На вершине отечественного автоспорта. Как гоночная команда LADA Sport ROSNEFT продолжает традиции спортивных достижений АВТОВАЗа

Большой Спорт № сентябрь 2022 (150)
Текст: Андрей Безверхов
Крупнейший российский автомобильный бренд – LADA – вот уже более полувека пишет свою историю, не только создавая доступные и качественные модели, но и выигрывая на них заезды, соревнования и чемпионаты. Сезон-2022 также стал знаковым для заводской команды АВТОВАЗа.

Практически с момента основания АВТОВАЗ активно участвует и развивает различные дисциплины автоспорта – раллийные, шоссейные и кольцевые гонки, картинг, состязания на льду. Причем тольяттинские модели и пилоты задают тон как на внутренних, так и на международных стартах. История первых спортивных побед LADA логично перетекает в современные успехи марки.

Не признавая компромиссы

Рождение заводской гоночной команды относится к 1971 году. Тогда приказом первого генерального директора Волжского автозавода Виктора Полякова было образовано бюро форсированных испытаний автомобилей. А уже вскоре его специалисты создали первые «боевые» спортивные модификации, построенные на базе легендарной «копейки» – седана ВАЗ-2101.

Тем самым был дан старт формированию заводской команды гонщиков, которая в том же году отпраздновала первый успех. Пилоты, впервые принявшие участие в сложнейшем марафоне «Тур Европы» на ВАЗ-2101, преодолев более 14 тыс. км, сразу же выиграли главный командный приз, а также серебро в личном зачете. Позади них остались гонщики, которые представляли именитые европейские компании.

С этого момента стало ясно: с LADA в мировом автоспорте придется считаться всем. Действительно, впоследствии вазовские спортсмены не раз добивались заслуженных побед и призовых мест в различных международных автогонках, дебютировали в европейских и мировых первенствах. На их счету – подиумы на этапах чемпионата мира по ралли, на легендарном «Париж – Дакар» и других сложнейших ралли-марафонах, в чемпионате Европы по автокроссу и этапах чемпионата мира по кузовным гонкам WTCC.

Более того, тольяттинские машины выбирали многие зарубежные спортсмены. Так, на LADA Samara выступал в свое время колумбиец Хуан-Пабло Монтойя, ставший в 1998 году чемпионом серий «Формула 3000». За рулем вазовских «легковушек» ездили также будущие триумфаторы «Формулы-1» Айртон Сенна и Дженсон Баттон, о чем позднее они вспоминали с удовольствием. А еще один чемпион «королевских гонок» – Кими Райкконен – признался, что его первым автомобилем была LADA Samara.

Впрочем, история дружбы пилотов главного гоночного чемпионата планеты с российскими автомобилями не была бы полной без упоминания о том, что свои дебютные победы в автоспорте первый российский пилот «Формулы-1» Виталий Петров одерживал тоже на LADA-2108, когда выступал в ледовых гонках и в кольцевом Кубке LADA. Как раз после триумфа в моносерии LADA Revolution «выборгская ракета» перешел в формульные серии.

И уж, конечно же, внутри страны пилоты АВТОВАЗа и гоночные LADA всегда были и остаются движущей силой отечественного автоспорта. Именно вазовские модели традиционно составляют основу многих гоночных команд из разных регионов, участвующих во всевозможных российских состязаниях. Сложно сосчитать количество автомобилей со стилизованной ладьей на решетке радиатора, которые сегодня уверенно демонстрируют высокую надежность, динамику и управляемость на спортивных трассах.

Тандем победителей

В наши дни традиции заводского автоспорта продолжает гоночная команда LADA Sport ROSNEFT, титульным спонсором которой с 2015 года выступает компания «Роснефть». Судя по результатам, этот коллектив справляется с задачами отлично. Только за последние пять лет пилоты LADA Sport ROSNEFT завоевали восемь личных и восемь командных титулов в кольцевых гонках, несколько титулов в чемпионате и Кубке России по ралли, четырежды брали главный командный трофей в отечественном картинге.

В чем секрет всех этих успехов? В первую очередь – в команде. LADA Sport ROSNEFT сформировала, пожалуй, лучший в отечественном автоспорте коллектив единомышленников – истинных профессионалов и одновременно энтузиастов своего дела, собрав воедино классных инженеров, механиков и, разумеется, пилотов. Работая бок о бок, эти люди создают отличные автомобили, ничем не уступающие зарубежным аналогам!

Второй ключевой фактор – подход к делу. Многие команды, выступающие в России, фактически занимаются только обслуживанием своих машин для гонок, приобретая их у тех или иных производителей. В то время как LADA Sport ROSNEFT, по сути, сама разрабатывает и производит автомобили, омологирует свои гоночные наработки. Инженеры команды знают о своих детищах буквально все, что называется, до винтика, а пилоты способны полностью раскрыть потенциал техники, демонстрируя лучшие показатели на трассах.

Не стоит также забывать о том, что LADA Sport ROSNEFT объединила в себе страсть к гонкам двух крупнейших отечественных брендов – LADA и «Роснефть». Следует отметить, что эти производители еще с 2012 года плотно сотрудничают в области создания, испытаний и внедрения нефтепродуктов для отечественной автоиндустрии, а также развивают научно-техническую базу для разработки новейших образцов смазочных материалов и топлива. Благодаря такому партнерству решения, проверенные в жестких условиях автоспорта, становятся доступными для всех автомобилистов.

К примеру, высокооктановый бензин Pulsar-100 от «Роснефти» не только был в течение нескольких сезонов официальным топливом Российской серии кольцевых гонок (РСКГ) – его использовали все участники этих соревнований, но и доступен ныне на колонках фирменной сети АЗС этой нефтяной компании. Как, впрочем, и специально разработанное для гонок моторное масло Rosneft Magnum Racing, заливаемое в двигатели всех гоночных LADA – сегодня его тоже можно найти в рознице.

В целом же полувековой опыт марки LADA подтверждает, что автоспорт был и остается идеальным форматом для экстремальных испытаний техники. Неспроста многие инженерные решения, использованные в гоночных машинах, впоследствии успешно применяются и на серийных автомобилях со спортивными настройками для дорог общего пользования. Например, на модификациях Vesta Sport и Granta Drive Active.

С прицелом на будущее

С 2017 года LADA Sport ROSNEFT сконцентрировала свои усилия на выступлениях внутри России. Задача современного этапа не только развитие гоночной команды и завоевание чемпионских титулов, но и популяризация отечественного автоспорта. На протяжении пяти лет АВТОВАЗ поддерживает РСКГ в качестве генерального спонсора. И, надо сказать, во многом именно его усилия позволили существенно повысить качество и охват освещения соревнований в федеральных и региональных СМИ, а также укрепить материальную базу РСКГ. Как следствие, заметное увеличение аудитории видеотрансляций этапов кольцевых и других гонок, возросшая заполняемость трибун на автодромах, а главное – приток подростков и молодых людей в секции автоспорта.

Что впереди? Еще больше соревнований, трансляций и побед. Чтобы всегда оставаться на гребне волны, необходимо постоянное движение вперед. Поэтому ежегодно обновляется техническая составляющая гоночных автомобилей LADA, в команде появляются новые пилоты, которых воспитывают в своего рода кузнице кадров – картинговой команде LADA Sport ROSNEFT Junior.

В сезоне-2022 в ней выступают шестеро мальчишек в возрасте от 10 лет. К моменту сдачи этого номера журнала в печать команда лидировала в чемпионате России, а юные гонщики стремятся показывать, как можно более высокие результаты. Ведь их предшественники, отлично проявившие себя в картинге, впоследствии вливались в главную заводскую команду – кольцевую.

Так, в 2020 году место за рулем гоночной LADA на треке занял чемпион России по картингу Леонид Панфилов. А годом позже к нему присоединился еще один картинговый чемпион – Иван Чубаров. Причем в свой первый же сезон он за рулем LADA Granta выиграл национальное первенство в классе «Туринг-Лайт». Кстати, нынешний лидер LADA Sport ROSNEFT Кирилл Ладыгин тоже много лет выступал за заводскую картинговую команду, став в ее составе 16-кратным чемпионом страны. Сегодня он действующий чемпион России в «Туринге», самом престижном классе российского «кольца».

В этом году гоночная LADA NIVA Legend преодолела все 4464 км сложнейшего марафона «Шелковый путь». Автомобиль вынес испытания песчаными дюнами, каменистыми тропами, грязевыми участками и солончаками, а также испепеляющей жарой и ливнями

Возвращение легенды

Сезон-2022 также стал знаковым для заводской команды АВТОВАЗа. Спустя 27 лет на трассы ралли-рейдов вновь вышел легендарный тольяттинский компактный внедорожник – неувядающая LADA Niva Legend.

Начав сходить с конвейера в 1977 году, ВАЗ-2121 «Нива» практически сразу же включился в самые престижные мировые гонки. Достаточно сказать, что в 1979-м именно эта полноприводная модель первой из советских машин (задолго до дебюта команды камазовских грузовиков) приняла участие в ралли «Париж – Дакар», где уже в 1982 году заняла 2-е место в своем классе. Чуть позже, в конце 1980-х, на «Ралли Фараонов» в Египте «Нивой» успешно управлял вице-чемпион «Формулы-1» и 6-кратный победитель марафона «24 часа Ле-Мана» Жаки Икс – человек, знающий толк в автомобилях. Впоследствии, уже в 1990-х, на трассы мировых соревнований выезжала заводская LADA Niva T3, однако затем последовала пауза длиной почти в три десятка лет.

Команды LADA Poch на «Дакаре» в 1983 году

И вот теперь модель получила новую возможность продемонстрировать свою надежность и универсальность. Менее чем за полгода инженеры команды LADA Sport ROSNEFT построили спорткар по требованиям стандартной группы N (серийные автомобили). И эта машина выиграла первые же свои соревнования: на гонке «Симбирский тракт» в Ульяновской области Дмитрий Воронов и Евгений Загороднюк сумели обойти не только «одноклассников», но и соперников, выступавших на более мощной и уже испытанной в различных ралли технике.

Экипаж LADA NIVA Legend Дмитрий Воронов и Евгений Загороднюк

Однако главным вызовом для рейдовой LADA Niva Legend стал марафон «Шелковый путь». Экипажам за 10 соревновательных дней предстояло преодолеть от Астрахани до Москвы более 4,5 тыс. км (включая многочисленные отрезки жесткого бездорожья). Пилоты LADA Sport ROSNEFT выиграли шесть из 10 спецучастков этих соревнований и лишь несколько штрафов, полученных на первых «допах», не позволили им взойти на подиум первого «Шелкового пути» в новейшей истории модели LADA Niva. Хотя важнее то, что легендарный внедорожник в очередной раз доказал свою перспективность, став одной из самых ярких звезд тяжелейшего ралли-марафона. А заводская команда намерена уже в 2023 году вновь выйти на маршрут гонки и побороться за победу.

Как, впрочем, и во всех прочих дисциплинах отечественного автоспорта, где LADA Sport ROSNEFT уверенно задает стандарты и остается ориентиром для соперников. Причем это относится ко всем аспектам, будь то создание гоночных автомобилей, внедрение передовых технических решений, формирование команды и воспитание спортсменов с юных лет, работа с атрибутикой и клубами поддержки, популяризация соревнований, повышение их зрелищности или расширение географии состязаний. Именно благодаря подобному подходу – комплексному, масштабному и долгосрочному – в России строятся и модернизируются гоночные трассы, в различных регионах инициируются новые турниры, растет интерес молодежи к техническим видам спорта. Все это основа для здоровья нации и новых больших побед на международном уровне.