Ставка на свое

№2(150)_2022
Текст: Николай Орлов
Российский спорт перестает быть частью мирового. Сборные страны отстраняются от чемпионатов мира, клубы исключаются из еврокубков, атлеты не допускаются даже до коммерческих международных стартов. В подобных условиях остро стоит вопрос импортозамещения: место выбывших из соревновательного календаря событий должны занять новые. Мы изучили, как этот процесс проходит в индивидуальных видах спорта, а также инициированных Россией международных спортивных лигах: Континентальной хоккейной и баскетбольной Единой лиге ВТБ. Там импортозамещать приходится целые клубы.

КХЛ как зеркало экономики и политики

Созданная в 2008 году Континентальная хоккейная лига задумывалась как евроазиатская альтернатива Национальной хоккейной лиге и инструмент российской «мягкой силы». Изначально она включала в себя клубы из России и стран бывшего СССР, затем появились представители Чехии, Словакии, Хорватии, Финляндии и Китая. В 2013 году тогдашний президент КХЛ Алесандр Медведев говорил о планах довести количество команд в лиге до 32, включив в нее даже представителей Франции и ОАЭ. Однако на практике их максимальное число не превышало 29. Именно столько клубов стартовало в сезоне 2016/2017. Затем пошло снижение. Причины, по которым зарубежные участники покидали Лигу, были в первую очередь экономическими. Хоккей – дорогой вид спорта, а необходимость летать за матчи чартерными рейсами за тысячи километров делала окупаемость спортивного проекта в принципе невозможной. Поэтому у всех команд КХЛ из дальнего зарубежья, кроме китайского «Кунлуня» были российские акционеры или спонсоры. Как правило, из структур Газпрома. И когда они переставали вкладываться в клуб, тот выходил из КХЛ и возвращался в свой национальный чемпионат.

После начала российской спецоперации на Украине о завершении своего участия в КХЛ заявили рижское «Динамо» и финский Jokerit из Хельсинки. Генменеджер клуба Ярри Курри стал его единоличным владельцем, выкупив 40% акций у дочернего предприятия компании «Норильский никель». Таким образом, Лига полностью избавилась от представителей «недружественных» стран в своем составе. В ней остались лишь 22 команды, это антирекорд. Президент КХЛ Алексей Морозов хотел бы увеличения количества участников, но желающих нет. После ухода рижан и Jokerit пошли разговоры о возвращении тольяттинской «Лады» и «Югры» из Ханты-Мансийска, а также приглашении второго белорусского клуба. Однако «пол» зарплат, а по регламенту команды не могут тратить на оплату труда игроков меньше 315 млн рублей за сезон, оказался неподъемным для потенциальных кандидатов. «Чтобы в КХЛ пришли новые клубы, люди должны сами захотеть. Это касается и российских команд, и заграничных. Если таких желающих нет, мы не можем им навязывать свою волю», – отмечает председатель совета директоров «Авангарда» Александр Крылов. Так что импортозаместить иностранные клубы российскими не получилось по экономическим причинам.

Вопрос в том, что будет с зарубежными игроками. Регламент позволяет командам заявлять на матч пять легионеров. При этом граждане Беларуси и Казахстана приравнены к россиянам. После начала спецоперации некоторые иностранцы покинули свои клубы прямо по ходу плей-офф и заявили, что больше не будут играть в России. Другие остались, но хотят получать зарплату в валюте. «КХЛ точно должна изменить контракты для легионеров. Например, зарплаты должны быть прописаны и выплачиваться в долларах. Я пытался вывести деньги из России, но без шансов», – говорил чешский вратарь «Авангарда» Шимон Грубец.

Регламент КХЛ запрещает российским командам заключать соглашения с игроками в иностранной валюте, так что пожелание Грубеца неосуществимо. Единственное, чего смогла добиться Лига после консультации с банками и органами валютного контроля – легионеры получили возможность конвертировать свою зарплату по курсу Центробанка на день выплаты. Однако такой вариант в условиях волатильности вряд ли устроит топ-игроков, имеющих предложения из других лиг. Например, генеральный директор «Салавата Юлаева» Ринат Баширов уже заявил, что хочет сохранить финских лидеров команды, но оценивает вероятность продления соглашений в 1%. Причины пессимизма – и в политической, и в экономической плоскости. Агенты, с которыми довелось пообщаться автору этих строк, предполагают, что традиционно востребованные в КХЛ финны и чехи вряд ли согласятся ехать в Россию. Равно как и шведы. А вот представители минорных североамериканских лиг не откажутся: они менее политизированы, к тому же в европейских национальных чемпионатах действует лимит на легионеров. Так что в зажиточных российских клубах иностранцы будут. В тех, чей зарплатный бюджет ближе к «полу», а не «потолку» – скорее всего нет. И это еще больше усилит разницу в классе команд. Положительным моментом является разве что увеличение количества рабочих мест для россиян. Но и здесь есть свои подводные камни. Например, Чехия перестала выдавать рабочие визы гражданам нашей страны, и некоторые российские игроки из местного чемпионата будут вынуждены вернуться на родину, конкурируя за места в клубах КХЛ.

Делегионеризация баскетбола

В отличие от хоккея, где российская школа является доминирующий на территории бывшего СССР, в баскетболе традиционно сильны Прибалтика и Украина. Поэтому организация Единой Лиги ВТБ в 2008 году стала серьезным прорывом в плане повышения уровня турнира. К 2014 году он насчитывал 20 команд и считался одним из самых интересных соревнований в Европе. Однако известные политические события привели к уходу команд из Литвы, Латвии и Украины. После начала спецоперации отвалились эстонский Kalev и польская Zielona Góra, так что теперь в Лиге лишь 10 команд. По одной из Белоруссии и Казахстана и восемь российских. Для 145-миллионной страны это мало. Тем более что во многих отечественных клубах на ведущих ролях иностранцы. При этом во всех без исключения отечественных командах главными тренерами были не россияне. Одна из причин тому – международные амбиции: в Евролиге и турнирах рангом пониже российские клубы традиционные соискатели чемпионства.

Сейчас, когда отечественные команды отстранены от международных турниров, подобная ситуация выглядит нелепо. Однако решения по поводу допуска к еврокубкам в сезоне 2022/2023 пока нет, поэтому клубы держат паузу: уезжают лишь иностранцы, сами попросившие об этом. В случае отсутствия еврокубков исход высококлассных иностранных тренеров и игроков из российских клубов будет массовым, равно как и сокращение бюджетов.

Но и при благоприятном развитии событий количество рабочих мест для россиян увеличится. Президент Единой Лиги ВТБ Сергей Кущенко заявил, что вариант с уменьшением числа участников не рассматривается. Таким образом, места эстонцев и поляков скорее всего займут клубы суперлиги. «Мы не будем принимать в лигу абы кого. Это должны быть клубы, полностью соответствующие регламентным нормам, чтобы качество нашего продукта оставалось прежним», – отмечает Кущенко. В кулуарах поговаривают о приеме в лигу «Самары» и «Уралмаша» из Екатеринбурга, при этом владелец уральского клуба Виктор Ганиенко предполагает, что финансовые требования (минимальный бюджет в 400 млн рублей) будут снижены. Сейчас главными тренерами обоих потенциальных новичков Единой Лиги являются россияне, а составы комплектуются преимущественно из отечественных игроков. И ситуация вряд ли изменится: потенциальные новички не будут участвовать в еврокубках и не ждут значимого увеличения бюджета.

Российский аналог Кубков мира

Если в игровых видах существует годами сложившийся формат проведения чемпионатов страны и вопрос стоит лишь в наличии иностранцев в командах и их количестве, то с индивидуальными ситуация сложнее. До недавнего времени российских спортсменов можно условно было разделить на две группы: членов сборных страны и тех, кто участвовал преимущественно во внутренних соревнованиях. Список кандидатов в национальные и молодежные команды формировался перед началом сезона. Эти люди проходили централизованную подготовку с элементами отбора, по итогам формировались составы для участия в международных стартах. Не квалифицировавшиеся выступали во внутрироссийских соревнованиях и тренировались в худших по сравнению со «сборниками» условиях.

После отстранения россиян от международных турниров «сборникам» придется выступать во внутрироссийских стартах. По замыслу министерства спорта России, участие именитых атлетов должно повысить болельщицкий интерес к ним. «Планируем проведение Гран-при по фигурному катанию, гимнастике, другим видам спорта, где бы многие регионы и города увидели наших сильнейших спортсменов, так как большее время они были за рубежом», – анонсировал министр Олег Матыцин. Подобные Гран-при будут строиться по модели этапов Кубка мира, то есть возможность посоревноваться со звездами и заявить о себе получат спортсмены второго эшелона. И в этом несомненный плюс нового формата.

Борьба в тренде

Еще один способ компенсировать отсутствие официальных международных стартов – организация коммерческих турниров и лиг с участием «дружественных» стран. Здесь пионером стала Федерация спортивной борьбы России (ФСБР), анонсировавшая создание профессиональной борцовской лиги Poddubny Wrestling League. К участию приглашены «лучшие спортсмены мира», которым предстоит состязаться в олимпийских стилях спортивной борьбы (вольная, греко-римская, женская), а также в грэпплинге и панкратионе. Обещан рекордный для вида спорта призовой фонд. Инициатива представляется перспективной: на Олимпийских играх в Токио в числе лидеров по числу медалей дружественные России Куба, Иран, Китай, Киргизия и Белоруссия, так что состав участников должен быть сильным. В неолимпийских же грэпплинге и панкратионе и вовсе можно надеяться на приезд всех сильнейших: в этих дисциплинах ключевым является материальный фактор.

Трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин назвал Poddubny Wrestling League «проектом мирового масштаба», отметив, что «важно провести ряд консультаций с международной федерацией (UWW) и не допустить, чтобы те, кто приедут в Москву на Лигу Поддубного, завтра оказались под ударом в мировом спорте». Это замечание является ключевым в плане оценки перспектив Лиги и возможности использования этого формата в других видах спорта. Если удастся найти компромисс, и зарубежные участники соревнований не подвергнутся санкциям со стороны UWW, проект станет трендсеттером.

Где найти инвентарь

После 24 февраля многие российские спортсмены и федерации лишились зарубежных спонсоров, в числе которых и производители высокотехнологичного инвентаря. Более того, некоторые компании-производители, в частности, германская Haibike Ghost, объявили о приостановке поставок в Россию. Если логистические цепочки не восстановятся, представителей некоторых видов спорта ждут непростые времена. В частности, в России нет равноценной замены элитным маркам лыж и велосипедов. Лидер внутреннего рынка STC SKI производит около 500 тыс. пар беговых лыж в год, однако в ассортименте отсутствуют модели для профессиональных спортсменов топ-уровня. Это неслучайно: технология изготовления массового и штучного инвентаря существенно отличается. Как рассказывает основатель производящей аксессуары для лыжников швейцарской компании KV+ Тауф Хамитов, с экономической точки зрения выгоднее произвести полмиллиона пар лыж для любителей, чем 500–1000 пар высшего класса.

Хамитов отмечает, что у некоторых членов сборной России имеется запас в 40–50 пар лыж и палок. Этого хватит на несколько сезонов, к тому же такие спортсмены могут продавать инвентарь остальным, как это практиковалось во времена СССР. Есть варианты и с «серым» импортом.