После того как FIFA придумала мини-футбол, сделав его альтернативой футзалу, для зародившейся еще в начале XX столетия игры настали непростые времена. «Младший брат» не только перехватил большинство финансовых потоков, но и предпринял наступление на юридическом фронте: для развития футбола в залах были установлены многочисленные препоны. О том, как удается отстаивать независимость футзала и насколько реально сделать этот вид спорта олимпийским, в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает президент Федерации футзала России и Европейского союза футбола в залах Валерий Ахумян.
В конце марта сборная России стала чемпионом Европы. Можно ли сказать, что русский футзал доминирует на континенте? Каково его место в мире?
24 марта сборная России защитила завоеванное два года назад в Каталонии звание сильнейшей на континенте. Финальный матч с чехами проходил очень непросто: мы уступали 0:2, затем выигрывали 3:2 и пропустили гол в добавленное из-за оплошности судьи время. Победили лишь в серии шестиметровых ударов. Защитник клуба «Алмаз-Алроса» Константин Левин был признан лучшим игроком турнира.
Победителями мужских и женских соревнований Кубка европейских чемпионов и Кубка UEFS (Европейского союза футбола в залах) тоже стали российские команды. На женском чемпионате Европы мы заняли второе место, уступив первое чешкам. Но зато выиграли как женское, так и мужское состязание Кубка мира.
Мужские чемпионаты мира под эгидой AMF (Всемирной ассоциации футбола в залах) проходили в Южной Америке в 2003 и 2007 годах, и там мы выступили не слишком удачно, оба раза победителем становился Парагвай. В 2007 году Россия претендовала на проведение чемпионата мира, но Аргентина его фактически у нас «украла»: решение о переносе было обусловлено высокой стоимостью перелета и проблемами с акклиматизацией. Узнав об изменении места проведения мирового первенства, представители европейских стран хотели объявить турниру бойкот, но я на это не пошел – с главой AMF Роландо Аларконом Риосом мы договорились о проведении в Европе Кубка мира, в котором примут участие представители пяти континентов. В то же время формат отбора в чемпионат мира таков, что в финальный турнир нередко выходят только представители Европы и Южной Америки.
Где состоится следующее мировое первенство?
Принято решение чередовать проведение турнира в Европе и Америке. Скорее всего, в 2011 году его примет Белоруссия. Но могут возникнуть проблемы. По масштабу финансирования наш вид спорта далек от футбола, и представители небогатых южноамериканских стран потребуют, чтобы им оплатили перелет и прочие издержки.
Отношения AMF и FIFA уже стабилизировались?
Создавая мини-футбол, FIFA изначально хотела подмять наш вид спорта, поэтому переговоры идут очень тяжело. В Латинской Америке позиции футзала достаточно сильны, европейские же федерации испытывают сильнейшее давление со стороны UEFA. Глава РФС Виталий Мутко на контакт не идет, футболистам запрещается играть в футзал. Мини-футбол искусственно поднял финансовую планку на высокий уровень, и многие небогатые команды выступают под эгидой нашей федерации. Центр российского футзала находится в Якутии.
Почему в российских клубах практически нет легионеров?
Легионеры есть, в частности из Сербии, но их немного. Прежде всего потому, что отечественные игроки сильнее. Существенны и материальные причины, ведь в футзале нет больших денег.
Илья Леонов выступает за сборные России по футзалу и пляжному футболу. Как вы относитесь к подобной практике?
Запретами заниматься глупо. Если соревнования совпадают по времени, принцип простой: кто лучшие финансовые условия создаст, там Илья и играет. Нередко футзалисты выдумывают небылицы, чтобы оправдать свою отлучку, а сами в это время играют, например, в мини-футбол на коммерческих турнирах.
А как же проблемы с трансферами?
Мы отслеживаем переходы только внутри федерации. Если представители мини-футбола или пляжного футбола запрещают игрокам выступать в наших турнирах, пусть они и следят за выполнением своих запретов.
А на международном уровне как проходит переход игрока из сборной одной страны в другую?
После 1 декабря 2010 года будем четко отслеживать такие переходы – заявленный в определенную сборную футзалист за другую выступить уже не сможет. Пока же подобная практика распространена среди игроков стран бывшего СССР.
Вы говорили, что желание выступать в открытом Кубке Европы изъявили австралийцы и канадцы. Кто финансирует участие подобных сборных?
Каждый конкретный случай разбирается на Исполкоме UEFS. Если говорить в общем, каждая команда – участник турнира платит по 25 евро с человека в день. Если издержки больше, доплачивают организаторы. Организаторы Кубка мира в Якутии потратили больше миллиона евро, а чемпионата Европы 2008 года в Бельгии – около 150 тысяч евро, чемпионат мира 2007 года в Аргентине обошелся хозяевам примерно в 300 тысяч долларов.
Женский футзал имеет профессиональный статус?
Нет, любительский. В то же время на последнем чемпионате Европы за вошедшие в призовую тройку сборные Чехии и Словакии выступали игроки национальных сборных по «большому» футболу.
Как вы оцениваете перспективы футзала на фоне того постоянного давления, который он испытывает со стороны FIFA?
Мы будем стремиться войти в олимпийскую семью. Если не Олимпиада, то надо попадать на мировые игры по неолимпийским видам спорта. На посту главы UEFS я сменил испанца, который таких целей не ставил. Сегодня же первостепенная задача – увеличение числа стран, в которых культивируется футзал. И я надеюсь, что количество обязательно перерастет в качество.