В детстве я занималась синхронным плаванием, но как-то раз мама рассказала мне о керлинге. Сначала я очень удивилась, но попробовала – и втянулась. В любом деле для меня важен коллектив, а здесь он оказался что надо. Ходить на тренировки, общаться с людьми было очень приятно. В общем, все совпало. Поначалу отбора в секцию керлинга не было – брали всех, кто приходил. Особенно приветствовались уже имевшие спортивную подготовку. У нас в команде есть девушки, занимавшиеся фигурным катанием и спортивной гимнастикой. Думаю, для того чтобы преуспеть в керлинге, надо иметь терпение и быстро соображать, уметь предугадывать, оценивать углы отскоков. Особых же требований к физическим данным нет. В молодежной сборной Шотландии выступает очень тучный скип, что не мешает ему достигать хороших результатов. Сейчас керлингом в России начинают заниматься в шесть-семь лет, маленькие дети тренируются с облегченными детскими камнями.
Я увлеклась керлингом в 2000 году, а в 2004-м дебютировала в сборной России. Тренировка заключается в том, чтобы отработать четкую мышечную координацию, развить умение чувствовать, куда летит камень при том или ином типе броска. Помимо занятий на льду у нас есть общефизическая подготовка, направленная на выносливость. Я думаю, что на пик своей карьеры керлингист выходит в 30–35 лет, правда, сейчас есть тенденция и к омолаживанию составов сборных.
В керлинг играют две команды по четыре человека. У каждой по восемь камней с ручками разного цвета, чтобы было легче ориентироваться во время игры. Бросают по очереди – сначала представитель одной команды, затем – другой. Первый номер – лид (lead) – осуществляет первые два броска. Затем наступает очередь второго (second) и третьего – вице-скипа. Когда бросает четвертый – скип, в «доме» стоит вице-скип. Не бросающие в данный момент встают на место свипующего.
Энд заканчивается, когда все 16 камней будут выброшены в одну сторону площадки – в так называемый «дом», который представляет собой своеобразную мишень. В нашем случае она сине-красного цвета.
В следующем энде те же игроки в той же последовательности бросают камни в другую сторону площадки – в такой же «дом». На крупных соревнованиях наподобие чемпионатов мира и Европы последовательность выпуска камней определяется путем «постановки»: перед началом первого энда по одному человеку из команды бросают камень. Команда того, чей камень окажется ближе к центру «дома», имеет преимущество последнего броска. Матчи в керлинге играются с хронометражем времени – каждой команде дается по 73 минуты, так что весь поединок длится максимум 146 минут. За десять эндов команда выполняет по 80 бросков. Разрешены два минутных тайм-аута. Случаются и технические поражения из-за того, что выбран лимит времени.
Очки дают камни, максимально близко расположенные к центру «дома». Грубо говоря, если у моей команды восемь камней в «доме», а у соперника – один, но он ближе к центру, считается только он. Счет станет 1:0 в пользу соперника. Если у него там два камня, то счет 2:0. Как правило, расположение определяется визуально. Если это сделать невозможно, прибегают к помощи специального устройства – циркуля.
Тактика игры выбирается заранее. Перед эндом в зависимости от соперника и счета команда собирается и обсуждает ее. Я в сборной России лид, бросаю первые два камня, от них зависит завязка. Задача – воплотить в игре задумку скипа, функции которого в сборной России выполняет Людмила Прививкова. В зависимости от того, успешны ли мои броски, скип корректирует тактику. Конкретная задача – отправить камень в «дом» или поставить гарда – защитника, который мешает сопернику зайти в зону «дома», – зависит от того, ставим ли мы целью набрать наибольшее количество очков или добиться, чтобы в доме было как можно меньше камней. Последняя тактика эффективна, когда наша команда уже выигрывает со значительным преимуществом. В керлинге есть такая поговорка: меньше камней – меньше проблем.
Скип стоит в «доме» и показывает, куда должен приехать камень. Мы выполняем его указания. Камень движется с определенным вращением – правым либо левым. Его направление показывает скип, поднимая соответствующую руку. Для того чтобы лучше видеть линию движения камня, скип иногда присаживается, в этом нет знака другим членам команды.
Команду свипа (натирание льда щетками) дает человек, стоящий в «доме» и следящий за тем, как движется камень. Такое же право имеет бросающий. Если лед хорошего качества, с помощью свипинга можно продлить путь камня до пяти метров. Сократить же его, если камень пущен слишком сильно, нельзя. Касаться камня во время игры запрещено – в таком случае он снимается.
На один ботинок для керлинга (у правшей – правый, у левшей – левый) надевается антислайдер, для того чтобы сделать подошву нескользящей. Когда игрок выполняет бросок, он снимает антислайдер.
При броске игрок обязан отпустить камень перед синей линией – хоглайном (hogline). Во время соревнований на камни устанавливаются специальные датчики, позволяющие достоверно оценить, сделано ли это. Если игрок касается камня после того, как тот пересек хоглайн,
камень снимается.
Существует два основных вида щеток – с волосяным и синтетическим покрытием. Первая используется, если на льду появился иней и его нужно удалить. Синтетическая (на фото) позволяет путем трения образовать на льду тонкую пленку воды, продлевающую путь камня. Четко оговоренных размеров щеток нет, существующие выработались опытным путем из соображений удобства. Некоторое время назад, когда соревнования проводились на открытом воздухе, щетки напоминали метелки и свиповали ими размашисто, расчищая снег. Сама я однажды в Канаде соревновалась не в помещении, а на настоящем озере.
На соревнования принято надевать черные штаны, однако на Олимпиаде в Ванкувере норвежцы вышли в разноцветных – в ромбиках и кружочках. Зато у всех членов команды они были одинаковы, а единообразие одежды членов сборной – единственное ограничение, прописанное в правилах.