Досье / Павел Чеботарев
На форуме «Россия – спортивная держава» 2021 года рассматривалась стратегия «Цифрового развития физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года». Как сейчас обстоят дела с цифровой трансформацией спорта?
В рамках цифровой трансформации идет создание единого цифрового пространства для участников спортивной отрасли, и решаем следующие глобальные задачи.
В первую очередь запуск в промышленную эксплуатацию ГИС ФКиС (Государственной информационной системы в области физической культуры и спорта. – Б.С.), в сентябре планируем вывести в промышленную эксплуатацию. Это будет ядро, в ГИС ФКиС будут храниться мастер-данные, а также создается единое хранилище метаданных. В ГИС будут реализованы: личные кабинеты для управления сферой ФКиС, реестры, регистры, различные справочники, цифровые профили спортивных объектов и участников отрасли. Региональные и коммерческие информационные системы будут также интегрироваться с ГИС.
Второе – построение домена «Спорт». В России идет выстраивание доменных структур по различным отраслям – наука, экология, здравоохранение. Домен «Спорт» – один из первопроходцев. Прошло проектирование первой волны домена, в рамках проектирования состоялся ряд экспертных обсуждений, прорабатывались клиентские пути физкультурника и спортсмена. Было спроектировано 104 сервиса, не только в массовом спорте и в спорте высших достижений, но также и в части обеспечивающих сервисов: организация мероприятий, кадры и человеческий капитал, инфраструктура и обеспечение, все спроектированные сервисы решают конкретную выявленную боль клиентской группы.
В настоящее время идет проектирование клиентских сервисов второй волны домена, эксперты прорабатывают клиентские пути тренера и организатора спортивного мероприятия, отдельная группа рассматривает нормативно-правовое регулирование.
Результаты проектирования второй волны домена «Спорт» будут представлены в рамках форума «Россия – спортивная держава» в Кемерове осенью 2022 года, там же будет проведена стратегическая сессия, направленная на экспертное обсуждение расширения функциональных возможностей приоритетных сервисов домена «Спорт».
Что обсуждаете на форуме «Россия – спортивная держава» в Кемерове?
Кроме ГИС ФКиС и домена «Спорт» также обсудим еще одну важную тему – стартапы. В этом направлении мы проводим конкурс «Стартапы в спорте», в рамках форума будет проходить питч-сессия стартапов, прошедших рассмотрение жюри. Конкурс проводится по следующим номинациям: «Умная одежда и гаджеты», «Умный спортивный объект», «Киберспорт и гейминговые платформы», «Реабилитация и восстановление», «Спортивные ивенты/электронные платформы», «Цифровые двойники спортсменов».
Цифровая трансформация спортивной отрасли – задача глобальная. Как расставляются приоритеты? Какие процессы надо оцифровывать в первую очередь? В каких связанных со спортом областях применение цифровых инструментов позволяет максимально повысить эффективность?
Самое простое – запись ребенка в государственную спортшколу. Сейчас в электронном виде сделать это нельзя. Также прорабатывается возможность оценки предрасположенности ребенка к тому или иному виду или видам спорта с помощью результатов выполнения определенных упражнений, чтобы родители могли выбрать спортивную школу, записаться и уже в школе пройти полное тестирование.
Что еще? Подача в электронном виде документов на присвоение спортивных разрядов и званий, ведение в электронном виде протоколов соревнований. Сейчас на соревнованиях протоколы ведутся в бумажном виде, протоколы необходимо обрабатывать, хранить. Эти процессы планируется автоматизировать.
Также идут работы по занесению спортивных объектов с их характеристиками в единый справочник, создание так называемого цифрового двойника объекта спорта.
Ставится ли задача с помощью цифровых инструментов повышать интерес к спорту? Если да, то каковы основные механизмы?
Президентом Российской Федерации поставлена задача – к 2030 году не менее 70% населения России должно регулярно заниматься спортом и физической активностью.
Механизмы мотивации граждан уже существуют, в частности налоговый вычет за занятия спортом – вычет можно получить за оплату посещения спортивных секций, которые включены в реестр Минспорта России. Для любителей создаются приложения, в которых за определенную активность можно получить бонусные баллы, в дальнейшем обмениваемые на привилегии или товары. Еще одно направление – с помощью цифровых инструментов отслеживать загруженность площадок, чтобы выбрать удобное время для занятий футболом, баскетболом с сокомандниками.
Статистика говорит, что человек, ведущий активный образ жизни, меньше болеет, производительность его труда выше. Так что государству, бизнесу выгодно, чтобы люди занимались спортом, и оно поощряет подобную активность. Например, в Москве на площадках для воркаута есть QR-коды, перейдя по которым можно увидеть, как правильно выполнять то или иное упражнение. Это также инструмент, позволяющий «посчитать» человека, увидеть, что он занимается спортом. В дальнейшем можно использовать эти данные для создания систем лояльности. У банкиров есть гипотеза, что человек, занимающийся спортом, лучше платит кредиты: он меньше болеет, более дисциплинирован. Интересуются подобной информацией и страховщики.
В 2022 году абитуриенты смогут получить дополнительные баллы к ЕГЭ за наличие знака отличия ГТО при условии, что нормативы ГТО были сданы не раньше последнего года обучения в школе, за сдачу нормативов в своей возрастной группе количество баллов колеблется от 2 до 10.
В 2024 году в Казани пройдут «Игры будущего» – событие на стыке спорта и технологий. Будет ли АНО «Цифровая экономика» участвовать в подготовке и проведении мероприятия?
Я вхожу в состав оргкомитета, взаимодействуем плотно. В обществе есть запрос на современные технологичные виды спорта. Компьютерный спорт официально признан в России, поэтому логично, что государство его поддерживает. Формат «Игр будущего» на стыке традиционных видов спорта и киберспорта, он способствует всестороннему развитию человека. Уже в этом году в Казани пройдут тестовые соревнования, коллеги проверят все процессы, сделают необходимые выводы о том, что необходимо сделать для успешного проведения первых в истории Игр.
Как вы лично относитесь к появлению технологичных околоспортивных дисциплин? Это замена многим традиционным видам спорта, которые не выдержат конкуренции, или другая сфера деятельности и она будет существовать параллельно?
Не считаю это заменой традиционным видам. Кто-то всю жизнь бьется в «клетке», и киберспорт проходит мимо него. Так и останется. Но в то же время есть люди, которые станут совмещать. Киберспорт уже стал индустрией: в этой сфере работают дизайнеры, тренеры, массажисты, в топовых командах десятки сотрудников.
Замечаю, что со временем количество интровертов в обществе растет, и компьютерные дисциплины таким людям ближе, чем реальное взаимодействие с другими людьми. В этом есть и проблема. В частности, в Китае официально ограничивают время, которое дети могут проводить в компьютерных играх, и система построена таким образом, что играть под чужим аккаунтом не получится.
Вы называете спорт своим основным хобби. Занимаетесь сами или интересуетесь как болельщик? Если занимаетесь, то какими видами и насколько серьезно?
С киберспортом закончил в 2002 году. Сейчас считаю себя человеком, занимающимся массовым спортом. В студенческие годы увлекался греко-римской борьбой. Сейчас бегаю в парке и несколько раз в неделю хожу на борьбу, теперь вольную. Раньше плавал, но однообразная работа не мое. Даже бег в этом плане иногда надоедает.
Какие виды спорта посоветуете для поддержания себя в оптимальном физическом состоянии?
Думаю, что для собственного здоровья надо заниматься тем, к чему лежит душа. Но при этом важно учитывать возраст и физическое состояние. С годами травмы заживают дольше. Знаю профессиональных спортсменов, которые после окончания карьеры сменили вид деятельности и занялись чем-то совершенно другим: им просто надоела их профильная дисциплина. Сам я постепенно меняю бег на велосипед. Лежание на диване – путь в никуда