Чтобы открыть свою теннисную академию, он одолжил 50 тысяч долларов и выкупил обычный придорожный мотель. Вряд ли кто-то мог тогда представить, что учебное заведение, основанное заштатным тренером, получавшим по 10 долларов за урок, станет настоящей кузницей чемпионов. Но именно так все и произошло. Сегодня академия Ника Боллетьери – ключевой элемент всего теннисного миропорядка.
Теннисная академия Ника Боллетьери (NBTA) – уникальное место на спортивной карте планеты. Основанная в 1978 году тогда еще не очень известным тренером в провинциальном американском городишке Брэдентон (штат Флорида), она за короткий срок стала настоящим явлением в мире профессионального тенниса. И слово «профессиональный» здесь ключевое: именно в 1970-х годах окончательно сформировалось современное отношение к спорту как к высокопрофессиональной области человеческой деятельности. А фактически – как к отрасли шоу-бизнеса.
Тогда, в конце 1970-х, международное олимпийское движение, декларировавшее идеалы любительского спорта, находилось на грани финансового и политического краха. Испанец Хуан Антонио Самаранч, вставший во главе МОК в 1980 году, принял единственно верное в тех условиях решение: взял курс на тотальную коммерциализацию. В теннисе это выразилось в создании двух серьезных конкурентов Международной теннисной федерации (ITF), ранее управлявшей этим видом спорта единолично, – Ассоциации теннисистов-профессионалов (АТР) и Женской теннисной ассоциации (WTA). Свежеиспеченные структуры наладили новые турнирные циклы, составили оптимальный график турниров, привлекли спонсоров и телевидение, в результате чего теннис стал высокодоходным предприятием. Олимпийский дебют этого вида на сеульской Олимпиаде 1988 года, по сути, завершил весь процесс перемен, закрепив за теннисом совершенно новый статус. Создание NBTA было одним из краеугольных камней нового теннисного миропорядка. Полностью профессиональная система подготовки требовалась для того, чтобы бесперебойно поставлять на рынок все новые и новые таланты. Будучи коммерческим предприятием, академия прекрасно влилась в новую систему, став ее органичной частью. И вскоре начали появляться аналогичные учебные заведения, созданные по ее образу и подобию, – школы-интернаты, где обучение теннисному ремеслу ведется ежедневно и, можно сказать, ежечасно.
Хотя в рекламных проспектах говорится о том, что академия находится на берегу Мексиканского залива, это не совсем так. NBTA расположена в городке Брэдентон, виды которого могли стать прекрасной иллюстрацией для книги Ильфа и Петрова «Одноэтажная Америка». Брэдентон – абсолютно патриархальное местечко, без явных признаков бурной экономической, промышленной и прочей бизнес-деятельности (в действительности она там есть, но прячется от жаркого солнца и постороннего взгляда).
В Брэдентоне красивые пляжи, чем-то напоминающие прибалтийские, мелкий песочек, много хвойной и лиственной растительности, песчаные отмели, далеко уходящие в лазурную, теплую даже в апреле и очень чистую воду. Здесь водятся пеликаны, а в прибрежных хвойных зарослях прячутся белки. Пляжи тянутся вдоль всей береговой линии, но в том месте, где расположена NBTA, свободных подходов к воде нет – сплошь частные владения. Я спросил у нашего гида, представителя PR-службы академии Грега Палиокаса, не собираются ли они обустроить собственный пляж. «Нет, – ответил Грег, – потому что воспитанники бывают разные. Не стоит создавать для них соблазн нарушать режим и бегать без спросу к морю. Мы их, конечно, организованно возим купаться, но свой пляж нам не нужен – будет отвлекать от работы».
Решив начать свой первый в жизни самостоятельный бизнес-проект, Боллетьери одолжил 50 тысяч долларов и выкупил обычный мотель у дороги. И в том, что касается архитектуры, основные помещения не очень изменились: традиционный «колониальный» стиль – белые домики с портиками на въезде, среди которых много и двухэтажных.
С виду NBTA не производит впечатления чего-то очень большого, и ореола всемирной славы здесь поначалу не ощущается. Собственно, «теннисной» академию уже назвать сложно. Дело в том, что в 1987-м Боллетьери продал свой бизнес компании IMG (International Management Group). Это крупное спортивное агентство, которое не только занялось всемирной «раскруткой» имени Ника и школы, но и соединило под одной крышей целый комплекс учебно-спортивных заведений. В результате NBTA превратилась в тренировочный центр по самым разным видам спорта. Сегодня, помимо теннисной, здесь располагаются академии гольфа, футбола (точнее, европейского соккера), бейсбола, баскетбола, а также целый научно-практический центр – Международный институт мастерства – IPI (International Performance Institute), где занимаются вопросами физической и психологической подготовки.
Еще тут есть множество бассейнов, магазины, компьютерный центр, языковая и три частные общеобразовательные школы. Особенно я отметил бы спортивно-медицинский центр – между прочим, именно в NBTA впервые ввели допинг-контроль для юниоров, и сейчас за этим следят более чем серьезно. Досмотры комнат воспитанников стали делом привычным, и в случае обнаружения чего-либо запрещенного исключение из академии почти неизбежно. При этом деньги, разумеется, не возвращаются.
Студенты привыкли к здешнему режиму. В десять вечера они отправляются спать, потому что ежедневно тренируются с шести утра. Очень важны самоконтроль и самоподготовка. Здесь очень много детей самых разных возрастов – и занимаются они отчаянно, не обращая внимания ни на жару (недаром Флориду называют «Солнечным штатом»), ни на усталость, ни на манеру поведения тренеров на кортах, порой весьма агрессивную. Любопытно, что учебу дополняет трудотерапия: в обязанности учеников входит и подбор мячей, разлетающихся по корту.
Преподавание высокого теннисного мастерства у Ника Боллетьери поставлено на очень профессиональную основу. Результативность академии более чем впечатляет. Достаточно назвать таких корифеев, как Андре Агасси, Борис Беккер, Бьорн Борг, Джим Курье, Томас Энквист, Томми Хаас, Марсело Риос, Грег Реседски, Марк Филипуссис, Пит Сампрас (среди мужчин) или Дженнифер Каприати, Мэри-Джо Фернандес, Даниэла Гантухова, Мартина Хингис, Елена Янкович, Ива Майоли, Мари Пьерс, Моника Селеш, Винус и Серена Уильямс, Николь Вайдишева, Анна Курникова и Мария Шарапова (среди женщин). Естественно, что список звезд красуется в NBTA на почетном месте.
Есть две точки зрения на феномен Боллетьери. Одни считают его гением, способным из самого заурядного и нерадивого ученика сделать если не выдающегося спортсмена, то, по крайней мере, крепкого профессионала. Другие думают, что он просто эксплуатирует дар своих студентов, незаслуженно называя их победы результатами своего труда. Наверное, истина где-то посередине, и Ник – как минимум талантливейший менеджер, умеющий действовать в обоих направлениях.
NBTA первой в мире открыла очное отделение, где интенсивные тренировки сочетаются со специально разработанной академической программой. Что такое системное образование? Это технические и стратегические занятия, физическая и психологическая подготовка. Принцип работы Боллетьери заключается в том, чтобы готовить хороших игроков «на конвейере», одновременно помогая им достигать успеха за пределами академии – и не обязательно в сфере тенниса.
Далее уже детали. Есть «метод Боллетьери» – особая система тренировок. Есть ежедневные штабные «летучки» – обсуждения текущей работы. Есть домашние соревнования и рейтинг, складывающийся из результатов матчей с участием соперников из разных возрастных групп, с разным уровнем и стилем игры. Есть постоянный контроль тренеров за учениками, есть видеозапись со всех кортов, есть психологическая подготовка. Программы рассчитаны на год (на самом деле – на период с сентября по июнь), с чередованием краткосрочных и долгосрочных тренировочных графиков и соревнований. Но если на такой срок приехать трудно, существуют месячные, недельные курсы, «интенсив» (для продвинутых игроков). Выбор велик, вплоть до частных уроков самого Ника.
Кстати, когда глава NBTA произносит перед началом уроков свою традиционную вступительную речь, ученики всегда слушают его с особым почтением. Все они прекрасно понимают, что обучение стоит очень больших денег. А час тренировок под руководством Боллетьери оценивается сегодня в 800 долларов. И уж если выпало счастье бесплатно послушать его хотя бы минут двадцать, не следует расточать это время попусту.
Специалисты академии говорят, что с первого часа занятий могут определить потенциал ребенка. В свое время они «вычислили» Марию Шарапову, которая уже в 9 лет стремилась не просто «отталкивать» от себя мяч, а активно отвечать ударом на удар. Это вполне в духе здешних традиций: «конвейерная» система подготовки нацелена на то, чтобы воспитывать агрессивных игроков.
Преподаватели, да и сам Ник, всегда открыты для свежих идей. В них нет снобизма, заранее отвергающего новые знания. В качестве примера в NBTA с удовольствием рассказывают случай, когда на «летучке» отец одного из учеников, профессиональный математик, высказал революционную идею. Вкратце ее суть такова: по мячу надо бить не «в лоб», а круговым движением – рука и ракетка должны описывать математически выверенную полукруглую траекторию. При этом создается дополнительное ускорение. Сейчас кажется, что это очень просто, но после того выступления в академии провели целое исследование и вскоре обучили всех студентов новой технике удара.
Что касается самого Боллетьери, он работает как одержимый. Понаблюдав, как он ведет тренировки, не особо докучая ученикам замечаниями, но делая их в единственно возможный момент и очень точно указывая на ошибки и вообще на смысл происходящего, я окончательно убедился, что он замечательный тренер. Кстати, Ник отлично понимал, что его фотографируют, и старался расположиться так, чтобы за его спиной все время оказывались рекламные щиты. Это почти символ современного большого тенниса.
По подсчетам администрации NBTA, всего 6 процентов ее учеников становятся профессиональными игроками. Зато примерно 80 процентов поступают в колледж и тут же получают спортивную стипендию. А потом с таким же успехом идут в университеты. И это уже настоящая «путевка в жизнь».
Но все же с некоторых пор значение академии для России превратилось едва ли не в решающее. Многие родители продают последнее имущество, чтобы вывезти детей во Флориду и там попытать финансового, спортивного и человеческого счастья. Имена Курниковой и Шараповой для NBTA до сих пор остаются знаком качества и профессионализма работы ее педагогов (хотя Анну, не выигравшую за карьеру ни одного профессионального турнира, здесь упоминают все реже). А стремление юных теннисистов уехать либо во Флориду, либо в другие, может быть, не такие знаменитые школы в последние годы приобретает необратимый характер. Это путешествие все чаще становится «дорогой в один конец»: звезды тенниса не только играют, но и живут на Западе, как, впрочем, и многие другие профессиональные спортсмены. При этом далеко не все выступают за русские сборные: в теннисе самым ярким примером стало отсутствие в команде Марии Шараповой, которая прожила в Америке больше, чем у себя на родине. И эти потери для страны уже кажутся невосполнимыми.
Что же мешает созданию таких же центров в России? Только ли климатические условия? Так отчего бы не строить теннисные центры под крышей? Почему из страны уезжают многие талантливые спортсмены? Почему многие возвращаются? Понятно, что на все эти вопросы Ник Боллетьери ответов не даст.
Правил поступления и отборочного конкурса в NBTA нет. Чтобы стать учеником, нужно связаться с представительством школы, оговорить время и продолжительность занятий и оплатить нужную сумму. В принципе сюда может попасть любой, даже самый неспортивный человек – но для чего ему это? Уровень начальных способностей будущего ученика определяют при прибытии в академию, в зависимости от этого подбирают группу и нагрузки. Что касается возрастного ценза, детей можно привозить учиться с 8 лет.
Для юниоров – полугодовая (с сентября по 15 января или с 15 января по май)
Тренировки полдня на кортах с инструктором и прочие занятия по «методу Боллетьери» (ланч, проживание за пределами академии) $14800
Тренировки весь день (ланч, проживание за пределами академии) $18100
Тренировки полдня (трехразовое питание, проживание в общежитии академии)
$20200
Тренировки весь день (трехразовое питание, проживание в общежитии академии)
$24000
Для юниоров – годовая (с сентября по май)
Тренировки полдня (ланч, проживание за пределами академии) $26900
Тренировки весь день (ланч, проживание за пределами академии) $32900
Тренировки полдня (трехразовое питание, проживание в общежитии академии) $36700
Тренировки весь день (трехразовое питание, проживание в общежитии академии) $43700
Для юниоров – недельная
Тренировки весь день (ланч, проживание за пределами академии) $1175
Тренировки весь день (трехразовое питание, проживание в общежитии академии) $1385
Для юниоров – недельная программа Ника Боллетьери
Тренировки весь день (ланч, проживание за пределами академии) $1885
Тренировки весь день (трехразовое питание, проживание в общежитии академии) $2095
Для юниоров – недельная + английский язык
Тренировки полдня + английский (ланч, проживание за пределами академии) $1290
Тренировки полдня + английский (трехразовое питание, проживание в общежитии академии) $1600
Для взрослых – недельная
ноябрь – апрель $985
май – октябрь $885
*Чтобы рассчитать, во сколько обойдется обучение в течение нескольких недель, нужно умножить их число на стоимость недельной программы.