Вы занимали пост первого вице-президента Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России (ФГССР) – организации, курирующей более популярные дисциплины, чем керлинг. Какими мотивами руководствовались, возглавив Федерацию керлинга России?
Мне неинтересно зарабатывать деньги ради них самих, хочется создавать и реализовывать проекты. Кого-то интересует музыка, кого-то – искусство, а меня – спорт. Для меня это и бизнес, и развлечение. Сам я горнолыжник, и работа на руководящих должностях в ФГССР позволила многому научиться. Мы пришли туда с Андреем Бокаревым и Сергеем Королем, когда не было никаких успехов, и фактически создали федерацию с нуля, появились медали чемпионатов мира и Олимпийских игр в сноуборде. Сейчас же начинаю новый, самостоятельный этап – я пришел в вид, который для меня самого был в диковинку, как и для большинства россиян. Однако боязни нет – главные законы спорта везде одинаковы, а опыт работы имеется. В Федерации керлинга не было исполнительной дирекции – структуры, способной управлять процессом создания мощной организации. Ситуация, когда Ольга Андрианова одновременно и возглавляла федерацию, и являлась главным тренером мужской и женской сборных, неэффективна. Без правильного администрирования прогрессировать невозможно. Поэтому мы и начали с исполнительной дирекции.
Основанный вами клуб «Новая лига» широко известен благодаря проведению «Кубка миллионеров», на котором представители бизнес-элиты соревнуются в горнолыжном спорте и сноуборде. Может ли подобная аудитория в массовом порядке увлечься керлингом?
«Кубок миллионеров» – не способ заработать. Его основная задача – популяризировать горные лыжи и сноуборд, воспитать у людей психологию победителей. В свое время с инициативой проведения любительских соревнований, где разрешено было бы рекламировать свою торговую марку среди целевой аудитории, выступил президент «ДОН-Строя» Дмитрий Зеленов. Мы подхватили идею, ведь люди, занимающиеся активным отдыхом, интересны и ФГССР. Название «Кубок миллионеров» скорее шуточное. Мы никогда не соберем в Москве столько любителей горных лыж одновременно, а в Куршевеле это возможно. Декларации о доходах не требуется, участникам не обязательно быть миллионерами.
Сейчас же работаем над организацией подобных соревнований в керлинге. Хотим запустить программу «Народный керлинг», доказать, что это не увлечение олигархов. Планируем заливать дорожки и ставить камни прямо в парках. Другое дело – спорт высших достижений. Первый стадион на четыре дорожки специально для нашего вида мы построили как частные инвесторы. Сейчас выходим с программой создания профессиональных центров, стараемся добиться государственной поддержки людей и компаний, вкладывающихся в строительство подобных объектов.
Вашу команду приглашали в Федерацию керлинга только как менеджеров или с условием вложения определенных средств?
Одно другому только помогает – нищая федерация никому не нужна. Вся ее администрация содержится либо за наши средства, либо за привлеченные и спонсорские. А это достаточно большие суммы. Есть более богатые люди, однако они вряд ли могут сделать столько же для спорта.
Поставлены ли перед Федерацией керлинга конкретные медальные задачи на Сочи-2014?
Мы сами их ставим. Не только высшие спортивные чиновники, но и болельщики хотят, чтобы россияне побеждали в общекомандном зачете на Олимпиаде, завоевывали медали на чемпионатах и кубках планеты. Другое дело, что мы реально оцениваем ситуацию и понимаем: Россия – не мировой лидер. Сейчас наша женская сборная по рейтингу девятая в мире, мужская – девятнадцатая. Задача – сделать резкий скачок в развитии, а имеющимися силами этого не добиться. Поэтому принято решение опираться на лучший международный опыт, пригласить иностранных специалистов. В частности, тренера-консультанта Патти Вутрич, а также спортсменов. Знатоки утверждают, что из 100 лучших команд мира 90 – канадские. Поэтому мы обратили внимание на представителей именно этой страны. Ведь для каждого спортсмена выступление на Олимпийских играх – мечта, а в сборную «кленового листа» пробиться очень нелегко. Другое дело, что результаты приглашенных нами керлингистов на международных турнирах не впечатляют. Поэтому сейчас размышляем, те ли это канадцы, которые нам нужны. В любом случае ставим задачу к концу лета нынешнего года окончательно сформировать команду, с которой будем готовиться к Олимпиаде. Сильнейшие российские игроки продолжают тренировки, выезжают на международные турниры.
А как обстоят дела в женской сборной?
Лучшие зарубежные специалисты, к которым мы обращались за консультацией, уверены: наши девушки очень талантливы. Другое дело, что они молоды – спортсмен в керлинге достигает расцвета в 35–40 лет. Ведь это прежде всего интеллектуальная игра. Мы с Ольгой Андриановой приняли решение, что в преддверии чемпионата мира к работе с женской сборной России будут привлечены иностранные тренеры – как по общефизической, так и по специальной подготовке. Сейчас идет поиск таких специалистов, обращаем внимание на канадцев, норвежцев, шведов.
Вы ставите задачу расширения географии развития керлинга в России «хотя бы до 10 регионов». Кто финансирует эту программу – федерация, федеральный или местные бюджеты?
За развитие нашего вида спорта в регионах отвечает вице-президент федерации Андрей Созин. Керлинг универсален: это игра для компаний, семей, нет никаких ограничений по возрасту, можно играть даже людям, имеющим проблемы со здоровьем. Поэтому потенциальная аудитория весьма велика. В той же Канаде это второй по популярности вид после хоккея, им занимаются полтора миллиона человек. Сейчас для Министерства спорта, туризма и молодежной политики мы составляем программу, где предлагаем определить десять регионов для развития керлинга в стране. Встречаемся с губернаторами, проявляющими интерес к культивированию нашего вида. В частности, глава Тверской области Дмитрий Зеленин уже передал в ведение местной федерации керлинга (ее главой избран вице-губернатор Константин Зуев) один из ледовых дворцов. Там открывается специализированная спортшкола. Провели плодотворные переговоры и с главами Мурманской области, Красноярского края. К тому же верим, что керлинг интересен инвесторам. В Санкт-Петербурге владельцы сети торговых комплексов «Адамант» раньше устраивали в каждом из них каток, сейчас же – дорожки для керлинга. Федерация всегда поддерживает таких людей, дает им возможность проводить соревнования. В целом вижу такую схему создания специализированных стадионов для керлинга. Министерство спорта помогает поставить оборудование, регион дает землю и подключает коммуникации, частный инвестор строит объекты, наша федерация предоставляет тренеров, экипировку, организует детские спортивные школы, проводит соревнования. Очень важно, чтобы находились заинтересованные бизнесмены – именно они являются катализаторами процесса. Им надо только создать благоприятные условия, предоставить определенные льготы.
«Новая лига» выступает соорганизатором этапов Кубка мира и Европы по фристайлу, горным лыжам, лыжным гонкам. После того как вы возглавили Федерацию керлинга России, клуб откажется от каких-то проектов?
«Новая лига» – структура, специально созданная для проведения крупных международных соревнований, пропаганды спорта вне зависимости от специализации. Нам все равно, проводить выступления по горным лыжам, фристайлу, аквабайку или парашютному спорту. Мы амбициозно настроены и по поводу Игр в Сочи, имеем слаженную команду менеджеров. Керлинг – просто новая область. Так уж сложилось, что, проводя соревнования, заработать можно или на спонсорах, или на продаже билетов. Государство и местные бюджеты никогда не покрывают расходы в полном объеме. К сожалению, в нынешнем году мы не смогли найти достаточное количество партнеров. Продали права на показ этапа Кубка мира по акробатике только телеканалу Eurosport. Это тоже продвижение бренда «Новая лига». Но от организации состязаний не отказываемся. Запатентовали нашу рампу – самую большую и современную в мире. Получили предложения принять участие в организации соревнований в Нью-Йорке, Оттаве. В крупных городах, где гор нет, проведение подобных турниров дает колоссальные возможности для спонсорства. Так уж повелось, что в России компании поддерживают спорт благодаря административному ресурсу. Я хочу это перебороть – сделать так, чтобы бизнес-структуры вкладывались по собственной инициативе, правильно оценивая целевую аудиторию.
В преддверии Сочи-2014 у нас в стране своеобразный бум зимних видов спорта. Не опасаетесь, что интерес к ним закончится после Игр, когда все средства пойдут на футбол?
Скептики постоянно вопрошают: зачем стране Олимпиада, идет только разбазаривание денег. А ведь это огромный рывок в развитии – на 20–30 лет вперед. Именно к Москве-1980 были построены аэропорт Шереметьево-2, Олимпийская деревня, спорткомплекс «Олимпийский». Без Игр этого не появилось бы. Колоссально изменится инфраструктура и в Сочинском регионе, да и не только в нем, появятся самые современные в мире спортивные арены.
Я видел, как в Афинах многие олимпийские объекты пришли в запустение, там в буквальном смысле «на камнях растут деревья». В Сочи уже сейчас продумывается, что станет с каждой ареной после Игр. Несколько стадионов отправятся в другие регионы. В частности, керлингистский переедет либо в Ростов-на-Дону, либо в Москву, либо в Санкт-Петербург. Кстати, я являюсь одним из инвесторов этого проекта, в который государство не вкладывает деньги, лишь предоставляет землю и подводит коммунальные сети. Уже думаю о том, что воздвигнуть на месте стадиона после Олимпиады, и очень рад проведению в Сочи этапа «Формулы-1». Ведь это повышает стоимость земли. Равно как и тот факт, что в Сочи состоятся матчи чемпионата мира-2018. Коммерческая составляющая очень важна – необходимо думать о том, как зарабатывать на спортивных объектах. Только за электричество на четырехдорожечной арене для керлинга приходится выкладывать порядка 20 тысяч долларов в месяц. На занятиях с детьми такие деньги не заработаешь. Значит, надо организовывать коммерческие группы для тренировок, привлекать спонсоров.
Неужели вы верите, что олимпийские объекты после Игр будут востребованы?
Спорт сейчас имеет огромную идеологическую составляющую – мы живем от старта к старту. Ждем, когда российский триколор будет подниматься в честь побед наших спортсменов. Спорт толкает вперед науку, медицину, строительную индустрию. И после Олимпиады-2014 и чемпионата мира по футболу подобная ситуация сохранится. Так что я настроен очень оптимистически.