Нажать на тормоза

Большой спорт №11 (21) ноябрь 2007
Алексей Кузнецов
Технический прогресс не всегда способствует развитию мирового автоспорта – в этом сегодня абсолютно убеждена FIA.

Технический прогресс не всегда способствует развитию мирового автоспорта – в этом сегодня абсолютно убеждена FIA. Задумав несколько лет назад кардинальное изменение технического регламента «Формулы-1», она фактически объявила войну применению новых технологий в легендарной гоночной серии. Однако с точки зрения президента федерации Макса Мосли, только так сегодня можно поднять мировой автоспорт на кардинально иной уровень.

Современный автоспорт превратился в высокотехнологическую отрасль со своими секретами и шпионажем, новыми технологиями и научно-техническим потенциалом. Наряду с военно-космической промышленностью, мировой автоспорт – один из наиболее мощных опытных полигонов для опробования самых революционных методик. Однако именно это его похвальное качество и стало главной причиной мощнейшего кризиса, грозящего полностью лишить его духа спортивного состязания. Гонки за скоростью, исследования в области аэродинамики, эксперименты в сфере новых материалов для тормозов, разработка новых типов присадок для топлива – все это делает бессмысленной спортивную борьбу.

О каком равном споре в гонке может идти речь, если, например, сильнейший участник чемпионата мира по автогонкам «Формулы-1» проходит круг на полторы секунды быстрее слабейших не за счет своих личных качеств, а с помощью технических средств? Наверное, именно такой вопрос в один прекрасный момент задала себе Международная федерация автоспорта (FIA) и, представив себе все возможные последствия, призвала нажать на тормоза. Решение было парадоксальным, но вполне осознанным. Вектор развития автоспорта в последние годы направлен на «замедление» технического прогресса во имя безопасности и чистоты состязания, а также на то, чтобы уровень оснащенности команд стал примерно одинаковым. Пожалуй, для мирового спорта это по-настоящему уникальная ситуация.

Регресс во имя прогресса

Первая «контрреволюция» случилась еще в 1980-е годы, когда в «Формуле-1» было запрещено использовать турбонаддув. Двигатели с турбонаддувом позволяют болидам развивать колоссальные скорости, что самым негативным образом может отразиться на безопасности пилотов. Чтобы противодействовать этому процессу, FIA была вынуждена поставить искусственные ограничения. Сегодня Международная федерация автоспорта продолжает их усиливать. Недавние решения FIA направлены как на уменьшение количества цилиндров и мощности двигателей, так и на уничтожение конкуренции среди поставщиков шин. А сами шины с гладкой поверхностью, которые являются наиболее скоростными, вообще запрещены. Более того, серьезно ограниченными оказались и аэродинамические элементы конструкции болида.

Еще одна характерная особенность: команды законодательно принуждают к тому, чтобы каждый двигатель использовался в гонке не один раз. Дело в том, что мотор большой мощности часто не выдерживает повторного применения и может отработать лишь одну гонку. И если для команд, которые принадлежат богатым компаниям-производителям, это не проблема, то для остальных – непосильное бремя. Увеличивая по регламенту ресурс двигателя, FIA добивается снижения расходов, одновременно давая фору более бедным независимым командам. Конечно, это решение не способствует революционным, но недолговечным по результатам экспериментам, зато приводит к большему техническому и, соответственно, спортивному равенству.

В вопросах обеспечения безопасности гонщиков в последнее время тоже было придумано много нового. Прежде всего речь идет о радикальной перестройке некоторых особо опасных поворотов на различных трассах и изменении элементов конструкции болидов – теперь кабина гонщика ограждена мощными силовыми элементами. Трансформации подверглась даже конструкция шлема пилота. Отныне на нем появился новый элемент, который надевается на плечи гонщика и фиксирует его шею, что очень важно не только при авариях, но и при сильных боковых перегрузках, которым подвергаются спортсмены в ходе гонки.

Конечно, все эти нововведения неизбежно привели к некоторой потере зрелищности по сравнению с прошлыми годами, когда сумасшедшие аварии происходили на трассах почти постоянно. Однако даже в нынешней ситуации автоспорт по-прежнему остается эффективным способом испытания новых инженерных и дизайнерских решений и мощным рекламным фактором, оказывающим влияние на всю мировую автопромышленность.

Впрочем, ограничения, вводимые сегодня FIA, тоже в некоторой степени способствуют дальнейшему прогрессу. Конструкторы, поставленные в жесткие рамки, постепенно находят новые методы усовершенствования машин, и предсказанный более чем десять лет назад конец автогонок все никак не настает. Появляются проекты новых гоночных серий, где все команды и пилоты должны будут использовать болиды одного и того же производителя и, разумеется, одной конструкции. Такое, кстати, уже происходило в американской серии Indicar, и, надо сказать, интерес к этим гонкам у американской публики до сих пор остается просто фантастическим.

Другая «Формула»

Но несмотря ни на что, техническое развитие «Формулы-1» не стоит на месте. Ожидается, что уже через пять лет «формульные» болиды начнут ездить на спирте или растительном масле (это станет вкладом в борьбу с нефтяной зависимостью). Они не будут терять энергию при торможении, избавятся от лишней прижимной силы и обзаведутся сложнейшей электроникой. В 2011 году планируется вернуть в гонки турбонаддув, причем с непосредственным впрыском топлива – правда, количество горючего на одну гонку будет ограничено. И очень важный момент: в том же году ожидается введение лимита на число максимальных оборотов двигателя. Если современные моторы «раскручиваются» почти до 20 тысяч оборотов в минуту, то в 2011-м двигатели смогу набирать чуть более 15 тысяч.

Таким образом FIA постепенно находит компромисс между «торможением» и «ускорением». Все ее планы, кстати, одобрены GPMA (Ассоциацией автопроизводителей «Формулы-1»), которая до недавнего времени была самой яростной противницей FIA, и в первую очередь по поводу технического регламента гонок. Однако автопроизводители сошлись со своими оппонентами в главном: изменения в техническом регламенте не должны ставить под угрозу спортивную составляющую чемпионата. Новшества снижают расходы команд и, следовательно, уравнивают их шансы, что делает борьбу более острой.

Тем не менее FIA намерена бороться с внедрением космических технологий, потому что конструкция болидов должна стать «ближе к реальности». Что имеется в виду? Во-первых, ограничение на использование высокотехнологичных материалов, которые не применяются в повседневной жизни. В FIA считают, что болид должен быть сделан не из дорогих углепластиков и редких сплавов, а из того же, из чего делаются обычные автомобили. Во-вторых, ориентация аэродинамических исследований на разработку элементов, которые могут пригодиться при создании серийных машин. То есть «Формула-1» не должна существенно опережать (более чем на 20 30 лет) производство и исследования так называемого «бытового» автомобилестроения, а, напротив, способствовать тому, чтобы новшества запускались в серию уже через два-три года. И против такой установки возразить нечего. Возможно, это единственный путь, который позволит легендарной гоночной серии сохранить статус вершины мирового автоспорта.

Интересно, что пока в «Формуле-1» официально запрещена разработка новых двигателей, хотя дело идет к тому, что существующие конструкции смогут выдерживать не две гонки, а четыре. Обсуждаются и другие новшества, такие как устройства для накапливания энергии при торможении и ее повторного использования при разгоне. Как именно они будут работать, пока неизвестно, но эта тема – одна из самых модных среди конструкторов. Вероятно, в автоспорте также найдут применение гибридным технологиям. К 2010 году могут появиться системы, использующие тепловую энергию, выделяемую механизмами болида, для повышения эффективности и скорости машины. Планируется использование энергии отработанных газов. Кажется фантастикой, не так ли?

Останется только перенести в «Формулу-1» американские соревновательные технологии. Сегодня очень часто применяется метод «избыточных остановок». Как только кто-то из лидеров слишком отрывается от основной группы гонщиков, при малейшей возможности организаторы выводят на трассу пейс-кар – «машину безопасности», обгонять которую никто не имеет права. Группа постепенно подтягивается к идущим на малом ходу лидерам, и хотя бы внешне сохраняется ощущение острой борьбы на трассе. Это, конечно, не такое уж высокотехнологическое средство, зато эффективное и недорогое. FIA не сообщает подробностей, но известно, что идет работа над какими-то техническими приспособлениями, которые позволят отстающим гонщикам догонять лидеров. Выглядит не очень спортивно? Зато поможет укрепить соревновательный дух «Формулы-1».