Робкие надежды на то, что Международный союз конькобежцев (ISU) допустит российских фигуристов к международным соревнованиям в нынешнем сезоне, не оправдались. Бан продлен еще как минимум на год. Остается, правда, слабая вероятность, что на Олимпиаде в Милане и Кортина-д’Ампеццо в 2026 году наших мастеров мы все-таки увидим. Хотя даже в самом оптимистичном варианте – только по одному в каждом из видов программы при получении нейтрального статуса, критерии которого с каждым разом все непонятнее. А что, если взглянуть на сложившуюся ситуацию с другой стороны и поискать в минусах плюсы?
Номер «Фрида» в исполнении Елены Ильиных и Руслана Жиганшина
© Александр Вильф / РИА Новости
На протяжении многих лет отечественные поклонники фигурного катания могли увидеть всех интересных российских фигуристов только на чемпионате страны. Одни получали путевки на него автоматически как участники этапов Гран-при ISU, другие отбирались по результатам этапов Кубка России, которые вообще не привлекали внимания ни болельщиков, ни телевидения. Чаще всего проводились они на тренировочных катках, вмещающих несколько сотен болельщиков, либо в пустынном казанском «Спорт Сарае». Это без иронии, так с татарского переводится «Дворец спорта».
А на чемпионате России, по итогам которого формировался состав сборной России, происходили порой настоящие драмы. Остались так и не оцененными два прекрасных танца недолго просуществовавшего дуэта Елены Ильиных и Руслана Жиганшина – «Фрида» и «Миллионер из трущоб». Из-за такой мелочи, как оторвавшаяся деталь костюма, с оценки учеников Светланы Алексеевой и Елены Кустаровой сняли балл, и они остались за бортом сборной, не сумев выступить на чемпионатах мира и Европы. И эти прекрасные танцы широкая публика, по сути дела, увидела один-единственный раз.
Иногда, правда, Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) шла навстречу неудачникам с регалиями. В декабре 2018 го на чемпионате России в Саранске провалилась Евгения Медведева, перешедшая как раз тогда от Этери Тутберидзе к Брайану Орсеру. Канадский тренер в столице Мордовии просто недоумевал, что же случилось с его российской ученицей. Сама Медведева, к тому времени уже серебряный призер Олимпийских игр, сетовала на треснувший ботинок. Как бы то ни было, на чемпионат Европы в Минск Медведева не поехала, но в феврале ей дали шанс посоперничать с Елизаветой Туктамышевой и оставшейся только четвертой на чемпионате Европы 2019 года Станиславой Константиновой за путевку на чемпионат мира. Места для сенсационной чемпионки Европы Софьи Самодуровой и Алины Загитовой были забронированы.
Евгения Медведева больше не соревнуется, теперь она участвует только в ледовых шоу
Финал Кубка России принимал тогда Великий Новгород. На трибунах ледового дворца, вмещающих всего 1500 зрителей, был супераншлаг. Когда еще на соревнованиях такого ранга можно было увидеть таких звезд! Медведева, прилетев из Канады с надежной экипировкой, сумела доказать свое право на участие в чемпионате мира. Хотя разговоры о судействе и о том, что в сборной вместо нее должна была быть Туктамышева, не утихали еще несколько месяцев. Страсти в интернете кипели поистине шекспировские. Больше в Великом Новгороде такого праздника фигурного катания не было.
Новые лица и программы
Сегодня, когда Кубок России повысил статус до Гран-при России, увидеть всех интересных российских фигуристов и наблюдать их дуэли есть возможность несколько раз за сезон. Отстранение от международных соревнований не сказалось ни на мотивации спортсменов, ни на работе тренеров. Особенно это заметно у мужчин. С десяток наших фигуристов и на контрольных прокатах в Санкт-Петербурге, и на первых этапах Гран-при продемонстрировали контент международного уровня. Победитель командного турнира Олимпиады 2022 и бронзовый призер Пекина по версии ISU, МОК и ВАДА Марк Кондратюк бросил вызов лидеру мирового фигурного катания последних лет Илье Малинину.
Болельщики Марка Кондратюка
© Павел Табарчук и Евгений Шерягин / Министерство спорта Челябинской области
Когда на контрольных прокатах ученик Светланы Соколовской исполнил в произвольной программе пять четверных прыжков и два тройных акселя, один из которых в каскаде с другим тройным акселем, многие сочли это не заявкой на сезон, а разовой акцией. Только в Магнитогорске Марк не просто включил в заявку такой же контент, но и приземлил сложнейшие прыжки практически без ошибок. Да еще и сказал, что собирается усложнять программы. При этом не в ущерб компонентам, которые у Кондратюка всегда хороши.
Марк Кондратюк доволен своей формой в начале сезона. «У меня были сомнения в том, что я смогу кататься так же, как в олимпийский сезон, когда я исполнял три четверных. И я очень счастлив, что мне удалось не просто вернуться на тот же уровень, а пойти дальше», – говорит фигурист
© Александр Вильф / РИА Новости
В нынешних реалиях ареной соперничества российских фигуристов и демонстрации ими своих амбиций становятся даже турниры, на которые раньше приходили только друзья и родственники спортсменов. Таким еще несколько лет назад был «Мемориал Панина-Коломенкина» в Санкт-Петербурге, предшествовавший этапам Кубка России. В этом году уровень его чемпионов и призеров (разве что за исключением танцев) был совершенно точно не ниже, чем чемпионата Европы. Получив возможность рисковать, двукратный чемпион России Евгений Семененко замахнулся на шесть четверных прыжков в произвольной программе. Не все удалось, но Малинину икнулось.
Джентльменский набор из двух четверных в короткой программе и четырех в произвольной демонстрируют в нынешнем сезоне на этапах Гран-при России практически все ведущие российские фигуристы. Появились и новые имена. Открытием прошлого сезона стал Владислав Дикиджи, которого тренер Олег Татауров долго «мариновал» в юниорах. Только сделано это было абсолютно осознанно. К переходу на взрослый уровень Дикиджи оказался готовым и технически, и ментально. В нынешнем сезоне к сложнейшему прыжковому контенту Владислав добавил еще и компоненты. Из-за болезни он контрольные прокаты в родном городе пропустил, к «Мемориалу Панина-Коломенкина» еще не набрал форму, но на этапе Гран-при в Казани был хорош.
В этом году на взрослый уровень не просто выходит, а врывается Николай Угожаев, с которым в клубе фигурного катания Тамары Москвиной работает Дмитрий Хромин. Он, кстати, выступал в парном катании и на чемпионатах Европы и мира, представлял Польшу. В клубе Москвиной с любым фигуристом независимо от специализации работает большая команда. И хореограф Николай Морошкин подключается, и сама мэтр, чье имя носит клуб, при необходимости оказывается у бортика.
Петр Гуменник в начале сезона далек от своей лучшей формы
© Алексей Даничев / РИА Новости
Интереснейшую версию «Евгения Онегина» подготовил к нынешнему сезону Петр Гуменник. Возвращается на прежний уровень серебряный призер чемпионата Европы – 2020 Дмитрий Алиев, и выходит на новый Глеб Лутфуллин. Ученику Алексея Мишина в прошлом сезоне не хватало стабильности, но на казанском этапе Гран-при Лутфуллин уже наступал на пятки Дикиджи. Оба питерских фигуриста превзошли результат чемпиона Европы Адама Сяо Хим Фа, показанный в эти же дни на этапе Гран-при ISU во Франции. Можно, конечно, делать поправку на домашнее судейство, но, как отмечают специалисты, на этапах Гран-при России арбитры и технические бригады работают по международным стандартам и достаточно строги.
А ведь это еще далеко не полный список одиночников, смотреть которых нужно обязательно! По-новому раскрываются и перешедший в Tutberidze Team Андрей Мозалев, и перебравшийся в академию «Ангелы Плющенко» не только из-за супруги, но и за новым этапом в карьере Макар Игнатов. На звание лидера зрительских симпатий по-прежнему претендует Роман Савосин. Он было попробовал замахнуться на Сергея нашего Рахманинова, но классика «не пошла». По настоятельной просьбе публики Савосин вернулся к прошлогоднему беспроигрышному «Челентано». В этом образе Роман неотразим. Представляете, как сложно было бы выбрать из этой когорты трех достойных представлять нашу страну на чемпионатах мира и Европы и как бы мы сокрушались, что остальных после чемпионата России больше не увидим?
«Чувствую спокойствие и защиту. Мы с Макаром очень похожи. Я вижу в нем себя, мы одинаково бескомпромиссные. На соревнованиях очень страшно за него. Чувствую, что он волнуется, и тоже переживаю», – рассказала Александра Трусова о семейной жизни с Макаром Игнатовым
© соцсети Александры Трусовой
Женственность вместо ультра-си
На протяжении десятилетия главную интригу в российском фигурном катании определяли девушки из Tutberidze Team. Усложнение контента и блестящие постановки Даниила Глейхенгауза подкреплялись нагнетанием страстей в интернете, где блогеры и ютьюберы, в отличие от судей, совершенно точно знали, в чем Медведева превосходит Загитову и почему полеты «Русской ракеты» Александры Трусовой должны быть оценены выше, чем прокаты Анны Щербаковой. В отношении Камилы Валиевой все были единодушны, но, увы, ее полет был прерван на взлете.
Сейчас в обойме команды Тутберидзе из стабильных исполнительниц элементов ультра-си осталась только Аделия Петросян. Юниорок, включая уже побившую рекорд Трусовой по элементам ультра-си в произвольной программе 13 летнюю Маргариту Базылюк, в расчет не берем. Пока непонятно, как проявят себя пропустившая прошлый сезон Софья Акатьева и только что перешедшая из юниорок во взрослые Дарья Садкова.
После повышения возрастного ценза для участия во взрослых соревнованиях мы наблюдаем за интереснейшей тенденцией. Многие фигуристки просто не стремятся изнурять себя разучиванием элементов ультра-си без всяких гарантий успеха, а делают упор на красивое женственное катание. При этом контент остается на уровне лучших международных стандартов. Заметно улучшили свои результаты по сравнению с прошлогодними и Анна Фролова, и Вероника Яметова, и Ксения Гущина, которые не владеют прыжковыми элементами ультра-си. Зато все непрыжковые элементы у них максимального, четвертого, уровня. Как призналась после победы на этапе Гран-при в Магнитогорске Фролова, именно над ними она до изнеможения работала на тренировках все предшествовавшие турниру дни.
За интереснейшим экспериментом в исполнении Софьи Муравьевой дал возможность понаблюдать Евгений Плющенко. В короткой программе его ученица предстает в образе Черного Лебедя, а в произвольной – Белого. Даже тем, кто не слишком интересуется фигурным катанием, такой номер будет интересен! Особенно если оба Лебедя порадуют нас тройным акселем, который в прошлом сезоне Муравьева достаточно стабильно исполняла. Удивительно, но почему-то эта программа не понравилась американскому блогеру Дэйву Лису, который взял на себя роль вершителя судеб российского фигурного катания. Мол, Лебедь Саши Коэн произвел на него большее впечатление. Только лучше, наверное, несколько раз увидеть балетные образы ученицы Плющенко, чем один раз услышать мнение из-за океана.
Добавляет интриги нынешнему сезону и сменившая фамилию после замужества Александра Игнатова. Вернется или не вернется к соревнованиям серебряный призер Олимпиады 2022? Показавшись на контрольных прокатах, сама она продолжает держать интригу, а ее тренер Плющенко на все вопросы отвечает предельно политкорректно: «Если Саша захочет, она вернется и сама об этом сообщит».
Пертурбации в парном катании
Определенные вопросы вызывает ситуация у спортивных пар. Нет сомнений, что две сильнейшие – переехавшие в Москву Александра Бойкова и Дмитрий Козловский и оставшаяся у Москвиной в Петербурге Анастасия Мишина и Александр Галлямов – зарубятся так, что искры на льду сверкать будут. Обе наши сильнейшие пары пробуют новые образы, причем «новые москвичи» – совершенно неожиданные. Ну кто мог предположить, что отличник всегда и везде (этот факт он сам постоянно подчеркивает) Козловский предстанет на льду Змеем-искусителем! Правда, образы, а особенно костюмы и макияж, многим кажутся спорными.
В качестве той гирьки, которая может склонить чашу весов в споре с главными конкурентами в их пользу, Бойкова и Козловский планировали четверной выброс. Первая попытка на «Мемориале Панина-Коломенкина» оказалась неудачной. Даже после завершения проката Козловский попытался метнуть партнершу в четыре оборота, но, как и в соревновательном прокате, дело завершилось падением. До чемпионата России Александра и Дмитрий рисковать не собираются, но в Омске, вполне возможно, турнирные расклады заставят. И мы рекомендуем такое не пропустить! Проблемой же в соревнованиях спортивных пар является малое их количество. Даже по четыре на этап Гран-при бывает не наскрести. Кто-то выбыл из-за травм, какие-то пары мы потеряли на переходном этапе, когда партнер уже не может продолжать оставаться в юниорах, а партнерша еще не может выступать на взрослом уровне. Да еще отпустили в дружественный Узбекистан Екатерину Гейниш и Дмитрия Чигирева, которые с ходу стали серебряными призерами этапа Гран-при ISU. Хотя в России занимали места в конце первой десятки. Это к вопросу об уровне мирового парного катания.
Очень обидно за Алену Косторную и Георгия Куницу. На контрольных прокатах они продемонстрировали совершенно потрясающий вариант «Мастера и Маргариты». Смотреть постановку Натальи Линичук нужно было обязательно! Увы, сначала фигуристы объявили, что пропустят первую половину сезона из-за травмы партнерши, а затем вообще взяли паузу на два года. Времени зря супруги не теряют. Они работают в академии «Ангелы Плющенко» и даже привозили на юниорский «Мемориал Панина-Коломенкина» своих учеников.
В минувшем сезоне слабым звеном в российском фигурном катании были танцы. Все сильнейшие дуэты собрал под свое крыло Александр Жулин, а многие перспективные юниорские распались при переходе во взрослые. Кто-то разбежался, не выдержав переходный возраст и трудный характер, а Ирина Хавронина и Дэвид Нарижный решили не расставаться не только в жизни, но и на льду.
Александр Галлямов и Анастасия Мишина считают, что снижение количества пар не повлияло на уровень конкуренции: она по-прежнему остается высокой. «До сих пор у нас далеко не эталонный прокат, будем работать, продолжать готовиться к чемпионату России, набирать оптимальную форму», – поделился Галлямов впечатлениями о старте сезона
Чемпионы мира 2021 года Анастасия Мишина и Александр Галлямов
Как утверждают специалисты, чтобы скататься, дуэту нужно от трех до пяти лет. Только наши танцоры и их тренеры, как в советские времена, дают пятилетку в три года. Ладно, трехлетний цикл – за два. В нынешнем сезоне точно нужно увидеть целую россыпь новых танцевальных дуэтов! На новый уровень вышли Хавронина и Нарижный, а бывший партнер Ирины Дарио Чиризано чертовски хорош в паре с Елизаветой Пасечник. Не остался не у дел и бывший партнер Пасечник. Теперь Максим Некрасов выступает с Василисой Кагановской, со скандалом расставшейся с Валерием Ангелополом. И даже его обещает вернуть к спортивной жизни Линичук, поставив в пару с Дарьей Каревой.
Второй сезон на взрослом уровне может стать новым шагом в карьере Софьи Леонтьевой и Даниила Горелкина, а для вчерашних юниоров Анны Щербаковой и Егора Гончарова таковым может стать и дебютный. В нынешнем сезоне ритмический танец фигуристы исполняют под мелодии 1950–1970 х годов. Практически все российские тренеры выбрали зарубежные. Слова песен не всегда понятны, хотя многие ритмы любимы и узнаваемы. Исключение составили Щербакова с Гончаровым. Для них тренеры Екатерина Рублева и Иван Шефер выбрали в качестве музыкального сопровождения «Косил Ясь конюшину». И этими лицами не общим выражением под музыку «Песняров» юные танцоры заметно выделялись на контрольных прокатах.
Автографы получат все желающие
© Павел Табарчук и Евгений Шерягин / Министерство спорта Челябинской области
Уже на первом этапе Гран-при в Магнитогорске безоговорочные лидеры нынешнего олимпийского цикла Александра Степанова и Иван Букин почувствовали дыхание в спину вчерашних «честолюбивых дублеров». Жулин даже заговорил о том, что конкурентов судьи искусственно подтягивают к его ученикам. Хотя танец у Степановой и Букина, при всем уважении к их регалиям, в Магнитогорске был сыроват. По ходу сезона опытные спортсмены должны прибавить, и пропускать такое точно нельзя!