Подмосковный «Атлант» – главная сенсация минувшего сезона в КХЛ. Неудачно начавший регулярное первенство клуб был на грани непопадания в плей-офф, однако, пригласив на пост главного тренера Милоша Ржигу, совершил стремительное восхождение по турнирной таблице. А затем блестяще выступил в Кубке Гагарина, где дошел до финала.
«Большой спорт» разобрался в причинах успеха подмосковного коллектива и нашел сразу семь, позволяющих считать завоевание серебряных медалей не случайным, а закономерным.
Костяк базирующейся в Мытищах команды составляют опытные и мастеровитые хоккеисты. Они успели хорошо сыграться за несколько проведенных вместе сезонов. Защитники Максим Семенов, Вадим Хомицкий и Дмитрий Быков, форварды Александр Нестеров, Алексей Глухов, Ян Булис и звездный Сергей Мозякин были в «Атланте» еще в период, когда его тренировал Петр Воробьев, сделавший ставку на надежную игру в обороне. Особое внимание на действия у своих ворот обращал и Федор Канарейкин – еще один наставник, закладывавший фундамент нынешнего успеха. Его преемникам оставалось только следовать избранным курсом, а менеджменту клуба – точечно усиливать состав. Что с успехом удалось сделать. Несмотря на несколько проколов вроде подписания контракта с Крисом Бурком, межсезонную трансферную кампанию «Атланта» можно назвать успешной. Особенно по части привлечения в клуб добротных и недорогих игроков с российскими паспортами.
За годы работы в России у чешского специалиста сложилась репутация плохого методиста, но хорошего мотиватора. В «Атланте» первую из этих ролей исполнил готовивший команду к сезону Николай Борщевский. У молодого тренера не хватило опыта и жесткости для того, чтобы принимать правильные решения в официальных матчах, однако с задачей вывести хоккеистов на нужный функциональный уровень он справился. Так что Милош Ржига пришел отнюдь не на пустое место. И привнес в коллектив свою экспрессию, эмоциональность, а также хорошее знание психологии. Именно после «воспитательного» невключения в состав на некоторые матчи плей-офф преобразились Ян Марек и Сергей Мозякин, наконец-то избавившийся от репутации некубкового игрока. «С ним работать очень весело. Тренировки небольшие, но интенсивные, на них всегда царит хорошее настроение» – так капитан «Атланта» рассказал о сотрудничестве со Ржигой.
По инициативе Ржиги «Атлант» пополнили несколько хоккеистов. Словацкий защитник Ярослав Обшут с ходу стал выступать в первой паре, а в плей-офф разделил с одноклубником Ильей Гороховым третье и четвертое места в списке самых результативных игроков своего амплуа. Оказавшийся невостребованным в СКА Андрей Зюзин добавил надежности обороне. Экс-форварды «Спартака» Игорь Мусатов и Илья Каблуков позволили увеличить глубину состава и своей качественной игрой заслужили вызов во вторую сборную России. А Федор Федоров и вовсе поразил. Изгнанный по ходу сезона из магнитогорского «Металлурга» и «Нефтехимика», младший брат легендарного центрфорварда в 27 матчах регулярного чемпионата КХЛ набрал рекордные для себя 26 (9+17) очков за результативность. Да и в плей-офф был одним из лучших в команде. Удачным оказалось и приглашение из ЦСКА соотечественника главного тренера Яна Марека. Поначалу не проходивший в состав, строптивый чех все же сумел подстроиться под требования Ржиги и в решающих стадиях плей-офф проявил себя одним из лидеров «Атланта».
В сезоне 2009/2010 за последний рубеж обороны в «Атланте» отвечали иностранцы. Сейчас же ставку сделали на вратарей с российскими паспортами, причем оба появились в Мытищах во многом случайно. Не устраивавший главного тренера ЦСКА Сергея Немчинова Константин Барулин расторг контракт по инициативе работодателя и достался подмосковному клубу бесплатно. Нечто схожее произошло и с Виталием Ковалем, которому в минском «Динамо» предложили перезаключить соглашение на худших финансовых условиях. А после его отказа попросили искать новое место работы. Именно эта пара «невостребованных» стала лучшей в плей-офф, где, как известно, вратарь – это даже не половина команды, а больше. В первом раунде против «Северстали» солировал Коваль, а когда он получил травму, на авансцену вышел Барулин. И сыграл так, что у экспертов, определяющих лучшего игрока плей-офф КХЛ, практически не осталось выбора. Звездным часом Константина стала серия против «Локомотива», в которой он пропускал в среднем по 1,88 шайбы за матч и отразил 93,5 процента бросков. Это лучшие показатели среди коллег по амплуа в лиге.
Форвард, которому 18 апреля исполнилось 40 лет, из-за семейных проблем самостоятельно готовился к сезону в Канаде, а к команде присоединился лишь в середине октября. И с ходу заиграл в первом-втором звене. Да как! Ветеран – первый в истории хоккеист, сделавший два хет-трика в ходе одного розыгрыша Кубка Гагарина. Стоит ли говорить, что именно Олег является самым возрастным в истории автором трех заброшенных шайб в одном матче КХЛ. Впрочем, Петров выделялся не только на площадке, но и за ее пределами. Форвард с богатейшим опытом игры в NHL заразил одноклубников уверенностью, что им по силам обыграть укомплектованный звездными игроками СКА. И не стеснялся через прессу отвечать на нападки хоккеистов из Санкт-Петербурга. Высказывание же Олега о том, что в России выступают не подошедшие заокеанской лиге игроки, вызвало резкую реакцию у президента КХЛ Александра Медведева, потребовавшего публичных извинений. Обладатель Кубка Гагарина в составе «Ак Барса» их принес.
После того как в июне 2009 года собрание акционеров «Атланта» отправило в отставку гендиректора клуба Леонида Вайсфельда и назначило на эту должность директора «Арены-Мытищи» Андрея Веревко, скептики заговорили о грядущем развале команды. И ошиблись. «Человек не из мира хоккея» без лишнего шума сумел организовать работу так, чтобы было комфортно всем – от хоккеистов до журналистов и болельщиков. «Такого прекрасного коллектива, начиная от игроков и заканчивая руководством, еще не встречал. Меня абсолютно все устраивает» – под этими словами Олега Петрова могут подписаться многие. За время, проведенное в «Атланте», Веревко превратился из исправно делающего свою работу функционера в генератора нетривиальных идей и публичную фигуру, позволяющую себе высказываться по самым животрепещущим проблемам лиги – от судейства до высокомерного поведения руководителей команды-соперника. И инициировать перемены. Сейчас же, после сверхуспешного для клуба сезона, гендиректору придется демонстрировать прежде всего навыки переговорщика. Ибо спрос на серебряных призеров чемпионата России неизбежно возрастет, многие хоккеисты потребуют увеличения сумм личных контрактов. А найти компромисс между их амбициями и возможностями клуба очень непросто.
«Атлант» – первый и на данный момент единственный в истории Кубка Гагарина клуб, выигравший серию, по ходу которой он уступал со счетом 1:3. Думаете, случайность?
Многие из нас видели усталые глаза главного тренера столичного «Динамо» Олега Знарока в заключительном матче серии с рижскими одноклубниками. Его команда была объективно сильнее, но раз за разом проигрывала. И измученный Знарок утратил веру в конечный успех, что мгновенно передалось хоккеистам. Ржига же после поражений от СКА рвал и метал – бросал планшетки на лед, критиковал судей. В общем, делал все, чтобы заставить своих подопечных поверить в то, что неудача – случайность, и заставить сыграть через не могу. Что они и делали. Тот же Сергей Мозякин, появившийся в седьмом матче серии в Санкт-Петербурге несмотря на травму. Или Вадим Хомицкий, вышедший на лед со сломанным пальцем на ноге. И фортуна повернулась лицом к тем, кто больше хотел победить.
Спросите, где она была в финале Кубка Гагарина? О везении можно говорить в поединке с сопоставимым по классу соперником. «Салават Юлаев», бюджет которого в два раза больше, чем у мытищинцев, а средний класс игроков гораздо выше, к таковым, к сожалению, не отнесешь.
1/8 финала
«Атлант» – «Северсталь» 4:2
1/4 финала
СКА – «Атлант» 3:4
1/2 финала
«Локомотив» – «Атлант» 2:4
Финал
«Салават Юлаев» – «Атлант» 4:1