъявляете к кандидаткам в сборную России?

Во-первых, здоровье. Гимнастка должна любить себя, не делать лишней работы, чтобы не получить травму. А во-вторых, каждая кандидатка в сборную обязана уметь преодолевать себя, не идти на поводу у своего настроения и эмоций.

Насколько вы удовлетворены отношением к делу российских гимнасток?

На данный момент – на 50 процентов. Замечаю с их стороны «горение», то есть желание работать, однако это далеко не всегда соответствует их морально-волевым качествам.


Система судейства в художественной гимнастике

Начиная с 2009 года в художественной гимнастике приняты новые правила судейства. Главное нововведение – оценка за так называемые элементы риска, сверхсложные элементы, вероятность ошибки в которых всегда очень велика. Если раньше спортсменки делали их просто так, для удовольствия публики и собственного, то теперь за них будут давать соответствующие баллы. Правда, из 18 обязательных элементов, которые раньше можно было сделать в течение программы, оставили лишь 12. Кроме того, появилась третья оценка – десять баллов, – которая ставится за образ, созданный гимнасткой на выбранное музыкальное произведение.