Когда хоккей цепляет

№6(162)_2024
Текст: Мария Филиппова
Директор департамента по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал» – о хоккее в жизни, своей команде «Охотники на единорогов», «Спартаке» и Федоре Черенкове

Хоккейная команда «Охотники на единорогов», выступающая в любительской лиге «Трудовые резервы», на этот сезон ставит себе амбициозную задачу пробиться в финал. На позиции центрального форварда за нее выступает Андрей Бабиян – один из основателей команды, в свободное от хоккея время возглавляющий департамент по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал». О том, как хоккей стал важным делом в его жизни, необычном названии своей команды и особой атмосфере в ней он рассказал в интервью журналу.

Досье \ Андрей Бабиян

  • Родился 13 марта 1984 года в Москве
  • В 2001–2002 годах обучался в Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации
  • С 2001-го по 2005-й проходил обучение в Российской международной академии туризма
  • В 2005–2008 годах получал образование на факультете «Финансы и кредит. Банковское дело» в Национальном исследовательском институте «Высшая школа экономики»
  • С 2007-го работает в УК «Альфа-Капитал»
  • Директор департамента по работе с состоятельными клиентами УК «Альфа-Капитал»

Судя по вашей биографии, вы росли в интеллигентной семье. Занимались ли вы в детстве спортом или были настроены на учебу и ограничивались школьными уроками физкультуры?

Мое детство пришлось на конец 1980‑х – начало 1990‑х. В то время не выбирали направление тренировок или спортшколу просто потому, что почти ничего не было. Спортшколы держались на физкультурниках либо бывших спортсменах-энтузиастах, которые хотели хотя бы что-то дать детям. Существовали спортивные общества, но мы с друзьями не знали о них.

С другой стороны, желание заниматься спортом имелось. В нашей школе были баскетбольная, волейбольная и футбольная команды, я входил в состав всех. Соревновались между школами, затем – между районами и на городском уровне. В баскетболе принимал участие в таких соревнованиях два или три года, а в футболе и волейболе – все время учебы, с четвертого-пятого класса по 11‑й. В футбол также играл за университет и впоследствии – за команду «Альфа-Капитал». Сначала выступал в поле, затем – на позиции вратаря. Один из знакомых родителей на даче раньше играл в футбол на профессиональном уровне и был именно вратарем. В свободное время он учил меня азам вратарского искусства, так я и стал голкипером.

Как в вашей жизни появился хоккей? Чем привлек этот вид спорта? Вы умели кататься на коньках к моменту начала занятий?

Хоккей в моей биографии появлялся два раза. В старших классах школы я профессионально катался на агрессивных роликах – от обычных они отличаются обилием трюков и высокой скоростью, даже выступал на соревнованиях. Мои друзья играли в хоккей и пригласили меня, потому что умел кататься на роликах – казалось, что механика движений здесь очень похожа. Забегая вперед, отмечу, что ролики и коньки – совершенно разные истории. Но к друзьям в дачный поселок я тогда приехал – играли на открытой площадке при температуре –20 °С и ниже. Так началась моя хоккейная история.

Сильно этим увлекся, переходил в разные команды. Когда выходишь с клюшкой на лед, думаешь, что ты уже хоккеист, умеешь играть. Где-то примерно год я так занимался и затем в одном из наших матчей сломал ногу о борт. Неправильно наложили гипс, поэтому перелом сложно срастался. К тому времени, когда был готов вернуться, моя команда развалилась.

Прошло более 10 лет, и как-то друг предложил: «Я тут хоккеем занялся, не хочешь и ты присоединиться?» Отвечаю: «Я уже там был». Он говорит: «Нет, это интересно, приходи». Я сходил на одну тренировку, затем записался на индивидуальное занятие. Тренер поинтересовался: «Ты в хоккей играл?» Отвечаю: «Конечно, я вообще хоккеист». – «Тогда покажи что-нибудь». Я продемонстрировал, а он мне заявил: «Понятно, с нуля надо все начинать. Ничего ты не умеешь». Так хоккей появился в моей жизни во второй раз.

Через некоторое время у того же моего друга появилась еще одна идея: «А как ты смотришь на то, чтобы создать свою команду?» Поначалу я решил, что это нереально, потому что надо собрать минимум 20 человек, заниматься администрированием, искать лед. Но в итоге в 2021-м мы сформировали команду, которая существует по сей день. Почему я остался в хоккее? Потому что в целом за свою осознанную жизнь я попробовал практически все популярные виды спорта. Как сейчас помню ощущение: заставлял себя ходить в спортзал, так как надо было быть в форме, но удовольствия не испытывал. А хоккей – это, наверное, единственный вид спорта, которым я занимаюсь с большим желанием уже четвертый год, несмотря на сложности утренних тренировок и уже не юниорский возраст. В начале занятий прогресс идет быстро: тебе интересно учиться чему-то другому. Каждый день получается что-то новое, и это цепляет. С нулевой базы прыгаешь резко, и тебя это захватывает. Сложно становится потом, когда выходишь на плато.

В самом начале карьеры вы отправили 1293 резюме потенциальным работодателям, что явно свидетельствует о целеустремленности. А насколько вы целеустремленны в овладении хоккейным мастерством? Сколько раз в неделю занимаетесь?

Тренируемся четыре раза в неделю. Три тренировки в 6:00 по полтора часа, успеваем заниматься перед работой. В 11:00 в субботу у нас матч регулярного чемпионата, играем в лиге «Трудовые резервы». Иногда в четверг утром беру персональную тренировку, но пять занятий хоккеем в неделю не всегда получается выдержать как по времени, так и по физическому состоянию.

Есть ли у вас спортивные цели в хоккее? Играете, чтобы расти в мастерстве, побеждать или просто для удовольствия?

Цель менялась. Сначала она была просто мальчишеская, когда мы только начали участвовать в турнире: быть лучшим игроком, больше всех забить. Потом понял, что с такими личными запросами команда никуда не придет. Если каждый станет тянуть на себя одеяло, то будет просто собрание звезд, которое ничего не добьется. На первом месте всегда должна стоять команда, от ее сплоченности зависит итоговый результат – мои личные амбиции довольно быстро уступили место командным.

Затем появилась цель поучаствовать в матче на настоящей арене, что в скором времени тоже удалось. Мы съездили в Сочи, провели сборы в олимпийском дворце, отыграли матчи. Появились турнирные задачи. Завоевали бронзовые медали и золотые. В лиге «Трудовые резервы» начинали с самого слабого дивизиона, а сейчас выступаем в третьем снизу.

Вы играете за команду «Охотники на единорогов». Как появилось столь необычное название? По какому принципу комплектуется команда: это коллеги, друзья или просто ранее незнакомые люди, которым нравится хоккей?

Когда мы с другом Дмитрием Багинским создавали эту команду, первоначально решили назвать ее «Охотники на единорогов». Но было сложно придумать логотип. В бизнес-сообществе единорогом порой называют человека, который идет вообще не туда, – необучаемого, саботирующего, непонятного, странного. Мы подумали, что не хотим, чтобы в нашей команде были такие люди. И решили, что в названии будем на них охотиться. Ромб в логотипе появился потому, что создатели команды – болельщики «Спартака»: это наша дань уважения любимому спортклубу. Болельщики ЦСКА порой думают, что на логотипе лошадь, намек на их команду, но это не так. Форма тоже не спартаковская, как может показаться, а сборной Советского Союза образца 1972 года. Но так как она красно-белая, некоторые видят ромб и говорят: «Понятно, это “Спартак”». Что касается состава, то у нас три человека из «Альфа-Капитал», остальные – друзья, знакомые. Все из разных сфер, от финансов до ретейла. У команды есть сайт, на нем висит объявление о наборе игроков.

Порой обмолвишься в деловом разговоре, что играешь в хоккей, и выясняется, что собеседник тоже им занимается, появляется эмоциональная связь. Я не могу оценить в цифрах эти плюсы для работы, но, очевидно, они есть

Сколько раз в неделю тренируется ваша команда? Работает ли с вами профессиональный тренер? Привлекаете ли специалистов по ОФП, катанию?

Еженедельно у нас по две тренировки на льду и столько же – по общефизической подготовке. Вместе мы выезжаем на сборы – например, в Смоленск и Сочи. Сборы длятся от четырех до шести дней.

С нами работает два тренера: старший, Виталий Ильич Карпушев, молодой хоккеист и восходящая звезда новой школы хоккея, и главный тренер – Леонид Станиславович Трухно, легенда советского хоккея, который играл с самим Валерием Харламовым, тренировался с Виктором Тихоновым и другими легендами. Тренеры проводят анализ видеозаписей матчей, указывают на слабые места, говорят, что надо подтянуть. Дальше – зона твоей ответственности: либо идешь к тренеру на индивидуальные занятия, либо сам что-то делаешь. Будешь отставать – в состав не попадешь.

Важна внутрикомандная атмосфера: у нас развита поддержка, чувство локтя, команда живет и работает как единый коллектив. Чтобы регулировать сложные ситуации, которые порой могут возникать в коллективе амбициозных, успешных людей, у нас есть система желтых карточек и штрафные санкции за их получение. Член команды, набравший три желтые карточки, теряет свое место. Хочет вернуться – денежный штраф в бюджет фонда, и вопрос выносится на рассмотрение совета директоров.

Вы возглавляете департамент по работе с состоятельными клиентами, а хоккей сейчас популярен среди российского делового истеблишмента. Занятие этим видом спорта помогает вам в работе? Возможно, расширяет круг потенциальных клиентов?

Как минимум помогает поддерживать себя в форме, выплескивать негатив. Круг общения увеличивается благодаря хоккею, но не скажу, что это как-то напрямую повлияло на бизнес. Порой обмолвишься в разговоре, что играешь в хоккей, и выясняется, что собеседник тоже им занимается, появляется эмоциональная связь. Я не могу оценить в цифрах эти плюсы для работы, но, очевидно, они есть.

Занимаетесь ли вы другими видами спорта, посещаете ли тренажерный зал?

Ходил в зал до занятий хоккеем, сейчас времени не хватает. Лечу травму плеча, доктора советуют «закачать» его, но сложно успевать с посещениями «тренажерки», а для занятий дома не хватает дисциплины.

В чем ваша мотивация для занятий спортом?

Мотиваций несколько. Во-первых, это внешний вид и состояние здоровья. Важно, как твой организм будет дальше проходить жизнь и как долго ты хочешь находиться в активной фазе.

Второе – важно быть примером для детей либо в целом для следующего поколения, своей команды. Если ты обрюзгший, с одышкой, сложно давать советы другим, мотивировать. Как говорят, встречают по одежке, это касается и физической формы.

Третье – достижение результата. Когда, если не сейчас? Хотим пробиться в финал, который состоится в апреле 2025-го в Сочи. Туда попадут только лучшие команды.

Являетесь ли вы спортивным болельщиком? Ходите на арены в качестве зрителя? Смотрите ли трансляции? Есть ли у вас любимые атлеты?

Я с детства болею за «Спартак», «пробивал» выезды, околофутбольная жизнь мне знакома. Застал «Спартак» 1990-х: Андрей Тихонов, Егор Титов, Дмитрий Аленичев, Федор Черенков… О нем сейчас вышел фильм. Может, я через себя пропускаю его личную историю – очень трагично все это, но все же назову своим любимым футболистом Федора. И по игре, и по человеческим качествам я его выделяю.

Сейчас хожу на стадион с детьми, причем на хоккей тоже. Со временем этот вид спорта мне стал ближе футбола, к тому же хоккейный «Спартак» показывает интересную игру. В хоккее у меня тоже есть любимые спортсмены. В Detroit Red Wings была «русская пятерка» (Вячеслав Фетисов, Владимир Константинов, Сергей Федоров, Вячеслав Козлов, Игорь Ларионов. – Прим. БС) и Павел Буре. Они не просто стали лучшими среди равных, но и прошли непростой карьерный и личностный путь, поэтому они даже больше жизненные кумиры, чем спортивные.