Подготовка к проходящему в Словакии чемпионату мира по хоккею прошла для сборной России в невиданных прежде обстоятельствах. Пока Вячеслав Быков и Игорь Захаркин завоевывали с «Салаватом Юлаевым» Кубок Гагарина, с национальной командой работали Валерий Брагин и Андрей Назаров. По возвращении же тренерского дуумвирата из Уфы выяснилось, что для рулевого «Витязя» места в штабе нет. Назарову предложили во многом формальную должность скаута. В ответ получили демонстративный отказ с высказыванием недовольства через СМИ.
Не вдаваясь в рассуждения об этичности поступка Быкова и Захаркина, «Большой спорт» анонсирует перемены в карьере самого тренерского дуэта, предполагая, что произойдут они вне зависимости от места, которое займет сборная России на первенстве планеты.
В день, когда «Салават Юлаев» выиграл у «Атланта» пятый матч финальной серии Кубка Гагарина, от руководителей уфимского клуба ждали не только поздравлений в адрес тренерского штаба, но и торжественного предложения Быкову и Захаркину продлить закончившиеся контракты. Благо рулевой сборной России сам заявлял о желании остаться в Уфе. Но председатель правления клуба Николай Курапов предпочел взять паузу, а в ответ на прямой вопрос о перспективах БиЗов, как называют тандем наставников в прессе, принялся рассуждать о порочности практики совмещения постов. Ибо золотые медали – это, конечно, здорово. А то, что по ходу сезона команда на длительный срок остается без главного тренера, – не очень. Да и стремление Быкова делать ставку исключительно на опытных именитых игроков не вызывало в столице Башкирии энтузиазма. Руководители клуба не раз заявляли о стремлении выстроить вертикаль «Толпар» (МХЛ) – «Торос» (ВХЛ) – «Салават Юлаев», позволяющую молодым хоккеистам прогрессировать и в конечном итоге попадать в состав главной команды республики. Однако по ходу сезона Быков лишь считаное число раз посетил матчи «младших» команд, предпочитая латать появлявшиеся в составе бреши не с помощью местных воспитанников, а путем приглашения хоккеистов извне. В том числе легионеров.
Несмотря на публичные заявления о необходимости ограничить количество иностранцев в российских клубах КХЛ до трех человек, главный тренер «Салавата Юлаева» воспользовался пунктом регламента, позволяющим за внушительную денежную сумму заявить шестого, «лишнего» варяга. Подобную нестыковку слов и дела можно объяснить завидным финансовым положением уфимцев, которые «не постоят за ценой» ради победы. И сказать, что у соперников, большинство которых проигнорировали эту опцию, просто нет достаточного количества средств. Но это будет правдой лишь отчасти. Ибо у той же «Магнитки» также не наблюдается особых проблем с деньгами, а иностранцев пять, да и «масочники», включающиеся в «Салавате Юлаеве» в заявку лишь для проформы, исправно выходят на площадку. И даже забрасывают решающие шайбы в плей-офф. Как это сделал 19-летний Павел Здунов в матче с теми же уфимцами. Гол этого юного воспитанника магнитогорского хоккея в ворота Эрика Эрсберга породил десятки аналитических статей в прессе. И лейтмотивом абсолютного большинства из них была следующая мысль: «Салават Юлаев» побеждает, скупая готовых игроков за счет почти неограниченных финансовых возможностей, местной же молодежи Быков с Захаркиным шансов не предоставляют. А раз так, то какой прок российскому хоккею от деятельности этих тренеров в клубе?
Наказ президента
Богатых в России не любят – это факт, однако надо признать: идя по наиболее простому пути, тренерский тандем сам дал повод для критики. К ней, кстати, прислушался и президент Башкирии Рустэм Хамитов, который не в восторге от сложившегося у клуба имиджа финансового, а не спортивного чемпиона. В своем блоге наряду с поздравлениями в адрес «Салавата Юлаева» с завоеванием трофея глава региона написал: «В следующем сезоне руководство клуба обещает сформировать одну пятерку из уфимской молодежи. Это обязательно нужно сделать. Важно». Зная, какую роль играет руководство республики в судьбе хоккейной команды, можно не сомневаться: эти слова будут восприняты как прямое руководство к действию.
А между тем Вячеслав Быков не раз заявлял, что выступает против искусственного привлечения в состав юниоров. Да и работать с «уфимской молодежью» – далеко не то же самое, что со зрелыми мастерами, каждый из которых по классу готов сыграть в национальной команде. Времени, в том числе на просмотр матчей «Толпара», и усилий потребуется гораздо больше. Смогут ли справиться с задачей тренеры-совместители? Судя по паузе, взятой руководством «Салавата Юлаева», в положительном ответе на этот вопрос в клубе не уверены.
В Уфе явно ждут окончания чемпионата мира, после которого, может статься, вопрос о совместительстве снимется сам собой. Ведь перед тренерским штабом сборной России поставлена задача завоевать медаль. И в случае ее нерешения могут последовать оргвыводы. А вернуться на сей раз с наградой будет куда сложнее, чем год назад. В олимпийском сезоне многие ведущие сборные отнеслись к первенству планеты как к второстепенному турниру, прислав на него далекие от оптимального составы. Сейчас же ситуация принципиально иная. Главный тренер сборной Канады Кен Хичкок собрал один из лучших ростеров за последние годы и формулирует задачу предельно четко: выступить не хуже, чем в олимпийском Ванкувере.
Сильны и европейские команды. Прежде всего обыгравшие россиян на последнем этапе Евротура действующие чемпионы мира чехи, за которых выступает вратарь Томаш Вокоун, ставший главным творцом успеха на предыдущем первенстве планеты.
У россиян же с последним рубежом обороны ситуация не столь радужна. Быков с Захаркиным сделали ставку на проведшего самый неудачный за последние годы сезон Евгения Набокова. После расставания с питерским СКА именитый голкипер не имел игровой практики в клубе. Более того, из-за неясного правового статуса (дисквалифицировавший его NHL New York Islanders мог запретить Евгению выступить на чемпионате мира) сыграл лишь один матч за национальную команду в преддверии главного турнира сезона. Причем далеко не лучшим образом. В то же время выражавший желание защищать цвета страны, безусловно, лучший на данный момент отечественный голкипер Илья Брызгалов так и остался невостребованным. Что ж, выбор между двумя вратарями, каждый из которых не желал быть запасным, БиЗы сделали. Причем выбор неочевидный, и отвечать за него в случае неудачи придется именно тренерам.
А вот найти виновного в скандале, связанном с демонстративным уходом из национальной команды Андрея Назарова, сложнее. С одной стороны, ключевые решения в сборной принимает главный тренер. И если Быков решил, что рулевой «Витязя» будет полезнее не при непосредственной работе с командой, а в роли скаута, – значит так тому и быть. В то же время любой мало-мальски знакомый с хоккейной реальностью человек знает, что скаут на чемпионате мира – должность не более чем формальная. И приглашать на нее человека, возглавляющего клуб КХЛ, – это все равно что в культурной форме сообщить о незаинтересованности в его услугах. Ибо представлять состав соперника по звеньям и рассказывать, кто играет у него в неравных составах, может любой серьезно интересующийся хоккеем болельщик. Так что обида Назарова, заявившего: «Если бы мне раньше сказали, что я буду скаутом, я бы сразу ответил, что мне это не подходит», абсолютно понятна. Тем более что в отсутствие БиЗов, занятых в Кубке Гагарина с «Салаватом Юлаевым», именно он наряду с Валерием Брагиным выполнял за них тренерскую работу. А тут вдруг резко стал невостребован. Возвращаясь в недавнее прошлое, можно заметить, что история, случившаяся с Назаровым, довольно типична. Только раньше люди уходили тихо, без публичного высказывания недовольства. Как Сергей Немчинов, на чемпионате мира 2007 года в Москве также переведенный из тренеров в скауты. Или Вячеслав Буцаев, в бытность работы Быкова в ЦСКА перемещенный с тренерской скамейки на трибуну. В «Салавате Юлаеве» завершившегося сезона схожую процедуру пережил Сергей Герсонский. Вспоминая все эти случаи, мы ни в коей мере не осуждаем главного тренера сборной России и его бессменного помощника. Возможно, Быков и Захаркин столь самодостаточны, что третий на скамейке запасных действительно становится «лишним». Ведь результат тренерский тандем дает. Правда, упорство, с которым этот самый тандем замыкает на себе решение всех мало-мальски важных задач в национальной команде, делает по меньшей мере наивными рассуждения о преемственности. Так что когда БиЗы все-таки уйдут, ФХР придется формировать тренерский штаб сборной России фактически с нуля.
Произойдет ли это уже после текущего чемпионата мира? Отвечая на вопрос о своем желании продолжить клубную карьеру, Вячеслав Быков был откровенен: «В любом случае следующий год – 100 процентов. А там видно будет». Так что если ФХР в случае неудовлетворенности итогами выступления сборной России потребует у тренерского дуэта определиться, далеко не факт, что выбор будет сделан в ее пользу. Ведь в клубах КХЛ платят гораздо больше, чем в сборной. К тому же обладателям Кубка Гагарина. Это «Салават Юлаев» уже взошел на вершину и ставит перед собой новые цели вроде достижения результата, в том числе и силами местных воспитанников. Другие, только мечтающие о победе, готовы платить, не выдвигая обременительных условий. По крайней мере из грандов, до сих пор остающихся без главного тренера, о незаинтересованности в услугах Быкова и Захаркина объявил лишь СКА.