Русский мотовызов

Большой спорт №11 (21) ноябрь 2007
Владимир Замятин
Крупный русский бизнес охотно инвестирует в футбол, хоккей, баскетбол, но его совершенно не интересуют такие дорогостоящие дисциплины, как авто- и мотоспорт.

Крупный русский бизнес охотно инвестирует в футбол, хоккей, баскетбол и принимает активное участие в подготовке к сочинской Олимпиаде, но его совершенно не интересуют такие дорогостоящие дисциплины, как авто- и мотоспорт. Они существуют и развиваются в России исключительно на средства среднего и даже малого бизнеса. Яркий тому пример – феномен Vector Racing Team, первой за последние пятьдесят лет русской профессиональной гоночной команды, которая сумела принять участие в чемпионате мира WSBK.

C чего начинается команда? Безусловно, с людей и идей. Есть еще множество второстепенных факторов, но в этой статье речь пойдет о главном – о желании сделать невозможное. Безумная идея создать команду и дойти до вершины мирового мотоспорта родилась у Сергея Глаголева семь лет назад в маленьком питерском кафе.

Сначала была идея

Место и время действия – Санкт Петербург, 2000 год. Участники разговора – Сергей Глаголев, Владимир Иванов и я, журналист мотоциклетного журнала. Мы говорим о перспективах развития шоссейно-кольцевых мотогонок в России. Сергей – владелец маленького тюнинг-ателье «Гипербайк». Его бизнес полностью построен на увлечении мотоциклами и ориентирован на немногочисленных мотофанатов. Зачем это нужно? Тогда это мало кому было понятно, тем более что уход с работы с хорошими перспективами в свободное плавание не сулил Глаголеву астрономических доходов. Но он жил идеей создать спортивную команду, способную показать результат сначала в чемпионате России, а затем и в европейском первенстве. Стартовой площадкой для этого стало впоследствии его ателье, объединившее механиков, спортсменов и тренеров в настоящий мотопроект.

Что нужно команде помимо финансовой базы, сплоченного коллектива инженеров и тренеров? Конечно, спортсмен. Перспективный, талантливый, волевой – то есть с полным набором чемпионских качеств. Эта роль отводилась Владимиру Иванову, второму участнику разговора. Спортивных достижений у студента Петербургского политехнического университета было немного. Этот парнишка с прической из начала 1970-х гонял на своем скутере, собранном непонятно из чего. Похвастать он мог лишь победами в дворовых гонках питерских скутеристов. Однако Глаголев ни на секунду не сомневался в его спортивных перспективах.
В том питерском кафе мы говорили о немыслимых вещах – об участии в гонках королевского класса Superbike и Moto GP, которые в мире мотоспорта занимают такое же место, как «Формула-1» – в автомобильном. И там и там перспективы участия россиян сегодня очень сомнительны. И даже не потому, что нефтедолларов на это не хватит. Скорее всего, их вполне достаточно. Но нет других составляющих, главная из которых – «фан-фактор», когда деньги вкладываются просто так, в мечту и любовь, без требования моментального результата. Ведь в спорте, тем более в его технических видах, формула успеха более чем проста: годы кропотливой работы, многомиллионные инвестиции и полная самоотдача. Только так и никак иначе можно завоевать желанную победу.

Предыстория российского мотоспорта

В СССР, как и в современной России, технические виды спорта особо не жаловали. Страна строила ракеты, варила сталь, растила хлеб и собирала народ на многотысячных стадионах. Спортивные победы, конечно, были нужны партийной верхушке, но она хотела видеть их в так называемых физических дисциплинах, к которым мотоспорт не относится.

Самым большим прорывом советской эпохи стала скандальная победа Геннадия Моисеева на чемпионате мира по мотокроссу в 1974 году. Спортсмен совершил неслыханную дерзость – пересел на вражеский KTM, любезно предоставленный австрийской фирмой, прекрасно понимая всю бесперспективность борьбы на чешском мотоцикле Jawa. История закончилась исключением из партии и двумя последующими победами на том же KTM. Имя Геннадия Моисеева вписано золотыми буквами в историю этой компании: в заводском музее есть его портрет, а в 2004 году была даже выпущена линия одежды «Геннадий Моисеев». Австрийцы любят, помнят и гордятся его спортивными достижениями. А вот если спросить у любого российского мотолюбителя, кто такой Моисеев, вам вряд ли ответят верно.

И если мотокросс все-таки развивался, продираясь сквозь тернии советской системы, то шоссейные гонки находились в зачаточном состоянии. На территории бывшего СССР существовали лишь одна-единственная трасса в Прибалтике и единственный шоссейный мотоцикл «Восток», полюбоваться на который можно и по сей день в Политехническом музее.

От идеи – к команде

Но вернемся в наши дни. В 2001 году Сергей Глаголев открыл в Москве филиал «Гипербайка» с тем же профилем работ – тюнинг спортивных мотоциклов. Более того, он нашел инвесторов, которые купили пакет акций его ателье. В результате в «Гипербайке» появились лучший динамометрический стенд для настройки мотоциклов и другое необходимое оборудование. А один из учредителей выступил на чемпионате России, показав неплохие, но не слишком стабильные результаты.
Совмещать работу и мотогонки было, конечно же, очень непросто. Единственная в то время профессиональная мотокоманда «Юкос» являлась безоговорочным лидером российского чемпионата. У нее была материально-техническая база, лучшие спортсмены, постоянный источник финансирования. Тем не менее дальше Прибалтики – чемпионата Восточной Европы – она продвинуться так и не могла. Но любителям, тренирующимся лишь по выходным, это уже казалось очень высоким уровнем.

В тот период для участия в чемпионате нужно было лишь желание, мотоцикл и возможность его содержать и обслуживать. Большинство спортсменов так и поступали, занимаясь всем самостоятельно. Однако уже тогда начинался процесс формирования команд, появлялись первые спонсоры, способные оказать техническую и материальную поддержку. И Глаголев принял решение о создании полноценной спортивной команды.

А вот и лидер

Пригласить профессиональных спортсменов и обеспечить их всей необходимой техникой Глаголев, конечно же, не мог. Поэтому ставка делалась на Сергея Иванова, талантливого, но еще никому не известного. И так как купить ему мотоцикл не было никакой возможности, пришлось договариваться о тестировании Иванова в команде «Юкос», которая отбирала перспективных пилотов.
И тут возникла настоящая интрига. Владимир Иванов за месяц до тестирования впервые в жизни сел на шоссейный мотоцикл. Месяц тренировок с Глаголевым, проба сил в «Юкосе», природный дар спортсмена и тренера дали незамедлительный результат – лучшее время среди тестируемых. Владимира приняли в команду, и в течение первого сезона 2002 года он в конце каждой гонки поднимался на подиум.

Тем временем в команду Глаголева начали приходить любители с собственной техникой. Сергей смог организовать тренировочный процесс на нужном уровне, и – неслыханное дело – уже в первом сезоне любители потеснили непобедимый «Юкос». Дело дошло до того, что менеджеры конкурирующей команды пытались договариваться о расстановке мест на призовом подиуме. Следующий сезон 2003 года оказался еще более впечатляющим: в команду вернулся Иванов и «Гипербайк» стал лидером российского чемпионата по шоссейно-кольцевым мотогонкам.

Однако вскоре подтвердилась старая как мир истина: превращать хобби в бизнес довольно опасно. Вероятно, в команду было вложено слишком много сил и средств, и это подорвало финансовую стабильность фирмы. Такое нередко случается в спортивном бизнесе. Акционеры приняли решение о продаже компании, вместе с этим распалась и одноименная команда. Тем не менее усилия, вложенные в спортивный коллектив, не пропали даром.

Новая команда – новые победы

В 2004 году появилась Vector Racing Team. Ее учредителем стал Владимир Трущенков, владелец крупной страховой компании. Снова сработал пресловутый «фан-фактор»: увлеченный спортом человек создал частную команду и занялся ее развитием и продвижением.

Уже после первой презентации было очевидно, что спортивные планы Vector Racing Team простираются намного дальше того, о чем мечтали «Гипербайк» и «Юкос». Будучи владельцем, Трущенков не только стал пилотом команды и принял непосредственное участие в тренировочном процессе, но и подготовил серьезную программу развития, ориентированную на скорое участие в чемпионате мира. Однако сначала нужно было приобрести опыт, выступая в локальных первенствах.
Структурно команда разделилась на две части: европейскую и национальную. Обе были сформированы из «гипербайковского» коллектива инженеров, механиков и спортсменов. Ведущим пилотом зарубежной части стал Владимир Иванов. Именно на него делалась основная ставка в европейском чемпионате. И уже в 2004 год он доказал, что способен на это, выиграв чемпионат России в классе Supersport.
В 2005-м наступило время реализации европейской программы. В Vector Racing пришел чемпион России в классе Superbike, вице-чемпион Восточной Европы Сергей Крапухин. Вместе с Владимиром Ивановым он принял участие в открытом чемпионате Германии IDM, близком по классу чемпионату мира. На первом этапе Иванов и Крапухин заняли 17 и 19-е места соответственно. Тогда казалось, что для дебюта это очень даже неплохо. Но через пару месяцев команду уже огорчали места ниже десятого.

Стремительный прогресс спортсмена не заставил себя ждать. Иванов «вкатывался», результаты росли. Через три месяца он уверенно вошел в десятку немецкого чемпионата. По итогам сезона был усилен коллектив и сформулированы новые задачи: участие через несколько лет в королевских гонках Moto GP. На тот момент это выглядело не слишком убедительно. После успешного участия в Открытом чемпионате Германии Vector Racing Team выставила своего сильнейшего пилота Владимира Иванова на чемпионат мира WSBK-2006. Не имея опыта участия в международных соревнованиях такого уровня, российская команда за один сезон смогла освоиться в этом престижном первенстве и начала показывать стабильно хорошие результаты.

Каждый сезон – ступенька вверх

В 2007 году Vector Racing Team заключила с компанией Yamaha Deutschland соглашение о поставке современных моторов для своих мотоциклов. Менеджмент команды наладил связи с лучшими мировыми спортивными аналитиками, с помощью которых удалось создать профессиональную интеграционную систему. В гоночный сезон Vector Racing Team вошла уже с двумя российскими пилотами Владимром Ивановым и Владимиром Леоновым, выступающими в классах Supersport и Superstock 600 соответственно, и одним молодым венгерским гонщиком Герго Талмаши. В чемпионате Европы новичок Владимир Леонов заработал первое очко, финишировав пятнадцатым.

Владимир Иванов продолжает удивлять специалистов WSBK своим прогрессом. Периодически он стартует с десятой позиции, показывая хорошее время в квалификационных заездах. В IDM ситуация просто блестящая: если в прошлом году Иванов ни разу не поднимался выше второго места, то в этом его лидерство бесспорно. Вторая ступенька подиума теперь воспринимается как случайность. Принимая участие в отдельных этапах немецкого чемпионата (в перерывах между WSBK), он с легкостью выигрывает все гонки.

Мечты, о которых говорили семь лет назад в маленьком питерском кафе, постепенно воплощаются в жизнь. Давно не существует «Гипербайка» и «Юкоса», многое поменялось в чемпионате России. Сергей Глаголев развивает школу по подготовке пилотов – «Мотоакадемию». Ее ученики и тренеры лидируют в чемпионате и Кубке России и показывают стабильные результаты в европейских и мировых первенствах. Но, пожалуй, самое главное достижение российского мотоспорта заключается не в спортивных успехах, а в том, что идея войти в большой спорт продолжает жить, развиваться и набирать обороты.


Moto GP

Шоссейные мотоциклетные гонки королевского класса – Moto Grand Prix – были организованы в 1949 году Международной федерацией мотоспорта. Коммерческие права на эту серию принадлежат компании Dorna. Мотоциклы, принимающие участие в GP, не серийного производства и их невозможно приобрести в магазине. Каждая команда строит байк самостоятельно или приобретает у одного из ведущих производителей (на сегодняшний день это Yamaha, Honda и Ducati). Мотоциклы, участвующие в серии, делятся на три класса по объему двигателя: сегодня это 125 см3 , 250 см3, и 800 см3. Так как все они являются прототипами, по своему уровню GP сильно контрастирует с другими мировыми сериями, WSBK и WSS, в которых используются серийные байки с изменениями в рамках гоночного регламента. Согласно экспертным оценкам, стоимость мотоцикла и его сезонная эксплуатация составляют в среднем 3,5 миллиона долларов.

WSBK

Чемпионат мира по гонкам на шоссейных мотоциклах (WSBK) был основан Международной федерацией мотоспорта (FIM) в 1988 году. До этого момента существовало множество национальных чемпионатов (которые, впрочем, существуют и поныне), и федерация, по сути, объединила и унифицировала их правила. И хотя именно FIM контролирует эту серию, управляющей компанией, развивающей международную программу, пропагандирующей и организующей чемпионат, является Octagon Sports. Сегодня гонки WSBK проходят в 10 странах мира и 130 постоянных участников из 19 государств выходят на стартовую решетку в трех классах – Superbike, Supersport и Suprstock.

В чемпионате WSBK принимают участие серийные модели, которые есть в свободной продаже. Однако мотоциклы, выходящие на трассы WSBK, как правило, подвергаются техническим изменениям в рамках действующего регламента. Эта мера, безусловно, дает положительные результаты и выступает своего рода движущей силой мототехнического прогресса, ведь то, что еще вчера использовалось в гонках, сегодня применяется в серийных машинах.