В столице Южного Урала собрались восемь команд из России, Чехии и Латвии, большинство из которых представляли детские школы при клубах КХЛ. Так что по уровню мастерства участники выглядели весьма прилично. В финале встретились «Салават Юлаев» и «Сибирь», выявившие победителя только в серии послематчевых бросков: уфимцы оказались удачливее. Третье место занял казанский «Ак Барс», обыгравший «Авто-Спартаковца» из Екатеринбурга. Мероприятие завершилось шоу-матчем. В нем сборная лучших игроков турнира соревновалась с командой, за которую выступали действующие игроки «Трактора» Дмитрий Шаров, Александр Шаров, Андрей Ерофеев и Марсель Шолохов, а также телекомментатор Денис Казанский и шоумен Станислав Ярушин. Поединок завершился боевой ничьей.
РАСПОЗНАТЬ ТАЛАНТ
Сергей Бабинов – о развитии юных хоккеистов
Почетным гостем «Кубка ŠKODA» стал олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира Сергей Бабинов, который награждал победителей турнира. Сейчас он занимает пост генерального директора ГБУ ФСО «Хоккей Москвы» и прекрасно знает, какие сложности подстерегают юных игроков на пути в профессиональный спорт. Об этом мы и поговорили с легендарным хоккеистом.
Участникам турнира по 11–12 лет. В этом возрасте уже можно определить будущую звезду?
Какие-то предпосылки видны: по мышлению, катанию, техническому оснащению. Но эти игроки еще физически не окрепли: мышечный каркас формируется годам к 14. Дети разные по физическому развитию: одни растут быстрее, другие медленнее. В 11 лет можно оценить хорошее владение коньками: поворот, разворот, торможение, владение клюшкой. Но через три года преимущество может нивелироваться. Многое зависит от физических задатков: человек, серьезно занимающийся хоккеем, имеет определенную структуру тела. Не обращали внимание на то, что футболисты, хоккеисты немного угловаты, кривоваты, ноги у них длиннее, а туловище короче? Очень важен центр тяжести тела, устойчивость. Грубо говоря, мальчик, у которого ноги «иксиком», не станет высококлассным хоккеистом. За редким исключением: я знаю только двух больших игроков, структура тела которых не отвечает требованиям, предъявляемым к профессиональным хоккеистам. Это Вячеслав Быков и Владимир Шадрин. Но там удивительные голова и руки, тактическое мышление. Это природное. Можно научить кататься на коньках, бросать, обводить, но оригинально мыслить не научишь. На детских турнирах проявляется, насколько продуктивно идет обучение ребенка.
В некоторых странах 11-летние хоккеисты не играют на результат, им предоставляется свобода творчества. Здесь же команды демонстрируют тактические схемы, дисциплину…
Так принято в Швеции и Финляндии, а мы видим хоккей по-другому. По большому счету, занятие спортом – способ гармоничного формирования личности. Лучше, когда ребенок занимается в секции, чем сидит в компьютере или попадает в непонятные компании во дворе. Когда в стране хорошая экономическая ситуация, люди начинают ходить в театры, кино, заниматься фитнесом, записывать детей в спортивные школы, а если народ думает о выживании – ему не до этого.
Нередко замечаю, когда мамы, молодые бабушки полностью посвящают себя юным хоккеистам – ходят с ними на тренировки, носят форму…
Это проблема больших городов. В Москве мало кто готов позволить ребенку одному ехать через полгорода на тренировку. Это нормальное явление: если человек живет в Бирюлеве, а занимается в ЦСКА, его надо возить. Не думаю, что в малых городах есть такая проблема. Хоккей – своего рода джекпот: нельзя достоверно предсказать, что человек заиграет. А вот увидеть бесперспективность можно. Ближе к 14 годам о половине учащихся спортшкол уже можно сказать, что они не станут серьезными игроками. Я бы сказал, что 10% успеха в хоккее приходится на талант, остальное – на трудолюбие. Если ребенок одарен, главная задача тренера – не мешать. Где-то направить, дать определенную нагрузку, подсказать. У детей есть свои бзики, запросы, требования, и надо найти способ соотнести их с командными задачами.
На «Кубке ŠKODA» игроки получают индивидуальные призы. За их обладателями надо следить пристальнее?
Здесь участвуют преимущественно детские команды клубов КХЛ. Так что за детьми и так следят. Я считаю личные призы хорошим делом: мы ведь определяем не общую перспективность игрока, а его ценность в конкретном турнире. Это способ поощрения. Я видел массу мальчишек, которые в 14 лет выделялись, в 17 их брали в команду мастеров, и они там не закреплялись.
Как вы оцениваете уровень конкуренции на «Кубке ŠKODA»?
Об иностранных командах говорить не буду, но уровень российских участников высок. При этом порой вижу простейшие тактические ошибки. К примеру, защитники отдают пас через центральную зону. Даже в 11 лет так поступать нельзя. Иногда замечаю, что дети попадают в сложную ситуацию: тренер говорит одно, а родители зачастую другое. Учат: «Решай момент сам, прояви себя!» Сейчас многие папы и мамы считают, что им все дозволено. Чуть что – готовы написать донос на тренера. Раньше такого не было. Сложно даже представить, чтобы в мое время родитель мог подойти и сказать: «Вы неправильно занимаетесь с моим ребенком. Надо делать не те, а эти упражнения». Спортивную школу можно сравнить с обычной: программа одна, но один учится хорошо, а другой плохо. Не все родители готовы признать, что у их сына просто меньше таланта, чем у сверстника. На начальном этапе в группе 25–30 детей, занятие идет 45–60 минут. Сколько индивидуального внимания можно уделить одному ребенку? Нередко подходят родители и высказывают претензии, почему их сын выполняет упражнения последним, а не первым. Нюансов очень много. В современных катках строят кафе со стеклянными витринами, где родители могут сидеть и смотреть за тренировкой. Так они хотя бы не мешают процессу. А в старых сооружениях чего только не делают, чтобы прорваться ко льду.
Стоит ли юным игрокам уезжать в Северную Америку? Какой совет дадите?
Работать. Других советов нет. У нас большое внимание уделяется детскому, юношескому хоккею, условия создаются. Многие хотят все и сразу, не готовы работать и ждать. В нашей стране есть детские школы, считающиеся очень сильными, многие стремятся попасть туда. Но это сопряжено со сменой места жительства, школы… Родителям надо сменить работу. Есть ли смысл в таких действиях? Если в твоем регионе нет хороших условий и ребенка целенаправленно зовут специалисты, которые видят в нем перспективу и готовы заниматься, можно попробовать. В противном случае я не уверен в перспективности подобной затеи. Ведь, еще раз повторю, спрогнозировать, что ребенок станет хорошим хоккеистом, нельзя.