Когда речь заходит о «Формуле-1», то человек, далекий от автоспорта, в первую очередь интересуется максимальной скоростью, которую способны развить болиды на прямой. Но настоящие ценители королевских автогонок знают, что истинная их красота проявляется в поворотах. Именно там происходит борьба между пилотами, и именно в умении максимально быстро преодолевать «эски», «шпильки» и «шиканы» кроется настоящее мастерство гонщиков. Как раз по скорости в поворотах, а вовсе не на прямых, болиды «Формулы-1» не знают себе равных в мире. Неслучайно большинство поворотов на гоночных трассах имеют собственные названия, которые болельщики знают наизусть.
Определить лучшие повороты на трассах «Формулы-1» – задача непростая. Среди гонщиков есть разные мнения: кому-то нравятся скоростные бэнкинги, кому-то – сложные связки, состоящие из нескольких виражей. Есть свои предпочтения и у Виталия Петрова – ему по душе быстрые повороты, а вот медленные «шпильки», по мнению россиянина, слишком скучны. «С точки зрения зрелищности трассы важно, чтобы в ее арсенале были разные повороты – и быстрые, и среднескоростные, – уверен Виталий. – Быстрые виражи интересны гонщикам – там можно показать себя или, наоборот, допустить ошибку. А в средних, которые проходятся на третьей-четвертой передаче, появляется возможность для обгонов. Особенно если им предшествует прямая, где можно воспользоваться слипстримом».
Однако из множества разнообразных поворотов все же можно выбрать несколько самых знаменитых и популярных, которые всегда на слуху у настоящих ценителей автогонок.
Автодром: Circuit de Spa-Francorchamps
Поворот: Eau Rouge / «Красная вода»
Месторасположение: Спа, Бельгия
Связка «Красная вода» в Спа – пожалуй, самый знаменитый и популярный поворот не только в «Формуле-1», но и во всем автоспорте. Бельгийскую трассу вообще называют своей любимой большинство пилотов чемпионата мира, а Eau Rouge – ее истинное украшение. Правда, по телевизионной картинке понять причину такого единодушия среди гонщиков довольно сложно – для этого лучше приехать на Гран-при Бельгии или хотя бы попробовать пройти вираж в симуляторе. Сверхбыстрая связка правого и левого поворотов дополняется значительным перепадом высот – на предшествующей прямой гонщики едут вниз по склону, а затем машина на огромной скорости как будто взлетает на гору. Раньше пройти этот вираж не сбавляя скорости считалось признаком особой смелости и мастерства, а попытки сделать это нередко заканчивались живописными авариями. Однако в последние годы ситуация изменилась – для современных болидов «Формулы-1» это уже не слишком сложная задача.
Виталий Петров:
В этом вираже главное – правильные настройки. На подъеме болид сильно прижимает к земле, и тут очень важно, чтобы машина не касалась днищем асфальта, иначе она потеряет скорость на выходе из поворота, а ведь здесь можно разогнаться до 300 км/ч. С точки зрения пилотажа Eau Rouge не так опасен, как раньше. При нынешнем уровне прижимной силы он легко проходится «в пол» – если, конечно, трасса сухая, что в Бельгии бывает далеко не всегда. Но в прошлом сезоне сложность состояла в том, что управлять болидом тут приходилось одной рукой, второй надо было активизировать воздуховод. Из-за этого и возникали сложности, так как «Красная вода» требует быстрых и очень точных действий рулем.
Автодром: Circuit de Monaco
Поворот: Grand Hotel Hairpin
Месторасположение: Монте-Карло, Монако
Поворот, который также называют Fermon, а ранее он был известен как Loews, можно считать олицетворением знаменитого Гран-при Монако. Узкая 180-градусная «шпилька», окруженная стальными отбойниками, чаще всего иллюстрирует статьи и рассказы о гонке в Монте-Карло, да и обо всей «Формуле-1». Но, как и в случае с Eau Rouge, фотографии и телевизионная картинка просто не в состоянии дать представление об огромном перепаде высот, который приходится преодолевать гонщикам при прохождении поворота. Порой здесь даже случаются обгоны, но чаще атака заканчивается столкновением – ширина трассы в этом месте едва превышает ширину двух болидов «Формулы-1» .
Виталий Петров:
С точки зрения гонщика, ничего особенно интересного в этом повороте нет – торможение, поворот, газ. Да, тут значительный перепад высот, но Grand Hotel Hairpin проходится на очень низкой скорости, так что никаких проблем не возникает, да и эмоций тоже. Правда, теоретически здесь можно обгонять, но для этого надо быть намного быстрее соперника, не менее чем на секунду. Вообще если говорить о Монако, то я бы отметил скорее Piscine («Бассейн») и Casino – там скорости значительно выше и бывает интересно. Но, конечно, все мы понимаем, что присутствие в календаре такой трассы, как в Монте-Карло, – скорее дань традиции, чем спортивная необходимость. Современным реалиям «Формулы-1» она не слишком соответствует.
Автодром: Istanbul Park
Поворот: № 8
Месторасположение: Стамбул, Турция
У большинства знаменитых поворотов длинная история, а некоторые даже старше самой «Формулы-1». Но есть среди них и те, что появились совсем недавно, став творением главного архитектора трасс чемпионата мира Германа Тильке. Наибольшую популярность из «новичков» получил не имеющий пока собственного названия 8-й поворот на турецкой трассе в Istanbul Park. Этот длинный среднескоростной левый вираж стал ключевым местом всего автодрома – в прошедшем сезоне болиды Red Bull отыгрывали здесь у конкурентов едва ли не по полсекунды на каждом круге. Впрочем, вряд ли на такое рассчитывал сам Тильке – никто не ожидал, что проходить этот необычный поворот можно будет так быстро. Причем аналогов ему в современной «Формуле-1» практически нет. К сожалению, дальнейшая судьба «восьмого» пока под вопросом – из-за низкой посещаемости в ближайшие годы турецкая трасса может покинуть календарь чемпионата мира.
Виталий Петров:
Правильнее было бы говорить даже не о 8-м повороте, а об этом участке трассы, который состоит из трех-четырех левых поворотов подряд. Они проходятся практически на полном газу, и при этом очень важно абсолютно верно пройти два апекса виража, от этого зависит скорость на отрезке и затем на прямой. Отыграть или потерять здесь можно очень много.
Автодром: Circuit Gilles Villeneuve
Поворот: Wall of Champions / «Стена чемпионов»
Месторасположение: Монреаль, Канада
Сама по себе «Стена чемпионов» – это, конечно, не поворот, а бетонный отбойник при выходе на финишную прямую канадской трассы. Но вряд ли он получил бы известность, если бы не скоростная «шикана», которая ему предшествует. Слишком агрессивная атака здесь почти неизбежно приводит к аварии – даже несмотря на то, что несколько лет назад стену отодвинули почти на метр. По легенде, свое полуофициальное название «Стена чемпионов» получила в 1999-м, когда за один уик-энд в нее врезались сразу три чемпиона мира: Дэймон Хилл, Жак Вильнев и Михаэль Шумахер. Однако и задолго до этого для многих известных гонщиков выступления на Гран-при Канады заканчивались именно здесь. Как выразился однажды чемпион 1992 года Найджел Мэнселл, «гонщики “Формулы-1” делятся на две категории: те, кто врезался в эту стену, и те, кому это еще предстоит».
Виталий Петров:
Нельзя сказать, что это место оставило какой-то особый след в моей памяти, но когда проходишь последнюю связку поворотов, стена здесь и правда очень близко. Виражу предшествует долгое торможение после прямой, так как у машин на этой трассе мало прижимной силы – приходится очень сильно сбрасывать скорость. Иначе может произойти то, что случилось с Кобаяси в прошедшем сезоне.
Автодром: Autodromo Nazionale di Monza
Поворот: Curva Parabolica / «Параболика»
Месторасположение: Монца, Италия
Как нетрудно догадаться по названию, «Параболика» представляет собой поворот сложной формы, который по мере прохождения постепенно раскручивается. Причем выводит он на прямую «старт – финиш», где максимальная скорость имеет принципиальное значение для наилучшего времени круга. Благодаря этому по прошествии почти 90 лет после появления автодрома в Монце «Параболика» остается самым сложным и интересным поворотом этой сверхскоростной трассы.
Виталий Петров:
В этом вираже самое важное – точное торможение, которое позволит, с одной стороны, не потерять в скорости, а с другой – метко зайти в поворот. Очень внимательно надо следить и за траекторией – руль приходится постепенно «распрямлять». При этом все машины на этой трассе настроены на минимум прижимной силы, так что если допустить ошибку со скоростью или траекторией, то болид может просто «сорвать» с асфальта. С другой стороны, важно как можно раньше нажать на педаль газа – ведь дальше следует длинная сверхбыстрая стартовая прямая. В принципе, нечто похожее есть в Шанхае, но там скорости чуть пониже.
Автодром: AutÓdromo de Interlagos
Поворот: S do Senna / «“Эска” Сенны»
Месторасположение: Сан-Паулу, Бразилия
На сегодняшний день бразильская трасса представляет в «Формуле-1» не только свою страну, но и всю Латинскую Америку, поэтому место в календаре ей гарантировано, даже несмотря на постоянные жалобы команд на высокий уровень преступности в Сан-Паулу. Тем не менее сам по себе автодром входит в число лучших трасс чемпионата мира, и уже не раз именно здесь решалась судьба чемпионского титула. Мнения о наиболее интересном месте трассы нередко расходятся, но, как правило, вся борьба проходит в первых двух поворотах автодрома. Они долгое время оставались безымянными, но недавно были названы в честь легендарного бразильского гонщика Айртона Сенны.
Виталий Петров:
На мой взгляд, самые интересные здесь – первые два поворота. Они очень требовательны к правильному торможению после быстрой стартовой прямой. В первом повороте можно «перетормозить» соперника и обойти его, но если хоть чуть-чуть перестараться, он тут же отыграется во втором.
Автодром: Suzuka Circuit
Поворот: 130R
Месторасположение: Судзука, Япония
Как и в случае с итальянской «Параболикой», название этого сверхскоростного виража определила его форма – радиус поворота составляет 130 градусов. В 1990-х ходили легенды: якобы 130R можно проходить «в пол», но ни один из гонщиков на это не решался – ведь тут практически нет зоны безопасности, и в случае ошибки его ждала встреча с отбойником на огромной скорости. В настоящее время все пилоты без труда преодолевают вираж, не поднимая ногу с педали газа, однако инцидент с Лукасом ди Грасси в прошедшем сезоне еще раз напомнил, насколько велик может быть риск при малейшей ошибке в таких скоростных поворотах.
Виталий Петров:
Чрезвычайно быстрый поворот, в нем необходимо поддерживать максимальную скорость. Тут нужно как можно меньше тормозить, буквально дойти до грани сцепных свойств своих шин, иначе время на круге резко упадет. Но в то же время сегодня из-за роста прижимной силы он уже не так опасен, как раньше. Да, в этом году Лукас ди Грасси разбил там машину еще до начала гонки, только направляясь на место старта. Но это скорее исключение – во всяком случае, на дистанции ни у кого там проблем не возникло.
Автодром: Silverstone Circuit
Повороты: Abbey и Arena / «Монастырь» и «Арена»
Месторасположение: Сильверстоун, Великобритания
Несмотря на постоянные разговоры о переносе Гран-при Великобритании на другую трассу, автодром в Сильверстоуне – одно из самых легендарных мест в «Формуле-1». Ведь именно здесь в 1950 году прошла первая гонка чемпионата мира. Причем, в отличие от многих других старых автодромов, Silverstone Circuit в целом сохранил ту самую конфигурацию трека, где когда-то начиналась «Формула-1». В то же время разные специалисты высказывают различные точки зрения на то, какой поворот тут лучший. К ним причисляют и Copse, и Becketts, и Stowe. По мнению Виталия Петрова, самыми интересными виражами Silverstone можно назвать Abbey и Arena.
Виталий Петров:
Я бы выделил первый поворот Abbey и так называемую Arena, связку четвертого и пятого поворотов. Скорости там высокие, так что проходить их интересно. Silverstone – вообще быстрая трасса, со скоростными поворотами и длинными прямыми. Поэтому главное здесь – правильный выход из виража, чтобы пораньше нажать на газ. В то же время, как ни парадоксально, тут важно входить в повороты не слишком быстро – иначе в итоге не сможешь выдержать верную траекторию и потеряешь время.
Автодром: Circuit de Nevers Magny-Cours
Поворот: Adelaide / «Аделаида»
Месторасположение: Маньи-Кур, Франция
В настоящее время в календаре «Формулы-1» нет Гран-при Франции и гонки чемпионата мира на автодроме в Маньи-Куре не проводятся. Тем не менее многим болельщикам запомнилась эта трасса, и в особенности – «шпилька Аделаида», где пилоты вели настоящие баталии друг с другом чуть ли не на каждом круге. Эпические сражения лидеров чемпионата здесь практически каждый год входили в число лучших моментов сезона, и, конечно, многие поклонники «Формулы-1» до сих пор жалеют об исключении этого автодрома из календаря чемпионата.
Виталий Петров:
В общем-то «Аделаида» – простой поворот, самая обычная «шпилька». Интересным его делает только длинная прямая с двумя изгибами, которая к нему ведет. Благодаря ей в «Аделаиде» нередко происходят обгоны – после скоростной прямой есть возможность сесть в «воздушный мешок» за соперником и опередить его на жестком торможении перед «шпилькой». Вообще трасса в Маньи-Куре очень неплохая, мне там доводилось выступать. Ее единственной проблемой стало то, что расположена она вдалеке от крупных городов и добраться туда не так просто. Поэтому она и потеряла свое место в «Формуле-1».
Автодром: NÜrburgring
Повороты: Ford и Dunlop
Месторасположение: Нюрбургринг, Германия
Немецкий Nürburgring входит в число самых известных трасс мира, хотя, конечно, имеет очень мало общего со знаменитой старой трассой. До середины 1970-х гонки здесь проводились на 23-километровой версии трека, на так называемой Nordschleife – «Северной петле». Но времена изменились, и сейчас в «Формуле-1» присутствует фактически другая трасса с тем же названием – лишь стартовая прямая осталась прежней. Тем не менее благодаря природному ландшафту и здесь есть несколько интересных мест, которые не оставляют равнодушными поклонников автоспорта. В частности, к ним можно причислить повороты Ford и Dunlop, особый колорит которым придает значительный перепад высот.
Виталий Петров:
Нынешний Nürburgring – это, конечно, совсем не та «Северная петля», которая и сделала автодром знаменитым. На сегодняшний день это относительно простая трасса. Единственное – тут нужно уделять особое внимание настройкам подвески. Важно, чтобы машина не прыгала на бордюрах, иначе это сильно скажется на времени круга.