Советский спорт вернулся в центр Москвы

Большой спорт №3(80)
Текст: Александр Белов / Фото: Институт русского реалистического искусства
5 февраля, за два дня до начала зимних Олимпийских игр в Сочи, в Институте русского реалистического искусства в рамках фестиваля «Черешневый лес» стартовала выставка «Советский спорт».

Проект, часть экспозиции которого уже показали в Лондоне, причем не где-нибудь, а в выставочном зале аукционного дома Sotheby’s, открылся сразу на трех площадках – в олимпийском Сочи, на первой линии ГУМа (30 января), где представлены высокотехнологичные реплики основных произведений, и в мос­ковском Институте русского ре­алистического искусства на Дербеневской улице (ИРРИ).

Выставка, которая продлится до 25 мая, организована при участии Промсвязьбанка. «Для нас очень важна поддержка социально значимых культурных проектов – таких как выставка “Советский спорт”. Мы тесно сотрудничаем с Институтом русского реалистического искусства, и выставка стала результатом нашего партнерства», – подчеркнул президент Промсвязьбанка Артем Констандян.

Ворошилов на лыжне
В рамках проекта «Советский спорт» демонстрируются, пожалуй, все формы искусства: живопись, скульптура, графика и фотография. Если в Лондоне было показано всего 40 работ, то в Москве к ним добавились произведения из частных собраний, а также из коллекций музеев‑партнеров Института русского реалистического искусства.

«Специально для выставки в Москву привезли экспонаты из Государственного Русского музея, откуда мы взяли работы “Спортивный праздник” Сергея Лукова и “«Герта» нападает” Николая Загрекова, – рассказала “Большому спорту” арт-директор ИРРИ и куратор выставки “Советский спорт” Надежда Степанова. – Вот замечательный экспонат из Музея Советской армии – портрет маршала Ворошилова на лыжной прогулке, огромное четырехметровое полотно кисти Исаака Бродского. В свою очередь, Музей изобразительных искусств Нижнего Тагила предоставил нам творение Георгия Нисского “Водный праздник” и эскиз известнейшего панно “Советская физкультура” Александра Самохвалова, а уникальная мозаика Александра Дейнеки “Лыжники” прибыла из курского музея имени художника».

Чудное мгновенье
Московскую экспозицию организаторы проекта дополнили блоком спортивной хроники легендарного советского фотографа Льва Бородулина. Создать в фотографии эффект присутствия, сделать так, чтобы зритель угадал, почувствовал и представил момент происходящего, – простая и в то же время невероятно сложная задача. Просмотрев десятки фоторабот Бородулина, невольно понимаешь: это всегда ему удавалось.

«Казалось бы, самой предсказуемой в этом жанре должна быть спортивная фотография: в кадр попадает именно то, что есть. Но в этом и заключен подвох: живопись, графика, скульптура предполагают некую драматургию, эскиз или сценарий, а фотография – беспристрастный документ, – делится впечатлениями Леонид Лернер, коллекционер и член Международного художественного фонда. – Конечно, опубликованные в прессе работы – отобранные редактором, кадрированные и отретушированные. Это официальная версия спортивной истории, сочиненная в соответствии с политикой и прочими требованиями момента. А вне журнальной полосы фотография кажется даже менее иде­ологизированной, чем иная живопись: в фотографии больше фактов и непредсказуемых эмоций».
_____________________________________________

Елена Лиховцева
Обладательница Кубка Федерации – 2004 в составе сборной России, старший тренер юниорской сборной страны по теннису

Я начинала карьеру в советское время, и тогда подобные работы были, по сути, в каждом дворце спорта. Спортсмены не замечали их, но спустя время пришло осознание, насколько это искусство позитивно и красиво. Я не являюсь специалистом в области живописи, но главное, что я могу отметить, – это искусство, которое вызывает эмоции, и эмоции положительные