«Если не прав, порвите мой контракт». Почему ЦСКА – самый успешный клуб России

№3(145)_2019
Текст: Владимир Морозов
После ухода из клуба многолетних лидеров предполагалось, что на перестройку ЦСКА уйдет минимум год. Однако главный тренер Виктор Гончаренко грамотно вписал в свои схемы молодых новичков и выправил ситуацию без катастрофических спадов. Его работа заслуживает внимательного разбора – и мы представим его в ближайшее время. А пока обратим взор на дела ЦСКА вне футбольного поля.
Весна 2001 года. Чеченские бизнесмены уже продали ЦСКА Евгению Гинеру, а Валерий Газзаев поставил карьеру на мини-паузу – уволился из «Динамо» и подумывал о предложении возглавить молодежную сборную, параллельно рассматривал варианты работы в клубе с большими задачами. В один из тех дней Валерий Георгиевич отправился на стадион им. Эдуарда Стрельцова, где свой домашний матч проводил «Торпедо-ЗиЛ». Цель поездки объяснял так: «Если в 18 лет центральный защитник хотя бы в двух матчах подряд выходит в составе клуба высшего дивизиона, то я обязан знать о нем все».

Усевшись на трибуне, Газзаев 90 минут всматривался в действия краснощекого парня. Тот допускал много брака, обрезал, отдавал неточные передачи, опасно фолил. После финального свистка Газзаев обратился к ныне известному скауту Алексею Зинину, который много лет спустя поделился с общественностью расшифровкой того разговора в блоге «Разоблачение игры».

– Что скажешь? – спросил Газзаев.
– Не боится игры, злой в единоборствах, сконцентрирован, ответственен, хорошие физические данные.
– Согласен. Просто машина!
– Валерий Георгиевич, но у него же жуткие минусы.
– Давай разбирать.
– Очень сырой, совсем слабый тактически.
– Здорово, что сырой. Значит, из него можно вылепить что угодно. Учить заново легче, чем переучивать. Буду лепить то, что мне нужно. А тактику подтянем. Через четыре года будет в первой сборной на ведущих ролях.
– Он же не координирован совершенно. С мячом деревянный. Фолы на ровном месте.

– Технику подточим за два года. Тактически за три года выведу его на уровень ведущих защитников в чемпионате. Буду долбить каждый день, часами, чтобы тактика из ушей лезла, чтобы перестроения по ночам снились. У него еще брат есть. В аренде в новороссийском «Черноморце». Говорят, у того такие же данные. Если это так, то добавить к этой паре локомотивского Игнашевича – тот как раз за счет интеллекта играет, и с пасом у него все в порядке – и вот она, тройка центральных защитников для моей будущей команды.

Как вы уже догадались, речь о Березуцких.



Задумка Газзаева идеально вписалась в план молодого президента Евгения Гинера. Работа по строительству чемпионского ЦСКА началась с утверждения четких принципов комплектования команды и стратегии на следующие 5–10 лет. 2018 год и ошибки конкурентов объясняют, почему это сверхважно.

Казанский «Рубин» – чемпион страны по смене курса. В «Локо» два центра принятия решений – Илья Геркус vs Юрий Семин, над ними – совет директоров. Сколько новых «спасителей» приглашало «Динамо» за последние годы? В «Спартаке» много лет идет борьба кланов. «Зенит» становился заложником требований приглашенного специалиста. Под Роберто Манчини прогнулся Сергей Фурсенко – потратили многомиллионый бюджет, полсостава отдали в аренду. Итог – клуб впервые за 10 лет не попал в тройку. Пришел Сергей Семак и теперь уничтожает всех командой, собранной из игроков, которых Манчини выгнал.

Гинер понимал: частая смена стратегии равнозначна ее отсутствию. Поэтому вместе с Газзаевым установил несколько правил. Ключевые из них:  
– вратарь и защита должны быть русскими, атака – креативной;
– в составе должно быть не более 14 игроков уровня основы. Больше – перегруз и вероятность дестабилизации коллектива;
– ЦСКА не приглашает иностранных игроков старше 25 лет;
– есть потолок трансферных выплат и зарплат игроков;
– важна стабильность состава: в трансферную кампанию нежелательно подписывать более трех-четырех новичков;
– преемственность. Все правила работают независимо от смены тренеров, спортивного директора и игроков;
– ЦСКА – это семья. Все, что происходит в команде, остается в команде.

ЦСКА на протяжении 17 лет почти идеально соблюдал внутренние правила. Минувшее лето после ЧМ предвещало изменения в клубе. Однако настолько глобальной перестройки в ЦСКА не ожидал никто. Армейцы полностью потеряли всю центральную ось – почти одновременно ушли упомянутые выше Игнашевич и Березуцкие (завершили карьеры), а также Понтус Вернблум (PAOK), Александр Головин (Monaco), Бибрас Натхо (Olympiacos). Виктор Гончаренко лишился крепко сбитого костяка, приносившего победы последние 6–8 лет, и ожидаемо выдал худший старт с 2001 года.

Началось строительство новой команды. Быстрой, мобильной и самой молодой в лиге (средний возраст – 23,4 года). Продажа Головина (30 млн евро) и попадание в Лигу чемпионов (около 20 млн) позволили совершить качественное усиление. Впервые за много лет у ЦСКА есть обойма из 18–20 игроков, способных решать поставленные задачи. Девять из них – новички, которых грамотно ввел в свои схемы Гончаренко.

Фрагмент интервью Виктора Панченко, бывшего селекционера ЦСКА, в «Спорт-Экспрессе»:
– Знаете, почему в ЦСКА почти нет ошибок при трансферах?
– Почему же?
– Потому что задача селекционного отдела – не только найти игрока, но и обосновать приобретение. Докажешь, что клубу он нужен, – Гинер даст добро.

«Если не прав, порвите мой контракт»
В селекционной службе армейцев шесть человек. Очень много контактирующих с клубом скаутов находятся во многих странах по всему миру. Таковых больше 100. Селекционеры при клубе работают круглый год и просматривают футболистов на все 11 позиций. На каждую постоянно имеется по 4–5 кандидатов с подробным досье. ЦСКА, конечно, большой клуб, но не на трансферном рынке покупок. Это не Real, Chelsea или даже «Зенит», готовые подождать полгода-год, чтобы купить гарантированно качественного игрока, который принесет пользу. Топы готовы заплатить на 10–15 млн больше, лишь бы свести риски к минимуму. Приоритет ЦСКА – поиск молодых звезд и их вывод на более высокий уровень.

Как правило, тренер сам обозначает проблемные позиции­­­­­ в команде. Не фамилии, а именно позиции. Истории, когда трансфер совершается сам по себе («а почему бы не взять, он в последнем матче “трешку” забил»), невозможны. Ситуации, когда новичок оказывается в условиях, при которых его сильные стороны являются невостребованными, – тоже. Не тот уровень.

«У нас есть 47 критериев при выборе футболиста. Начиная от характеристики его родителей, продолжая психологическим портретом и заканчивая тем, сколько можно собрать на нем от маркетинга, – рассказал Гинер. – Информация в таких документах очень подробная. Когда все эти моменты прорабатываются и встает денежный вопрос, к обсуждению покупки подключаюсь я».

Тут Гинер недоговаривает. После анализа собранной информации, определения сильных и слабых сторон, выслушивания вердикта спортивного директора Романа Бабаева он отправляет финальный материал на «тестовое» утверждение очень толковому специалисту, живущему за рубежом. Как мне рассказывал бывший помощник Слуцкого Сергей Шустиков, «этот человек очень умный, разбирается в трансферах и ценовой политике, хотя и не играл в футбол на профессиональном уровне. Для него это Football Manager в реальности. Ни вы, ни кто-то другой из журналистов его не знает».

Скаутинг на детско-юношеском уровне – другая история. У ведущих клубов есть джентльменское соглашение – не переманивать друг у друга воспитанников (хотя и тут есть о чем рассказать). Поэтому на первый план выходит умение раньше других разглядеть талант и постараться привезти игрока из глубинки к себе в интернат.   

История Александра Головина как раз про это. В 16 лет он в составе сборной Сибири поехал в Крымск на турнир сборных регионов, где был признан лучшим полузащитником. Скауту ЦСКА Андрею Мовсесьяну все стало понятно через 15 минут живого просмотра. Он тут же достал телефон и набрал Москву: «Есть обалденный мальчик. Прилетайте. Нужно забирать его прямо отсюда. Если я ошибаюсь, можете расторгнуть мой договор». С выводом Мовсесьяна согласился явившийся в Крымск спортивный директор Антон Евменов.

«Нам удалось уговорить маму Саши приехать на три дня в Москву: посмотреть, где он будет жить и тренироваться. Согласилась не сразу. Саша – поздний ребенок, боялись отпускать. Сам он вроде бы хотел в ЦСКА, но тоже побаивался. Он привык: потренировался в Ленинске-Кузнецком пять дней, а на выходные – к родителям. Но я повторял: поездка в Москву – за наш счет, она вас ничем не обяжет, покажем наши условия, чтобы у вас была полная картина, а потом примете решение. Согласились. Когда уже клуб предложил Головину увеличение зарплаты, его мама позвонила мне и поблагодарила, что я смог уговорить их на переход. Сейчас все довольны», – рассказал Мовсесьян в интервью блогу «Вспомнить все» на Sports.ru. А также добавил: «Когда Головин приземлился у себя в Сибири, его встретил человек из “Рубина”. Но мама его не отдала – мы сработали оперативно».

Если по Головину и Константину Кучаеву сомнений не возникало (Мовсесьян во второй раз произнес фразу «Если не прав, порвите контракт»), то, например, с Акинфеевым в свое время решили перестраховаться. Выясняли: сильно ли вырастет? Какого роста родители? Расположен ли к полноте? По рассказам Виктора Панченко СЭ, «Гинер выделил деньги, чтобы Игоря свозили в европейскую клинику на анализы. Те показали – прибавит пять сантиметров. Так и случилось».

Тот же Панченко убедил Гинера выплачивать за молодого футболиста определенную сумму родителям и первому тренеру. Объяснял: «Если их отблагодарить, не будет обиженных, в дальнейшем приглашать талантливых ребят из регионов станет проще».

Еще один козырь ЦСКА во время переговоров с потенциальным новичком – история успешных продаж в «большие» клубы.



«Если захочу 15 млн евро, при этом ведя переговоры с Real, я готов немного уступить. Потому что это вопрос престижа. После этого все узнают, что из ЦСКА можно перейти в любой клуб Европы», – говорит Гинер. И он прав. А если до сих пор не знают – игрокам расскажут агенты. Зачастую именно по этой причине игроки готовы идти в ЦСКА, а не сидеть на скамейке Manchester City, чтобы потом уехать в аренду в Birminghem. Так решил Марио Фернандес (его реально звали в Real). Свежий пример – 18-летний малиец Лассана Н’Диайе, который считается одним из главных талантов в мире. В октябре у него на руках имелась куча предложений – от Bayern до того же Man City, но игрок (в сделке участвовало девять посредников) выбрал Москву и ЦСКА.

Гинер обладает редким даром убеждения. Он расчетлив, никогда не переплачивает, не любит агентов – некоторые из них принципиально обходят стороной ЦСКА, боясь потерять клиента. К статусу «свободный агент» у Гинера своеобразное отношение. Забрать у армейцев качественного игрока с истекающим сроком контракта – казалось бы, милое дело, это всем интересно. Но когда такой запрос приходит агентам футболистов, те нередко отвечают: «В ЦСКА так не принято».

«Чтобы играть в РПЛ, должно быть хотя бы одно сильное качество»
Совершает ли ошибки ЦСКА? Конечно. Но, как мы наблюдаем, они не глобальны и исправляемы. Одна из главных и в то же время сложных задач для скаута и тренера – определение не только текущего уровня игрока, но и прогнозирование его последующего развития. Когда Леонид Слуцкий подбирал новичков в ЦСКА, всегда первым делом искал «пятерку» – за счет какого качества игрок будет приносить пользу. Само собой, это не формула имени Слуцкого – так работают большинство специалистов. Разберем на двух примерах.

Одно время в дубле ЦСКА, собранном преимущественно из игроков 1994 года рождения, капитанил Юрий Бавин, игрок центра поля. Когда подошел срок, Слуцкий вызвал его на сбор с основой. Собрав информацию, сказал Бавину: «Чтобы играть в премьер-лиге, у тебя должно быть одно сильное качество. Если их несколько, ты будешь топ-игроком. Но должно быть хотя бы одно. Смотри: Вернблум – не самый техничный, жесткий, но зато – собака. Способность выигрывать борьбу – его сильное качество. Базелюк: небольшой объем работы, может проиграть борьбу, но зато удар с левой – суперкачество. А что у тебя? Ты поле видишь, можешь передачу отдать дальнюю-ближнюю, можешь пробить. Но все на одном среднем уровне («Если футболист – твердый хорошист, то выше определенного уровня он не вырастет»). Должно быть качество, которым ты будешь выделяться. Чтобы когда о тебе говорили, оно первым делом в голову приходило», – цитирует Бавина Sports.ru.

В ЦСКА Юра не задержался. Съездил в Португалию (União de Leiria, 2-й дивизион), оттуда – в «Зенит»: сначала тренировался с основой (в активе 1 матч), потом ушел во вторую команду (45 игр, 1 гол). Сейчас Бавин в «Урале» (19 матчей, 1 гол). Вывод: Слуцкий сделал верный прогноз.

Скорость Ахмеда Мусы Слуцкий оценил на «десятку» по пятибальной шкале. Но сначала нигериец просто бежал – другие компоненты игры были развиты слабо. Первоначальный вердикт Слуцкого: «Главное – нет “нулей”. В его случае даже слабое понимание игры компенсируется высокой обучаемостью, поэтому это была “единица” или “двойка”».

Позже мы спрашивали и у Слуцкого, и у Шустикова: кто из игроков ЦСКА добился наибольшего прогресса на их глазах? Оба ответили: Муса. Игрок стал соображать, правильно и с огромной пользой для команды прессинговать, раздавать передачи и забивать. «Нигерийцу повезло. Он попал в руки тренера, который, видя и ментальную сырость, и недостаток техники, и отсутствие тактического понимания, обратил внимание, прежде всего, на то самое сильное качество, которое можно сделать конкурентным преимуществом. Скорость в наше время ценится особенно высоко, – пишет в «Спорт-Экспрессе» Алексей Зинин. – Сегодня скоростные игроки – это уже особая категория. Слуцкий работал, прививая Мусе азы игры в футбол, объяснял, где, как и каким образом пользоваться такой скоростью. Выстраивал командную игру, намеренно подготавливая пространство для скоростных рывков нигерийца. Порой в этот процесс совершенствования Мусы была вовлечена чуть ли не вся команда».

Мусе действительно повезло. Сомневаемся, что в «Спартаке» или «Зените» его стали бы переучивать. Слуцкий же продемонстрировал газзаевское умение вылепить из сырого игрока боевую единицу уровня сборной. Виктор Гончаренко такой же. Раскрывать молодежь – это его, у белоруса прибавляют все футболисты, причем даже на непрофильных для себя позициях. Разумеется, в ЦСКА к каждой из них свои требования. О ключевых аспектах и тактической гибкости обновленной команды Гончаренко мы расскажем в следующем номере.