Среди спортивных автомобилей есть настоящие звезды, которыми восхищаются уже несколько поколений автомобильных фанатов. Чтобы стать легендой, необходимо совершить прорыв в технологиях или дизайне, бросить вызов признанным лидерам или основать собственную дисциплину в автоспорте. Именно это удалось спорткарам, вошедшим в десятку лучших по версии BOLSHOI sport.
Год выпуска: 1951
Кузов: купе
Двигатель: 6 цилиндров, 3 л, 170–240 л. с.
Арена игры: Le Mans, Mille Miglia, другие гонки и ралли
В 1951 году, оправившись от последствий войны, концерн Mercedes-Benz наконец решил вернуться в автоспорт. Возвращение было триумфальным: Mercedes 300 SL, обладавший меньшей, чем у конкурентов, мощностью мотора (170 л. с.), благодаря легкому кузову, хорошей аэродинамике и безупречной надежности выиграл несколько гонок, едва появившись на трассах (Le Mans, мексиканская Carrera PanAmericana, 1000 km Nuerburgring). Но еще большую известность получила «гражданская» модификация гоночной машины с одноименным названием. Mercedes 300 SL 1954 года стал первым в истории серийным автомобилем, на котором была установлена система непосредственного впрыска топлива. В результате мощность по сравнению с карбюраторным двигателем гоночного автомобиля идентичного объема возросла почти вдвое – до 240 л. с. Но еще больше покупателей привлекал драматичный дизайн 300 SL с открывающимися вверх дверьми «крыло чайки». Внешний вид «трехсотого» первого поколения впечатляет до сих пор. Немудрено, что в Mercedes-Benz намерены в ближайшем будущем выпустить модель, напоминающую купе 1954 года.
Год выпуска: 1963
Кузов: среднемоторное купе
Двигатель: V8, 4,2 л, 390 л. с., механический наддув
Арена игры: Le Mans и другие гонки на выносливость
Ford GT40 – хорошее подтверждение тому, что инженерный и коммерческий потенциал крупной автокомпании в случае необходимости способен сотворить чудо. Фирме Ford, традиционно производившей семейные седаны и фермерские грузовички, удалось создать суперкар, обставивший в гонке Ferrari. Своему появлению GT40 обязан именно итальянцам: в Ford надеялись приобрести Ferrari, чтобы выйти на гонки Le Mans с проверенным автомобилем, но в последний момент руководство итальянской компании отказалось продавать машину. Оскорбленный Генри Форд II решил построить болид собственными силами. Первый в истории Ford суперкар удался: выпущенный в 1963 году, он становился победителем Le Mans четыре раза подряд, с 1966 по 1969 год, причем основными конкурентами «американца» были Ferrari. Дизайн Ford GT40 обладает потрясающей маскулинной харизмой, подкрепленной участием в эпохальной ленте Клода Лелюша «Мужчина и женщина». Автомобиль приобрел такую популярность, что многочисленные мастерские уже на протяжении полувека строят его копии, а в 2004-м его современную версию тиражом 4038 экземпляров выпустил, наконец, и сам концерн Ford.
Год выпуска: 1964
Кузов: купе
Двигатель: 4 цилиндра, 2 л, 130–170 л. с.
Арена игры: Le Mans, Paris-Dakar, European GT, другие кольцевые и шоссейные гонки и ралли
Год выпуска: 1969
Кузов: купе
Двигатель: 6 цилиндров, 2 л, 160 1000 л. с., турбонаддув
Арена игры: шоссейные и кольцевые гонки, гонки на выносливость (в том числе Le Mans), дрэг- и стритрейсинг
Хотя наибольшую популярность приобрели купе Skyline GT-R, выпускающиеся с 1989 года, но первыми это имя получили угловатые седаны, выпуск которых начался в 1969-м. Уже тогда машины с индексом GT-R были разработаны с прицелом на гонки, где полностью оправдали чаяния создателей, за первые полтора года своего существования собрав 33 титула. К 1972 году различные модификации GT-R побеждали уже тысячу раз, но тут в судьбу чемпиона вмешался форс-мажор в виде глобального энергетического кризиса. Выпуск Skyline GT-R возродили только спустя 16 лет, и основой для купе послужило уже восьмое поколение семейства Skyline – оно, в отличие от прожорливой спортивной модели, пережило кризис и совершенствовалось в соответствии с требованиями рынка. Автомобиль с самого начала задумывался как будущий лидер гоночных трасс. Более того, японцы ориентировались на суперкар Porsche 959, один из самых быстрых и технически совершенных полноприводников того времени. Кроме того, инженеры пошли на небольшую уловку: в соответствии с «джентльменским соглашением» японских автопроизводителей, мощность 6-цилиндрового двигателя объемом 2,6 л составляла 280 л. с., но заложенный в него запас прочности легко позволял форсировать мотор до 500 и даже 1000 л. с. Благодаря сложной системе полного привода эта мощность передавалась на колеса так удачно, что немаленькое и тяжелое купе буквально летало, оставляя позади конкурентов. К примеру, его превосходство в гонках серии Group A в японском и австралийском чемпионатах оказалось настолько подавляющим, что после серии непрерывных побед «Годзиллы», как прозвали автомобиль в Австралии, гонки были просто упразднены. К 2008 году Nissan обещает подготовить новый GT-R – еще мощнее и агрессивнее, но, скорее всего, без слова Skyline («Горизонт») в названии.
Год выпуска: 1981
Кузов: 3-дверный хетчбэк
Двигатель: 5 цилиндров, 2,1–2,2 л, 203 600 л. с., турбонаддув
Арена игры: WRC и другие ралли
У Audi Quattro армейские корни: система полного привода «перекочевала» в нее из военного внедорожника Volkswagen Iltis. Хотя первым легковым полноприводником в 1966 году стал британский спорткар Jensen FF, именно Audi Quattro положила начало массовому применению этой системы в серийных автомобилях. Поездив на новинке полчаса, выдающийся финский раллист Ханну Миккола заявил: «Я видел будущее. Quattro раз и навсегда изменит мир ралли». В первый же год выхода купе (в 1981-м), выступавший на нем экипаж Миккола/Герц выиграл национальные ралли Швеции и Великобритании. Тогда же Quattro впервые позволил занять первое место в этапе чемпионата мира женскому экипажу Мишель Мутон и Фабриции Понс. К концу 1982-го команда Audi стала чемпионом в командном зачете. С лидерских позиций Quattro было практически невозможно потеснить до 1985 года. Трансмиссией Quattro до сих пор оснащают практически все модели Audi, а ее название – самый популярный бренд среди автомобильных систем.
Год выпуска: 1983
Кузов: купе, хетчбэк
Двигатель: 4 цилиндра, 1,6 л, 87–130 л. с.
Арена игры: шоссейные и кольцевые гонки, ралли, D1GP (чемпионат по дрифтингу)
Пожалуй, единственной спортивной амбицией, которую пыталась удовлетворить компания Toyota, выпуская модель Levin/Trueno c заводским кодом AE86, была любовь к лихачеству, свойственная молодежи. Автомобиль, появившийся в семействе Corolla 5-го поколения, не отличался мощностью, передовыми техническими решениями или изысками дизайна – это было просто легкое, надежное и доступное купе для тех, кто хотел иногда «прохватить» по дороге. Тем не менее легкий вес (около тонны), уже редкий в то время для такого типа машин задний привод и пригодный для тюнинга мотор обеспечили AE86 долгую жизнь на гоночных и даже раллийных трассах. До сих пор старенькие AE86 успешно конкурируют на японских состязаниях с новыми Honda Civic и даже более свежими моделями концерна Toyota, а ирландцы и финны охотятся за дееспособными экземплярами, чтобы гонять на них в национальных ралли. Но легендарным маленькое купе стало благодаря автогонщику Кеичи Цучия – «королю дрифта», фактически основавшему новый вид автоспорта, в котором оценивается искусство прохождения поворотов в заносе (дрифте). Именно на Toyota AE86 Цучия убедил мир, что плывущий в облаке сожженной резины автомобиль с заблокированными колесами – это красиво. Большинство соревнований по дрифтингу в мире даже сейчас выигрывают на неказистом купе от Toyota.
Год выпуска: 1986
Кузов: купе
Двигатель: 4 цилиндра, 2,3 л, 195 л. с.
Арена игры: European GT, DTM, 24-часовые гонки в Нюрбугринге и Спа, другие кольцевые и шоссейные гонки и ралли
В 1986 году концерн BMW решил дать ответ Mercedes-Benz, выпустившему на гоночные трассы успешный болид 2.3 16V на основе модели W201 (серия 190). Спортивное подразделение баварской автокомпании, M GmbH, за две недели разработало 4-цилиндровый двигатель объемом 2,3 л, взяв за основу 6-цилиндровый силовой агрегат среднемоторного суперкара BMW M1. Компактный и легкий автомобиль на шасси серийной 3-й серии стал настоящим откровением как для гонщиков, так и для рядовых любителей спортивных машин, которым M3 была доступна благодаря правилам омологации. Уже в следующем году M3 выиграла проводившийся впервые чемпионат мира по кузовным гонкам, а параллельно на ней был завоеван титул чемпиона Европы. За свою 20-летнюю историю автомобиль стал самым титулованным спорткаром в истории. Не менее успешен этот проект с коммерческой точки зрения: уровень продаж его «гражданской» версии постоянно рос. Как и Porsche 911, M3 явно не собирается на покой – можно ожидать, что пока BMW будет выпускать 3-ю серию, на дорогах и гоночных трассах будут появляться и новые M3. Правда, со временем «эмка» все дальше отходит от концепции первой, миниатюрной по современным меркам: на немаленькое купе последнего поколения устанавливается 8-цилиндровый мотор, а это уже территория «монстров» вроде Ferrari и Corvette.
Год выпуска: 1986
Кузов: 5-дверный хетчбэк
Двигатель: 4 цилиндра, 2 л, 185–215 л. с., турбонаддув
Арена игры: WRC и другие ралли
Lancia Delta так и осталась бы в истории автопрома обычной компактной машиной, пусть и с дизайном от Джуро Джуджаро, если бы не полноприводная модификация HF. Выпущенная в 1986 году, на седьмом году жизни модели, Delta HF 4WD стала настоящей звездой автоспорта. Пятидверный хетчбэк оснастили самой совершенной на тот момент трансмиссией с постоянным полным приводом, где для блокировки дифференциалов использовались как вискомуфта, так и система Torsen, а двухлитровый турбированный мотор выдавал 165 л. с. Через год Lancia выпустила доработанную с учетом раллийного опыта версию Delta HF Integrale. Ее двигатель разивал уже 185 л. с., а впоследствии – 215 л. с. Integrale стал самым успешным автомобилем в истории WRC: в общей сложности на нем было одержано 46 побед, Кубок конструкторов он приносил своим создателям шесть лет подряд – с 1987 по 1992 год. Последняя Integrale сошла с конвейера в 1994 году, но до сих пор отдельные «живые» экземпляры этой модели успешно принимают участие в различных ралли.
Год выпуска: 1992
Кузов: седан
Двигатель: 4 цилиндра, 2 л, 245 л. с., турбонаддув
Арена игры: WRC и другие ралли, стритрейсинг
Первый Mitsubishi Lancer Evolution увидел свет всего лишь в 1992 году, хотя кажется, что он существовал всегда – настолько этот яркий автомобиль примелькался на различных гонках, киноэкране и городских улицах. Несмотря на слово Lancer в названии, Evolution имеет очень мало общего с этим доступным семейным автомобилем. Главное отличие, разумеется, в двигателе и трансмиссии – на компактный седан устанавливается мощный турбированный мотор мощностью свыше 200 л. с., приводящий в движение все четыре колеса. Японцам удалось создать настоящий спорткар, способный с минимальными переделками выступать в ралли. С 1996 по 1999 год Evolution исправно привозил Томми Мякинена на первые места в WRC, причем в 1998 году Mitsubishi впервые удалось стать лидером в зачете производителей. Машина эволюционирует с потрясающими для автомобильного мира темпами: совсем недавно было представлено уже десятое поколение модели. Сейчас моторы Evolution официально выдают 340 л. с. вместо первоначальных 245 л. с., а работой полного привода целиком заведует электроника. Вкупе с острым рулевым управлением, практичностью (четыре двери, багажник) и относительно невысокой ценой это позволяет Evolution постоянно получать звания лучшего спорткара в своей ценовой категории. Эта модель, немного карикатурная внешне, очень популярна у стритрейсеров: «эвики», порой весьма преклонного возраста, можно встретить практически в каждой тусовке уличных гонщиков, в любой точке земного шара.
Год выпуска: 1992
Кузов: седан, купе
Двигатель: 4 цилиндра, 2 л, 250 л. с., турбонаддув
Арена игры: WRC и другие ралли
За Mitsubishi Lancer Evolution синей тенью всегда следует бессменный конкурент – Subaru Impreza WRX STI, появившаяся всего спустя два месяца после выхода первого Evolution. Эти два автомобиля редко упоминаются по отдельности, и они действительно очень близки практически по всем параметрам, включая цену. Как и Evolution, Impreza WRX STI была создана на базе массовой модели для участия в ралли. Как и в Evolution, все четыре ее колеса вращает турбированный двигатель небольшого объема. Основные отличия – традиционный для Subaru оппозитный мотор (у Mitsubishi – рядный) и «честный» полный привод – полностью механический, без участия электроники, и потому более предсказуемый. Считается, что Impreza WRX STI немного проигрывает Evolution по остроте рулевого управления, но по числу призов, собранных в гонках, она превосходит конкурента: трижды (в 1995, 1996 и 1997 годах) Subaru побеждала в зачете конструкторов в WRC, столько же раз (в 1995, 2001 и 2003 годах) ее пилоты становились на WRX STI чемпионами мира. Последнее поколение WRX STI слегка уступает Evolution в плане дизайна, но зато будет предлагаться не только в виде седана, но и с популярным у европейцев кузовом хетчбэк.