Эпоха в зеркале льда

Большой спорт №4(41)
Борис Ходоровский
«На ближайшую Олимпиаду резервов хватит, а дальше – провал» – такой диагноз российскому фигурному катанию поставила великий тренер Елена Чайковская еще в 2003 году.

«На ближайшую Олимпиаду резервов хватит, а дальше – провал» – такой диагноз российскому фигурному катанию поставила великий тренер Елена Чайковская еще в 2003 году. И не ошиблась. На Олимпиаде-2006 российские фигуристы завоевали три высших награды и даже бронзу Ирины Слуцкой сумели подать как победу. Но туринский триумф объяснялся просто: был снят последний урожай с посевов советских времен. Неудачное выступление в Ванкувере прогнозировалось большинством специалистов, однако лишь немногие рисковали говорить об этом вслух. Но, увы, к разочарованиям и медальному дефициту в фигурном катании России, судя по всему, придется привыкать. Во всяком случае, выиграть домашнюю Олимпиаду в Сочи в этом виде спорта будет очень трудно.

Отзвуки 1990-х

Российский провал в фигурном катании на Олимпиаде в Ванкувере обусловлен отнюдь не потерей квалификации тренерской элитой и не полным вырождением талантов. Спорт вообще и фигурное катание в частности не могут существовать вне общества. На ванкуверских Играх должны были выигрывать или, по крайней мере, бороться за медали те, кто родился в конце 1980-х и пришел в спортивные секции в начале 1990-х. Вспомним, что это были за годы.

Двадцать лет понадобилось Игорю Шпильбанду, бывшему участнику Ледового театра Татьяны Тарасовой, на то, чтобы вырастить в США сразу несколько талантливейших фигуристов: чемпионов Ванкувера Тессу Вирту и Скотта Мойра, а также серебряных призеров Игр-2010 Мэрил Дэвис и Чарли Уайта

Инженеры, врачи, учителя, приводившие своих детишек в секции, думали прежде всего о решении своих материальных проблем. Тренеры, обязанные научить этих малышей азам фигурного катания и вы­явить наиболее способных, также не могли прокормить семьи на месячную зарплату, эквивалентную 30 долларам. Учитывая, что к этому времени рухнул железный занавес, а в тех же США тренерская ставка составляла от 40 долларов в час (верхний предел неограничен), не стоит удивляться, что сотни специалистов начального и среднего звена отправились за рубеж. Бывшие москвичи, питерцы и уральцы трудятся сегодня во всех концах света, от Андорры до Новой Зеландии.

Проблемы с финансированием детских школ приводили к их закрытию. Нет больше катков, на которых начинали в Волгограде будущие олимпийские чемпионы Максим Маринин и Евгений Плющенко, а в Невинномысске – Елена Бережная. Откуда же было взяться новым звездам?

На время или навсегда отъезжали за океан и представители тренерской элиты. Правда, все они готовили там олимпийских чемпионов для России. Уже вернулись из американской командировки Татьяна Тарасова, Тамара Москвина, Олег Васильев, Александр Жулин, на очереди Николай Морозов. Продолжают готовить в США российские пары Наталья Линичук и Геннадий Карпоносов, уехавшие едва ли не последними после многомесячных поисков денег для оплаты аренды льда на катке при спорткомплексе «Олимпийский».

Безвозвратно потерянной для России можно считать только Марину Зуеву. Первый в СССР тренер-хореограф (эту ставку пробил для Марины в ЦСКА Станислав Жук) оказалась невостребованной в Москве и уехала в Детройт, где составила отличный тандем с Игорем Шпильбандом. Последнего при всем желании нельзя назвать российским тренером. Он просто остался в США во время гастролей ледового театра Татьяны Тарасовой еще в советские годы и начал в Америке многотрудную тренерскую де­ятельность с выкатывания старушек за 40 долларов в час. Двадцать лет понадобилось Шпильбанду на то, чтобы получить в свое полное распоряжение (вместе с Зуевой) прекрасную тренировочную базу и вырастить чемпионов Ванкувера Тессу Вирту и Скотта Мойра, а также серебряных призеров Игр-2010 Мэрил Дэвис и Чарли Уайта.

Американский подарок России

После неудачи в Ванкувере спортивные руководители заговорили о том, что в Сочи российские фигуристы обязательно будут на высших ступеньках пьедестала, причем в нескольких дисциплинах. На кого же можно рассчитывать?

Уже заявивший о сложении своих полномочий, но пока еще президент Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) Валентин Писеев в восторженных тонах говорил о наших девочках. Действительно, сейчас на взрослом первенстве страны успешно выступают 12–13-летние фигуристки, которые по возрасту не имеют права стартовать даже в международных юниорских соревнованиях.

Слишком много проблем накопилось в российском фигурном катании за последние годы, и для их решения четырех лет явно маловато. Даже при огромном государственном финансировании. Конечно, можно бросить все силы и средства на Сочи, но будут ведь Олимпиады и в 2018-м, и в 2022-м. Возможно, сегодня надо готовиться именно к ним

Чемпионка страны-2009 Аделина Сотникова, тренирующаяся в Москве у Елены Буяновой, и двукратный призер наци­ональных первенств Елизавета Туктамышева, которую курирует в Питере Алексей Мишин, уже освоили весь арсенал тройных прыжков. В последнем чемпи­онате России у Туктамышевой оценки за технику были выше, чем у всех участников мужских соревнований, за исключением Евгения Плющенко. Только спешить с оптимистичными прогнозами не стоит. У девочек наступает переходный возраст, и как они раздадутся ввысь и вширь, даже специалисты на сто процентов спрогнозировать не могут. Еще одна фигуристка из этой плеяды – Полина Шелепень, первой вышедшая на международный уровень, как раз очень подросла за последний год и, как следствие, кое-что подрастеряла из прежнего технического арсенала.

Куда более перспективными в этой свя­­­зи представляются две питерские фигуристки – Алена Леонова (в ноябре ей исполнится 20) и Ксения Макарова. Дочка известных советских фигуристов Ларисы Селезневой и Олега Макарова родилась в Санкт-Петербурге, но выросла в США. Родители и слышать не хотели о том, чтобы девочка каталась за американскую команду. Особенно после того, как внимательно изучили систему отбора. Та же Чайковская назвала Макарову «американским подарком для России».

Фигуристка, которая в декабре отпразднует 18-летие, тренируется у Галины Змиевской и Виктора Петренко. В арсенале Ксении уже есть стабильный каскад «3+3», а также прекрасное сочетание американской непосредственности с русской душой. С Макаровой активно работают тренеры, ее тактично опекают профессионально подготовленные родители, наконец, достойный вклад в подготовку вносит персональный психолог Джонни Уэйр.

Плющенко навсегда

А вот той же Туктамышевой в минувшем сезоне явно недоставало тренерского внимания. Ведь Алексей Мишин целиком сосредоточился на работе с Евгением Плющенко, вернувшимся в любительский спорт после трехгодичного перерыва. Олимпийский чемпион Турина совершил маленький спортивный подвиг, сбросив десять килограммов лишнего веса, отказавшись от участия в светских тусовках и восстановив четверной прыжок. Этого хватило только на серебро. Итоги Ванкувера, что бы там ни говорили сам Евгений, его супруга Яна Рудковская и экзальтированные поклонницы питерского фигуриста, справедливы на сто процентов. Для полного восстановления Плющенко нужен был еще сезон, чтобы вновь окунуться в соревновательную атмосферу, восстановить боевую форму хотя бы на 70 процентов и вспомнить о том, что Олимпиада – это не Евровидение.

Вернувшись в Санкт-Петербург, олимпийский чемпион Турина и двукратный сереб­ряный призер Игр объявил, что собирается кататься до Сочи, не делая перерывов. Плющенко намерен лечь на операцию, привести ноги в рабочее состояние, поработать с новыми хореографами и тренерами по ОФП. Сегодня у ученика Мишина реальных конкурентов в России нет. Серебряный призер чемпионата страны Сергей Воронов на недавнем первенстве был только 14-м.

Однако до Сочи еще четыре года, и стоит обратить внимание на сегодняшних юни­оров. В той же группе Мишина тренируются два Артура – Гачинский, которого уже несколько лет называют главной надеждой-2014 и наследником славы Плющенко, и Дмитриев, сын двукратного олимпийского чемпиона в парном катании. Дмитриев-младший на тренировках уже исполняет три разных четверных прыжка. Только вряд ли Профессор, как называют Мишина в мире фигурного катания, сосредоточится на юных «студентах». Зачем, если есть Плющенко, приносящий не только славу, но и хороший доход?

Остается надеяться, что конкуренцию признанному лидеру составят ученики Буяновой и Алексея Урманова. Тот же Воронов при нормальном отношении к тренировочному процессу способен прогрессировать, а у Урманова подрастает еще и Гордей Горшков, также сын известных в прошлом советских фигуристов Светланы Французовой и Олега Горшкова.

Юниорские амбиции

Кроме Плющенко, медаль в Ванкувере завоевала танцевальная пара Оксана Домнина – Максим Шабалин. Как грустно пошутила их тренер Наталья Линичук, в комплекте с бронзой ребятам нужно было давать ордена за мужество. С такой травмой, как у Максима, выходить на лед вообще противопоказано. Дуэт, по возрасту способный откататься еще один олимпийский цикл, завершил свою карьеру. Об этом можно говорить с уверенностью на 99,9 процента. Современная медицина еще не нашла способа восстанавливать стертые коленные хрящи.

Надежд на то, что лидерскую эстафету подхватит второй в сегодняшнем российском рейтинге танцевальный дуэт Яна Хохлова – Сергей Новицкий, мало. Ученики Ирины Жук и Александра Свинина как-то слишком много говорят о своих хороших прокатах и несправедливых оценках. Как результат, чемпионы Европы-2009 и бронзовые призеры мирового первенства-2008 никак не могут даже близко подойти к пьедесталу на последних крупных соревнованиях.

Да и их танцы не оставляют такого впечатления, как ставшая уже легендарной «Ночь на Лысой горе». К тому же в Турине на ЧМ-2010 пара снялась с соревнований из-за обострения старой травмы Новицкого. В свое время Сергею поставили тот же ди­агноз, что и Шабалину. Просто Новицкий не форсировал возвращение на лед и смог восстановиться после операции.

Тем не менее в танцах есть все основания рассчитывать в Сочи не просто на медали, а на золото. Очень здорово выступили на последнем чемпионате мира вчерашние юниоры Екатерина Боброва – Дмитрий Соловьев, собирающиеся перейти в группу Линичук. Об олимпийских амбициях своих учеников заявляют и тренеры двух юниорских пар. Потенциальными чемпионами Сочи Алексей Горшков называет Екатерину Рязанову и Илью Ткаченко. Дочка известного российского регбиста перед нынешним сезоном поменяла партнера, и на взрослом первенстве России дуэт вплотную подобрался к пьедесталу.

Другое мнение относительно главных претендентов на высшую ступень пьедестала почета Игр-2014 у Александра Жулина. Он называет будущими триумфаторами Елену Ильиных и Никиту Кацалапова. Эта пара выиграла с большим преимуществом юниорское первенство мира в Гааге в марте. Кстати, в 2006-м победителями среди юниоров были Тесса Вирту и Скотт Мойр. Аналогии явно видны. Ильиных ездила на смотрины в Детройт, но достойного партнера Шпильбанд с Зуевой ей подобрать не смогли.

Конечно, юниорские победы ничего не гарантируют на взрослых соревнованиях. Тот же Эван Лайсачек, обыгравший Плющенко в Ванкувере, дважды, в 2003-м и 2004-м, проигрывал российским спорт­сменам на чемпионатах мира среди юниоров. Только ни Александр Шубин, ни Андрей Грязев так и не проявили себя, повзрослев. Многие отечественные тренеры предпочитают форсировать события и, не заложив необходимой технической базы, ставят фигуристам красивые программы, позволяющие одерживать сиюминутные победы. Специалисты отмечают, что наши фигуристы имеют явные пробелы со скольжением, с «физикой» и даже, как ни парадоксально, с хореографией. Все это как раз и является следствием стремления одерживать быстрые победы.

За четыре года даже Тамаре Москвиной не удалось довести до пьедестала Ванкувера Юко Кавагути и Александра Смирнова. Эта пара об уходе пока не заявляет, но к Сочи русской японке Юко будет уже 32, а проблемы с плечом на крупных соревнованиях у Кавагути проявляются все чаще. Неслучайно в группе Москвиной появился новый дуэт, в котором вместе с Александром Энбертом катается бывшая одиночница Катарина Гербольдт.

В пару со вчерашней украинкой Тать­яной Волосожар встал Максим Траньков, и спорт­смены собираются выступать за Россию. Согласие от украинских спортивных руководителей уже получено. Вот только сумеет ли справиться с характером Максима даже при поддержке Станислава Морозова (он перестает быть партнером Тать­яны на льду, но не в жизни) московский тренер Нина Мозер, добивавшаяся доселе успехов только на юниорском уровне? Других желающих поработать с питерским фигуристом, о неуправляемом характере которого легенды ходят, в России не нашлось.

Конец эпохи Писеева

Грядут перемены и в руководстве фигурным катанием. В июне состоится отчетно-выборная конференции ФФККР, а Валентин Писеев после обрушившейся на него критики сверху от Дмитрия Медведева и снизу от Евгения Плющенко объявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на новый срок. «Террариум единомышленников», коим является мир российского фигурного катания, разделился во мнениях.

Ведущие тренеры призывают не спешить с отставкой многолетнего президента, к стилю которого привыкли. Критики Писеева не могут предложить кандидатуру руководителя, зарекомендовавшего себя хорошим организатором и устраивающего всех. Только Плющенко лоббирует своего друга Антона Сихарулидзе, но вряд ли председатель комитета Госдумы, распределяющий миллионы и ни за что не отвечающий, согласится распределять малую часть и отвечать за выступления фигуристов в Сочи.

Возвращение Плющенко в большой спорт скорее навредило, чем помогло России. Вполне естественно, что его тренер Алексей Мишин главное внимание уделял именно признанному чемпиону, приносящему не только славу, но и хороший доход. Однако сегодня, когда до домашней Олимпиады осталось четыре года, основные усилия должны быть направлены на подготовку юниоров

По данным «Большого спорта», новым главой ФФККР станет весьма достойный человек из мира фигурного катания. Только дело ведь не в персоналиях. Нужно менять безнадежно устаревшую систему. Ну не должны ведущие фигуристы России получать зарплату, числясь в группе совершенствования детской спортивной школы. Не должны быть заранее известны места на чемпионате страны. Тот же Лайсачек никогда бы не получил рекордные баллы на чемпионате США при посредственном прокате, как это случилось с Плющенко на последнем первенстве России. Может быть, поэтому американец и оказался готов к олимпийской мясорубке лучше нашего великого чемпиона.

Слишком много проблем накопилось в российском фигурном катании за последние годы, и чтобы разгрести все авгиевы конюшни, четырех лет явно маловато. Даже при огромном государственном финансировании. Конечно, можно бросить все силы и средства на Сочи, но будут ведь Олимпиады и в 2018-м, и в 2022-м. Правда, за последнюю можно не волноваться: Плющенко обещал к тому времени снова вернуться, чтобы составить на льду конкуренцию сыну Егору.