Как Анна Лешковцева выступает сразу за две сборные России по баскетболу

№3(145)_2019
Текст: Дмитрий Маслов Фото: Платон Шиликов
На Олимпийских играх 2020 года в Токио пройдут сразу два баскетбольных турнира: к классической версии игры добавится формат «3 на 3», или стритбол. В России есть игрок, входящий в национальные сборные по обеим дисциплинам. Это защитник клуба МБА Анна Лешковцева, считающаяся одной из сильнейших стритболисток планеты. Мы расспросили Анну об олимпийских перспективах наших сборных, специфике стритбола и ее спортивной семье.

Вы включены в состав сборной России на чемпионат Европы, который пройдет в Сербии и Латвии. На что способна наша команда?
Некоторые опытные игроки отсутствуют из-за травм, но потенциал есть. Состав омолодился, все хотят выступить на Олимпийских играх, для этого надо занять место не ниже шестого. Это очень мотивирует. Перед нашей командой поставлена задача попасть в первую пятерку, и она выполнима.

Вы ведь можете сыграть сразу в двух олимпийских турнирах – по классическому баскетболу и стритболу…
Это теоретически возможно, но как будет на практике, большой вопрос. В стритболе достаточно запутанная система квалификации: есть рейтинг игроков и рейтинг стран. Сейчас по правилам в состав национальной команды надо включать минимум двух игроков из первой десятки рейтинга этой страны. Думаю, произойдет дальнейшее ужесточение требований, не исключено, что все четыре игрока должны будут входить в топ-10. Когда ты играешь в большой баскетбол с жестким графиком, соответствовать этому требованию сложно. В стране есть команды, выступающие только в баскетболе «3 на 3» и у них просто большее количество матчей. Мой клуб МБА участвует и в стритбольных соревнованиях, тренер идет навстречу, позволяет нашей четверке наигрывать некоторые комбинации. Но это скорее нетипичная ситуация. 

Для того чтобы преуспеть в классическом баскетболе и стритболе, нужны одни и те же навыки? Если, допустим, заявить Марию Вадееву в турнир «3 на 3», она станет звездой?
У Вадеевой сейчас нет рейтинга в стритболе, поэтому на Олимпийские игры ее заявить нельзя. Далеко не все топ-баскетболистки хотят выступать в этой дисциплине. К тому же центровым не слишком комфортно: надо очень много двигаться. Чтобы показывать результат в игре «3 на 3», существуют специальные упражнения, они развивают качества, которые помогают в игре «один на один». Командной игры меньше, важнее индивидуальные действия.

Как в вашем клубе МБА определяют, кто будет играть в стритбол?
История длится с 2014 года. Тренер пригласил 10–12 человек, из них отобрал подходящих по его мнению. Мне нравятся обе дисциплины, но в стритболе мои достижения гораздо весомее. Конкуренция растет, многие страны начали развивать этот вид.

Российское государство тоже стало больше вкладывать?
Да, в нюансах стало получше. У нас появились сборы в Новогорске, начали давать больше экипировки. 
Когда регби-7 стал олимпийским видом, создались профессиональные клубы, развивающие только его. Появились легионеры. В баскетболе этот путь возможен?
В дальнейшем да, но о легионерах пока не знаю. Хотя для некоторых спортсменов стритбол уже стал основным способом заработка. 

У вас с МБА контракт только как у игрока в классический баскетбол?
Да, коммерческой составляющей в стритболе нет. Есть чисто стритбольные команды, например, «Матрешки». Там платят какие-то деньги, но у девушек все равно есть другое место работы.

Какой шанс у стритбольной сборной России квалифицироваться на Игры?
Главная сложность в том, что в турнире сыграют всего восемь сборных. Но команда у нас сильная, по уровню мастерства достойна войти в их число. Не думаю, что за оставшийся до Олимпиады год расклад сил кардинально изменится. Все топ-игроки классического баскетбола имеют контракты с сильными клубами, их нельзя просто так выдернуть на стритбольные турниры для набора рейтинга. К тому же нужна практика именно в формате «3 на 3». Важно, как читаешь игру, видишь те или иные ситуации. 

За ваш клуб МБА выступают только воспитанницы московских спортшкол. С такой политикой реально бороться за медали чемпионата страны?
Почему нет? Мы встречались в серии за третье место с «Надеждой». С лидером – УГМК –бороться сложно, но второй команде страны – курскому «Динамо» – дали бой.

У вас были приглашения из топ-клубов?
Был предметный разговор с Курском, но решила остаться в Москве. У меня тут муж, ребенок, который пойдет в школу. К тому же есть психологический момент: когда несколько лет на ведущих ролях, сложно переходить на вторые. Сидеть на скамейке запасных не хочется. 

В Екатеринбурге на женский баскетбол ходят неплохо. А сколько зрителей на ваших домашних матчах?
Однажды пришли 4,5 тысячи человек. Многие жалуются, что до дворца «Динамо» в Крылатском сложно добираться. Но постоянные болельщики у нас есть, некоторых узнаю. 

У вас есть персональные фанаты?
Муж ходит на все домашние матчи, родители, две подруги. 

Были ли у вас предложения от зарубежных клубов?
Звали в Польшу, не согласилась по той же причине, по которой не поехала в Курск.

Ваш сын занимается хоккеем. Почему выбор пал на этот вид?
Муж – бывший хоккеист, к тому же в этот вид спорта берут с пяти лет, а в баскетбол – с семи. 

Ваши родители – профессиональные спортсмены, но не баскетболисты. Почему пошли не по их стопам?
Мама – легкоатлетка, двукратный призер Олимпийских игр, отец – пловец, также участвовал в Играх. Я занималась обоими видами, но не нравилось. В баскетбол пришла поздно – лет в 10. Даже не могу сказать, что именно в нем привлекло. Возможно, атмосфера в команде, появилось много друзей. Не скажу, что баскетбол – лучший вид спорта, просто каждый выбирает свое. 

Хотите ли видеть сына профессиональным спортсменом?
Прежде всего хочу видеть его всесторонне развитым человеком. Но если добьется успеха в спорте, буду не против: это очень тяжелый труд, надо во многом себя ограничивать. Он тренируется в «Белых медведях»: живем в Химках, выбрали ближайшую школу, чтобы было удобно в плане логистики.

Насколько я знаю, вы подрабатываете страховым агентом…
Когда забеременела, перестала тренироваться, и появилось много свободного времени. Муж, у которого уже был открыт офис, предложил пойти на курсы. Я согласилась, подписала агентский договор. После возобновления карьеры баскетболистки мало этим занимаюсь. 

Не сомневались, что вернетесь после рождения ребенка?
Я год сидела дома, и приняла решение снова играть довольно спонтанно. Два сезона выступала в суперлиге с МБА, потом команда вышла в элитный дивизион. 

Как вы оцениваете общую ситуацию в женском баскетболе? Он развивается?
Проблема в малом количестве команд. У нас каждый год исчезает один клуб. Еще хотелось бы больше конкуренции: сейчас еще до начала сезона знаешь, кто станет чемпионом. Выскажу собственное мнение: я бы убрала легионеров или, по крайней мере, уменьшила их количество. Мы командой, состоящей полностью из российских игроков, боролись за третье место в чемпионате страны. Значит, спортсменки высокого уровня в стране есть. Но в ведущие клубы зовут легионеров, а тренируют их иностранцы. А между тем в России имеются хорошие тренеры. Сейчас у нас иностранки наигрываются в российских клубах, а потом выступают против нашей сборной. А игроки с российским паспортом сидят на скамейке. Хорошо, что некоторые из них ушли в аренду и получили практику. Замечаю, что в сборной России девушки, которые редко выходят на площадку в клубе, порой теряются в решающие моменты матчей, боятся брать на себя ответственность.

Какие цели ставите перед собой как перед спортсменкой и не только?
Естественно, выступить на Олимпийских играх и победить там. Если говорить о личном – родить второго ребенка. По окончании карьеры думаю помогать мужу: мы рассматриваем страховой бизнес как наш семейный. Но если появится вариант остаться в баскетболе, рассмотрю.