Пожалуй, каждому автолюбителю случалось хоть раз в жизни вспотеть из-за внезапно появившегося перед капотом и тут же превратившегося в точку на горизонте мотоциклиста. Немного отдышавшись, взглянув на свой спидометр и оценив расстояние до столба пыли от двухколесной ракеты, понимаешь, что прямо сейчас стал свидетелем материального воплощения фразы «О спорт – ты жизнь!». Действительно, пока автомобилист, нажимая на педали, лишь слегка разрабатывает мышцы икр, мотоциклист активно работает всем телом, поддерживая равновесие и ощущая динамику всей кожей, пусть даже не своей собственной, а от популярного производителя защиты для байкеров.
Врожденная спортивность мотоциклам досталась по наследству от их прямого родственника – велосипеда. Моторизированное двухколесное транспортное средство с паровым двигателем было создано в 1867 году на основе велосипеда с большим передним колесом boneshaker («костотряс»), придуманного Эрнестом Мишо и Пьером Лаллементом. Американец Сильвестр Говард Роупер построил его, чтобы зарабатывать деньги на ярмарках. Однако официальной датой рождения предка современного мотоцикла считается 29 августа 1885 года. Именно тогда немецкие изобретатели Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах запатентовали конструкцию, получившую название Reitwagen («машина для верховой езды»). Правда, этот агрегат служил не для передвижения, а для демонстрации двигателя внутреннего сгорания, сконструированного Даймлером и Майбахом. Первый мотоцикл (от латинского motor – «приводящий в движение» и греческого kyklos – «колесо») поступил в продажу в 1894 году. Фирма Hildebrand & Wolfmüller отдавала всем желающим в обмен на деньги байк весом 60 килограммов с двухцилиндровым двигателем мощностью 2,5 л. с. Однако желающих приобрести это чудо оказалось немного, так как стоило оно очень дорого. Построив всего лишь несколько сотен мотоциклов, Hildebrand & Wolfmüller разорилась, но все же успела положить начало промышленному выпуску байков.
У истоков мотоциклостроения стояли компании с велосипедным прошлым: Norton (Великобритания), Peugeot (Франция), «Лейтнер» (Россия) и Yamaha (Япония). Самым крупным производителем мотоциклов начала XX века была американская фабрика Indian. Ее владельцы Джордж М. Хэнди и Карл Оскар Хедстрем некогда основали велосипедные гонки. Их монополия в производстве мотоциклов продлилась до 1920 года, затем первенство перешло к Harley-Davidson. К 1930-у году более ста заводов в мире выпускали 80 видов мотоциклов. Эти двухколесные машины уже имели мало общего с велосипедом и сильно отличались друг от друга. Развитие мотоциклетной промышленности подстегивал постоянно растущий спрос, который особенно увеличился в годы Второй мировой войны.
Именно военное перепроизводство мотоциклов и безработица привели к тому, что в конце 1940-х и начале 1950-х появились первые сообщества мотоциклистов. Как выглядел байкер того времени на английском мотоцикле Triumph Thunderbird 6T, можно увидеть в фильме 1953 года «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли. Кстати, именно британские производители мотоциклов Triumph, BSA и Norton доминировали на рынке производства байков в течение двадцати лет после окончания войны.
В конце 1960-х, после того как мотоциклы из рядового транспортного средства превратились в имиджевый аксессуар, эстафета перешла к японским производителям, готовым создавать современный и дешевый продукт для масс. Инициатор этого переворота – компания Honda, которая всего за десять лет – с 1965 по 1975 год – увеличила количество двухколесного мототранспорта в мире с 646 000 до 5 000 000 штук. Первенство по количеству продаваемых мотоциклов и до настоящего времени остается именно за ней.
Приоритетное направление практически для всех продавцов мототехники – это агрегаты для дорог с хорошим покрытием: спортбайки, «американцы» (круизер, чоппер), классические или дорожные мотоциклы, туристические байки, скутеры и мопеды. Завидным спросом пользуются и туристические эндуро (в переводе с испанского – «выносливый»). Предназначенные как для асфальта, так и для грязи, машины вроде Honda XL 1000V6 Varadero стоимостью 17 тысяч долларов никогда не застаиваются в мотосалонах. А вот настоящие внедорожники – кроссоверы, триалы или спортэндуро – можно встретить лишь на спортивных соревнованиях за городом.
Спортивный байк невозможно спутать ни с каким другим – он срывается с места быстрее, чем вы успеваете моргнуть, а тело мотоциклиста при этом сильно наклонено вперед. Такая посадка и большие обтекатели из пластика или стекловолокна снижают аэродинамическое сопротивление. У этой категории мотоциклов есть несколько подвидов, отличающихся объемом двигателя. Например, Suzuki GS500 относится к классу спортбайков для начинающих – до 600 кубических сантиметров. За ним идет класс суперспорт – от 600 до 800 кубических сантиметров, мощность от 100 л. с. и больше. Следующую ступень занимают супербайки с мощностью более 140 л. с. и объемом двигателя от 800 до 1100 «кубиков». А элита спортбайков – мотоциклы класса гиперспорт с кубатурой от 1100 до1400 и мощностью от 150 л. с. По цене они догоняют автомобильный премиум-класс начального уровня. Например, мотоцикл Kawasaki Ninja ZX-12R весом 210 килограммов и с мощностью 178 л. с. можно приобрести за 25 тысяч долларов.
Если вас не устраивает слишком активная «жизненная позиция» вышеописанных агрегатов, то круизер и чоппер обеспечат вам неспешную езду в ретростиле. Имитирующие дизайн американских мотоциклов 1930 1950 годов, круизеры выделяются откинутой назад посадкой водителя, высоким рулем, вынесенными вперед подножками, седлом небольшой высоты и широкопрофильными шинами небольшого диаметра. Подобный «лайнер» BMW R 1200 C Independent весом почти 300 килограммов и с подогревом рукояток руля обойдется сегодня в 19 тысяч евро.
После Второй мировой войны у круизера появился родной брат – чоппер (название можно перевести с английского как «рубило»). Создавался он в течение почти двадцати лет. Дешевые списанные военные мотоциклы послужили основой для нового стиля, характерными чертами которого стали большое количество хромированных деталей, маленький каплевидный бензобак и переднее колесо большого размера. Сейчас в серийном исполнении эти байки неизменно ассоциируются с маркой Harley-Davidson, хотя слово «чоппер» стало широко известным только после появления в 1994 году фильма «Криминальное чтиво», где его произносит герой Брюса Уиллиса Буч Кулидж. Имиджевый продукт от Harley-Davidson серий Dyna или Softail стоит около 20 тысяч евро.
Если имидж – не главное, практичные классические или дорожные мотоциклы сделают своего наездника победителем городских пробок. Ловко лавировать в плотном потоке водителю «классики» помогает удобная прямая посадка, улучшающая обзорность. В этом классе практически все марки, в том числе и российский «Урал», предлагают дорожники примерно за 10 тысяч долларов.
Большее капиталовложение можно сделать в туристические мотоциклы. Их пластиковые обтекатели полностью защищают водителя и пассажира от потоков воздуха, а багажный кофр вместит все необходимое для дальнего путешествия. За важный вид и комфорт 400-килограммового гранд-турера BMW K1200 LT мощностью 116 л. с. с круиз-контролем и подогревом сидений придется выложить 21 тысячу евро.
По сравнению с туристическим тяжеловесом мотоциклы для таких внедорожных соревнований, как мотокросс, триал и эндуро, – просто дюймовочки: в них менее 100 килограммов. В шоссейно-кольцевых гонках, Гран-при и дрэгрейсинге участвуют байки весом 150–200 килограммов.
Легкость, надежная подвеска и отличная управляемость – вот качества, необходимые для победы в мотокроссе или MX (кольцевых гонках по пересеченной местности). Эти состязания проводятся исключительно в условиях сурового бездорожья на закрытых трассах длиной от 1,75 до 2 километров, с естественными препятствиями. Рабочий объем двигателя участвующих в них байков – от 50 до 550 кубических сантиметров. Два главных соревнования по MX – это Гран-при Международной федерации мотоциклов (FIM) и Национальный американский чемпионат по мотокроссу Американской ассоциации мотоциклистов (AMA).
Раллийный вариант MX называется эндуро. Байки для эндуро отличаются от кроссовых мотоциклов подвеской с длинным ходом, наличием сигналов поворота, которые нужны для движения по дорогам общего пользования, зеркал заднего вида и спидометра. Это придает им шарм по-настоящему спортивного мотоцикла, на котором разрешается кататься и в городе.
Помимо гонок по пересеченной местности, любители двухколесного экстрима могут посостязаться в триале. Соревнования по этому виду спорта, особенно популярному в Англии и Испании, проводятся как на закрытых, так и на открытых площадках. Задача спортсменов – на очень легких байках без сидений преодолеть дистанцию, не касаясь земли ногами. Штрафные очки начисляются за каждое касание земли и каждую секунду, на которую спортсмен превысил выделенное на прохождение этапа время. Победителем становится пилот, набравший меньше всего очков.
Естественно, байкеры не могли обойтись без собственной «Формулы-1», причем появилась она даже раньше автомобильной – в 1949 году. Как и машины для «королевских автогонок», мотоциклы для Moto Grand Prix создаются из дорогих и легких материалов (титана и углепластика) и демонстрируют последние технические достижения. Moto Grand Prix тоже проводят на специальных автодромах, за пределами которых использовать эти агрегаты нельзя. Зато по кольцевой автодороге родного мегаполиса можно прокатиться на точно таком же мотоболиде, как тот, что участвует в чемпионате мира среди супербайков – WSBK. Эти шоссейно-кольцевые гонки на серийных мотоциклах проводятся с 1988 года. В них участвуют топовые модели, созданные крупнейшими мировыми производителями, – такие, например, как Ducati 999, которая три раза выигрывала чемпионат: в 2003, 2004 и 2006 годах.
Не оставили мотоциклисты без внимания и «четверть мили» – в гонках по дрэгрейсингу два мотоциклиста преодолевают это расстояние на скорость. Удивительно, но один из самых быстрых современных мотоциклов для дрэгрейсинга, Killaсycle с мощностью 350 л. с., работает на 990 литиево-ионных батареях компании A123 Systems. Он абсолютно бесшумно разгоняется до 100 км/ч всего за одну секунду.
Динамичность и высокая скорость современных мотоциклов волнует политиков небезосновательно. Хотя члены Ассоциации производителей спортивных мотоциклов (MSMA) – BMW, Ducati, Harley-Davidson, Kawasaki, Suzuki и другие – в 2001 году договорились между собой об ограничении скорости своих болидов до 300 км/ч, члены парламента Великобритании считают эту меру недостаточной. Они заявили, что не видят необходимости в мотоциклах, которые могут превысить национальные ограничения по скорости более чем в два раза (максимально разрешенная в Соединенном Королевстве скорость составляет 110 км/ч). Это, по их мнению, еще больше повышает вероятность того, что мотоциклист окажется жертвой скользкой дороги или асфальтовой кочки.
Подтверждает их опасения и отчет Североамериканского управления по обеспечению безопасности дорожного движения (U.S. Highway Safety Authority) за 2004 год. По его данным, смерть настигает мотоциклистов в 33 раза чаще, чем водителей легковых машин. Да и простые граждане, не знакомые с этой статистикой, обычно саркастически бросают в адрес просвистевшего мимо байкера слово «камикадзе». Поэтому желание политиков оградить мотовладельцев от искушения разогнаться в полную силу понятно и далекому от политики обывателю. Не находит оно отклика лишь у мировых производителей мотоциклов, которые зарабатывают на продаже мощных машин с объемами двигателя от 600 кубических сантиметров и выше. Но оспаривать летальную статистику – задание неблагодарное. По данным британского Министерства транспорта, в 2004 году на дорогах Англии погибло и серьезно пострадало 6648 мотоциклистов и 16 144 автомобилиста, притом что байкеров в Соединенном Королевстве в 32 раза меньше, чем водителей легковых машин. MSMA высказала мнение, что сохранить жизнь любителям мототранспорта помогут такие меры, как улучшение качества дорожных покрытий и повышение уровня подготовки водителей мотоциклов. Кстати, эти слова подкреплены делом: BMW предложила покупателям своих мотоциклов в качестве бонуса курс обучения водительскому мастерству. Эта попытка уменьшить число несчастных случаев на дорогах заслуживает такого же одобрения, как и предложение снизить максимальную скорость мотоциклов. Поэтому скорее всего именно их симбиоз сможет сделать мототранспорт менее рискованным средством передвижения.