В 2005 году Международный олимпийский комитет заморозил выплату более девяти миллионов долларов, полагавшихся Международной федерации любительского бокса (AIBA) в качестве ее доли средств, вырученных от реализации прав на телетрансляцию Олимпиады в Афинах. Это был первый в истории случай, когда МОК финансово наказал федерацию за игнорирование требований по реформированию системы судейства с целью сделать его более объективным. Мера оказалась действенной – AIBA пошла на изменения и теперь слово «засудили» звучит из уст проигравших в поединках боксеров намного реже. Радуясь позитивным изменениям в боксе, мы тем не менее вынуждены констатировать: в программе Олимпийских игр по-прежнему остается немало дисциплин, где отсутствуют объективные критерии выявления сильнейшего и роль «человеческого фактора» угрожающе велика.
«Большой спорт» приводит свою версию семи наиболее субъективных олимпийских видов спорта, попутно вспоминая о случавшихся в них судейских скандалах.
Год включения в программу Игр: 1984
Несмотря на декларируемое МОК стремление включать в программу Игр виды спорта, в которых «есть объективные критерии определения результатов соревнований», в этой дисциплине наблюдается прямо противоположная тенденция. Начиная с 2009 года действует новая система судейства, где появилась дополнительная оценка (максимум 10 баллов), присуждаемая за образ, созданный гимнасткой на выбранное музыкальное произведение. «Если говорить о том, что художественная гимнастика – это искусство, так же как и фигурное катание или синхронное плавание, то новая система оценок необходима. Наверное, десять баллов – это много, ведь достаточно странно, когда люди, не имеющие музыкального образования, оценивают, смогла ли гимнастка создать образ на ту или иную мелодию», – заявила «Большому спорту» президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер, признавшаяся, что ее пугает все возрастающая субъективность оценки выступления спортсменок.
И это притом, что ни один вид спорта не сотрясало такое количество судейских скандалов. Достаточно вспомнить 2000 год, когда сразу шесть арбитров были уличены в необъективном судействе по отношению к украинке Елене Витриченко и дисквалифицированы на год. Пикантность ситуации заключалась в том, что наряду с Натальей Степановой (Белоруссия), Габриэлой Штюмер (Австрия), Галиной Маржиной (Латвия), Урсулой Золенкамп (Германия) и Натальей Ладзинской (Россия) наказанию подверглась и Ирина Дерюгина, соотечественница «засуженной» спортсменки. Как выяснилось, чемпионат Европы, во время которого и произошел этот скандал, был соревнованием, где определялся состав сборной Украины на Олимпиаду в Сиднее, и, намеренно снижая оценки Витриченко, Дерюгина лоббировала попадание в команду своих учениц Анны Бессоновой и Тамары Ерофеевой. В апреле 2008-го бывшая жена Олега Блохина была повторно дисквалифицирована на восемь лет (впоследствии срок наказания снизили вдвое). На этот раз в вину ей вменялись подкуп судей и другие нарушения. В частности, «неспортивное поведение», заключавшееся в том, что Дерюгина «как судья отстаивала поставленные на соревнованиях оценки, а как тренер вступалась в защиту своих спортсменок». «Ни в одной спортивной федерации мира не были применены санкции к людям за собственное мнение», – прокомментировала решение Международной федерации гимнастики (FIG) дисквалифицированная и призвала президента и генерального секретаря FIG подать в отставку. А тогдашний глава Федерации художественной гимнастики Украины Виктор Корж добавил: «Возраст у руководства FIG преклонный. И, как врач, я могу сказать, что, к сожалению, сопровождается определенными физиологическими изменениями». Правда, никто к мнению украинцев не прислушался, ведь борьбу за власть в FIG они проиграли.
Годы включения в программу Игр: в 1908-м и 1920-м присутствовало в программе летних Олимпиад, в программе зимних – с 1924-го
Разразившийся на Играх в Солт-Лейк-Сити скандал, в результате которого золотые медали получили сразу две пары: Елена Бережная – Антон Сихарулидзе (Россия) и Жами Сале – Давид Пеллетье (Канада), привел к введению новой судейской системы. Инициатором изменений стал президент Международного союза конькобежцев (ISU) Оттавио Чинкванта. Стремясь максимально избавиться от «человеческого фактора», бывший конькобежец предложил ввести анонимность судей и оценивать не выступление в целом, а элементы по отдельности. Каждый из них отныне имеет свою стоимость, зависящую от сложности и качества исполнения, а общая оценка за технику – это сумма баллов за элементы. По окончании выступления выставляются дополнительные отметки за представление программы: отдельно оцениваются базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, исполнение и выразительность. А из общей суммы вычитаются штрафные баллы – за превышение лимита времени, использование запрещенных элементов, предметов, музыки со словами, неправильный костюм…
В общем, регламентирована каждая мелочь. И для того чтобы получить высокие оценки, нужно быть немного математиком. Таким, как американец Эван Лайсачек, составивший свою олимпийскую произвольную программу так, чтобы несколько прыжков пришлись на вторую ее половину, когда, согласно новым правилам ISU, оценка за каждый элемент умножается на 1,1. Евгений Плющенко считать не захотел и свою гордость – четверной прыжок – исполнил в начале выступления, а от второго и вовсе отказался. И проиграл, после чего может сколько угодно жаловаться на судейство и рассуждать о том, что правила больше не стимулируют риск. Впрочем, сегодня новым порядком недовольны многие. А главный аргумент против звучит так: из фигурного катания исключили творческий момент. Ведь, как напоминают нам противники реформы, это не столько спорт, сколько искусство.
Год включения в программу Игр: 1896
На Олимпиаде 2004 года разразилось сразу два судейских скандала. Арбитры допустили ошибку при определении сложности упражнений, выполняемых корейцем Йен Дай Кимом, из-за чего ему была занижена оценка. Подобная оплошность стоила азиатскому спортсмену золотой медали в многоборье, которая в итоге досталась Полу Хэмму. Судьи признали свою ошибку, однако официально лишать американца награды высшей пробы не стали, а добровольно отказываться от нее в пользу Йен Дай Кима он не захотел. Пострадал и Алексей Немов – россиянину необоснованно поставили низкие оценки за выступление на перекладине, оставив его без заслуженной награды. После столь вопиющего инцидента, вызвавшего к тому же широкий общественный резонанс, некоторые арбитры были отстранены от работы, а МОК потребовал реформ. И они последовали.
В 2006 году вступила в действие новая система судейства, пришедшая на смену существовавшей более ста лет. Оценка качества выступления осталась прежней – максимум 10 баллов, из которых вычитаются «сбавки» за ошибки, а вот при определении сложности программы произошли значительные изменения. За каждый выполненный сверхсложный трюк начисляются дополнительные отметки, позволяющие получить оценку, превышающую привычную десятку. Кроме того, арбитрам в спорных ситуациях разрешено просматривать видеозапись. Все эти нововведения почти сразу же стали оказывать свое влияние на результаты крупнейших соревнований. Так, в том же 2006-м чемпионат мира в многоборье выиграла итальянка Ванесса Феррари, упавшая с бревна. Раньше такое считалось немыслимым, а теперь – в порядке вещей: потерянные баллы гимнастка отыграла, включив в свои вольные упражнения несколько сверхсложных элементов. Справедливо ли? Четырехкратный олимпийский чемпион Алексей Немов не уверен, что знает ответ на этот вопрос. «Гимнастика как была субъективным видом спорта, так и останется. Единственное, что пока можно отметить: усложнение программ идет в ущерб качеству исполнения. И это не является положительным моментом в новой системе правил», – комментирует он сложившуюся ситуацию.
Год включения в программу Игр: 1984
Как и в фигурном катании, в этом виде спорта произошел судейский скандал, в результате которого золотые медали вручили сразу двум спортсменкам, однако он носил несколько комический оттенок. На Олимпиаде в Барселоне основными соперницами в соревнованиях одиночниц были канадка Сильвия Фрешетт и американка Кристен Бэбб-Спрэг. После выступления Фрешетт в обязательной программе четыре арбитра поставили ей высокие баллы – от 9,2 до 9,6, а Анна Мария Да Сильвейра – низкий. Как выяснилось, бразильянка сделала это по ошибке – случайно нажала не на ту клавишу на компьютере, и вместо 9,7 получилось 8,7. Пытаясь исправить оплошность, Анна Мария обратилась к техническому делегату с просьбой срочно внести изменения. Однако она так плохо говорила по-английски, что тот не понял смысла услышанного и необходимых корректировок не сделал. Именно этого балла и не хватило Фрешетт для победы. Впрочем, Бэбб-Спрэг считала, что выиграла по праву, заявив, что выступление на Играх в Барселоне стало лучшим в ее жизни, и категорически отказалась добровольно отдавать золотую медаль сопернице. Этого делать и не пришлось: рассмотрение поданной канадцами апелляции завершилось вручением Фрешетт еще одной награды высшей пробы.
Если бы в 1992 году во главе МОК стоял Жан Рогге, этот забавный эпизод наверняка завершился бы требованием внести изменения в правила, однако Хуан Антонио Самаранч был настроен миролюбиво. И в синхронном плавании до сих пор используется изначально принятая система судейства, когда две группы арбитров оценивают отдельно технику исполнения и артистизм. И никаких тебе бонусов за сложность или умение создать образ на избранную музыку. Но сказать, что все довольны такими правилами, нельзя. На Играх в Пекине олимпийская чемпионка Анастасия Ермакова прямо обвинила испанок в плагиате, заявив, что те беззастенчиво копируют придуманные ею с Анастасией Давыдовой элементы. «Судьи ведь не разбираются с авторскими правами, они просто видят два одинаковых элемента у двух разных пар», – пожаловалась россиянка.
Год включения в программу Игр: 2000
В виде спорта, о котором в России обычно вспоминают только во время Олимпийских игр, недовольство спортсменов решением арбитров – явление весьма распространенное. Причем, как признается президент Федерации прыжков на батуте России Николай Макаров, зачастую его причиной становится вовсе не предвзятость: «В финале работают арбитры из незаинтересованных стран – тех, чьи представители не выступают. На практике это означает, что оценки выставляют люди, не совсем понимающие в элитном батуте». Именно на низкую квалификацию арбитров сетовал тренер олимпийского чемпиона Афин – украинца Юрия Никитина – Владимир Горжий после Игр в Пекине, где его подопечный занял пятое место: «Они судили очень мало соревнований. Вообще технические знания этих людей находятся на крайне низком уровне. Они не достойны иметь категорию». Опять пресловутый «человеческий фактор». Но если абстрагироваться от него, система судейства в прыжках на батуте выглядит одной из самых сбалансированных в «субъективных» дисциплинах. Выступление каждого спортсмена оценивают семь арбитров. Пять из них независимо друг от друга следят за качеством исполнения программы и вычитают из максимальной оценки в десять баллов штрафы за допущенные ошибки. Лучшая и худшая из этих пяти оценок отбрасываются, а к сумме трех оставшихся добавляется коэффициент сложности. Его определяют два отдельных арбитра, анализируя количество оборотов во вращениях и сальто. Из пробившихся в финальную восьмерку на Олимпиаде в Пекине наивысший коэффициент сложности составлял 16,8 балла, а самый низкий – 15,6, победил же китаец Лу Чуньлунь, показатель программы которого был равен 16,2 балла. Так что сложнее – не значит лучше.
Год включения в программу Игр: 1912
В далеком 1932 году шведа Бертила Сандстрема лишили серебряной олимпийской медали в выездке за то, что он голосом отдавал команды своей лошади во время выступления. При этом сам спортсмен утверждал, что был нем как рыба, а подозрительные звуки издавало скрипевшее под ним седло. Эта забавная история – первый документально зафиксированный судейский скандал в истории современных Олимпийских игр.
Соревнования по конному спорту и в наши дни вызывают у МОК массу вопросов. Правда, большинство из них связаны с применением допинга – на Играх в Пекине было взято сразу шесть положительных проб у лошадей, из-за чего Международной федерации конного спорта (FEI) даже пригрозили исключением ее дисциплин из программы Игр-2016. На этом фоне судейские проблемы отходят на второй план. А их немало. Что и неудивительно, учитывая систему, по которой выявляются победители. В выездке пять арбитров независимо друг от друга оценивают выступление спортсмена по 10-балльной шкале, результаты суммируются, после чего определяется, какой процент от максимально возможного количества баллов получил участник. Как заметил судья международной категории Николай Чебышев, работа его коллег – сравнение конкретного выступления с воображаемым идеалом, а у каждой национальной школы – своя интерпретация эталона и того, на что необходимо обращать первостепенное внимание. Это, если можно так выразиться, объективная причина судейской необъективности. Однако есть и другая.
Крупные международные соревнования из года в год судят одни и те же люди, и у них в головах уже подсознательно сформировался своеобразный рейтинг спортсменов, соответственно которому и ставятся оценки. Ярким примером «предварительной раздачи медалей» называют выступление Анке ван Грюнсвен на Играх в Пекине. Движения ее лошади в КЮРе не совпадали с музыкой, что не помешало легендарной голландке стать чемпионкой на третьей Олимпиаде кряду. После этого случая специалисты все громче стали говорить о необходимости сделать судейство «прозрачным» и назначать арбитров с помощью жеребьевки. Но пойдет ли FEI на реформы?
Год включения в программу Игр: 1994
В Солт-Лейк-Сити Ольга Королева стала, пожалуй, самой известной российской спортсменкой, по популярности обогнавшей даже некоторых чемпионов и призеров тех Игр. Сенсационно лидировавшая после первой попытки в олимпийских соревнованиях снежных акробатов, россиянка уверенно исполнила второй прыжок – и оказалась четвертой. Глядя на выставленные арбитрами оценки, болельщики не могли поверить своим глазам, а руководители Федерации фристайла России отправились подавать протест на предвзятое судейство. Разумеется, безрезультатный. Разговоры о «заговоре против России» четыре года спустя развеяла сама спортсменка, заявившая, что коэффициент сложности ее второго прыжка объективно не позволял претендовать на победу. Правда, арбитрами Ольга все же осталась недовольна – по ее мнению, они перестраховались, оценивая ее первую попытку, ведь Королева выступала второй из двенадцати спортсменок и баллы были попросту «попридержаны» для более именитых участниц.
Подобная практика достаточно распространена, ведь судьям порой просто не хватает квалификации для того, чтобы объективно оценить исполнение прыжка. Поэтому они ориентируются на имена: если титулованный спортсмен не совершил явных ошибок, он гарантированно займет высокое место. А чтобы выбиться «из грязи в князи», нужно исполнить нечто по-настоящему революционное. Как это сделал чех Алеш Валента, прямо на Играх в Солт-Лейк-Сити рискнувший первым в мире прыгнуть тройное сальто с пятью пируэтами. И стал олимпийским чемпионом. По окончании спортивной карьеры Валента подался в судьи. Уж ему-то точно хватит квалификации.