Первый фильм о футболе появился еще на заре кинематографической эры – в 1897 году. Автором одноминутной документальной ленты с простым, но емким названием «Футбол» стал испанец Александр Промио, продюсерами выступили братья Люмьер. С тех пор об этом виде спорта были сняты десятки картин. Из всего многообразия мы отобрали лишь десять, каждая из которых по-своему трактует суть великой игры.
Режиссер: Семен Тимошенко
В ролях: Григорий Плужник, Татьяна Гурецкая, Людмила Глазова, Анатолий Горюнов
Культовый для своего времени «Вратарь», поставленный режиссером Семеном Тимошенко, подарившим советскому кинематографу такие шедевры, как «Небесный тихоход» и «Три товарища», даже сегодня способен собирать у телеэкранов весьма впечатляющую аудиторию. Оптимистичная, но не лишенная назидательности история простого парня Антона Кандидова, грузившего арбузы и по воле счастливого случая попавшего в футбольную команду, стоит у истоков спортивных комедий. В основу фильма легла повесть Льва Кассиля. Придуманный автором лирический герой в одночасье превратился в икону для целого поколения мальчишек конца 1930-х годов. Советские физкультурники тоже не остались обделенными: благодаря фильму они получили новый гимн. Песню с залихватским призывом «Эй, вратарь, готовься к бою», написанную легендарным тандемом Дунаевский – Лебедев-Кумач, долгие годы распевала вся страна.
Режиссер: Жан-Жак Анно
В ролях: Патрик Девэр, Франс Дуньяк, Дороте Джемма, Морис Барье, Марио Давид, Дора Долл
Награды: премия «Сезар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»
История про талантливого, но чрезмерно дерзкого футболиста Франсуа Перрена стала второй работой Жан-Жака Анно в игровом кино. И конечно, от фильма ждали многого, ведь дебют режиссера – «Черные и белые в цвете» – удостоился «Оскара» как лучший зарубежный фильм. Вопреки прогнозам и ожиданиям, «Удар головой» не собрал букета престижных наград, но зато вполне может претендовать на звание одной из лучших лент Анно. Центр притяжения здесь – это, конечно же, герой Патрика Девэра, ловелас и задира Франсуа Перрен. Не особенно красивый, да еще начинающий лысеть, он постоянно попадает в истории, которые легко могут произойти с любым рядовым бабником и дебоширом. И такая «приземленность» образа, естественно, не может не вызвать симпатии у зрителя.
Превосходная игра актеров, великолепная операторская работа и замысловатые повороты сюжета, постоянно балансирующего между трагедией с элементами фарса и комедией положений, заставляют зрителя в буквальном смысле смеяться сквозь слезы.
Режиссер: Мик Дэвис
В ролях: Макс Бисли, Джеймс Космо, Лаура Фрэйзер, Иэн Холм, Билл Патерсон
Создателя этого фильма Мика Дэвиса очень часто путают с Майклом Дэвисом, автором недавнего умопомрачительного экшна «Пристрели их». На самом деле это два совершенно разных человека, и если у второго всего шесть режиссерских работ на счету, то у первого и того меньше: две с половиной (половина – это картина «Дилан», съемки которой еще продолжаются). Но скудная фильмография Мика Дэвиса компенсируется внушительным списком сценариев – кстати, для «Матча» он тоже написал его сам.
Сюжет завязан на подготовке к решающей футбольной битве между завсегдатаями двух питейных заведений – «Бистро» и «Бенни». На кону, ни много ни мало, – целый паб. Параллельные линии, помогающие понять характеры главных и второстепенных героев, – это, конечно же, вечные темы любви и дружбы, смерти и смысла человеческого существования. Шедевром ленту не назовешь, но хотя бы один раз посмотреть ее стоит – вы, безусловно, неплохо проведете время.
Режиссер: Ник Лав
В ролях: Дэнни Дайер, Фрэнк Харпер, Тамер Хасан, Роланд Манукян, Нил Маскелл
Экранизация культовой книги Джона Кинга – очень жесткое и реалистичное кино. Оно не только рассказывает о субкультуре британских фанатов, но и исследует проблемы жестокости, рождающейся на почве футбола. Главный персонаж Томми Джонсон и его друзья живут в собственном мире, где есть свои герои, враги и войны. И в центре его – отнюдь не спорт, а насилие, тотальное и всепоглощающее.
Критики любят сравнивать работу Ника Лава с картиной «На игле». Однако несмотря на свою скандальность и шокирующий натурализм, она недотягивает до контркультурного шедевра Дэни Бойла. Зато и в том и в другом фильме – совершенно потрясающий саундтрек. «Фанаты» под завязку набиты хитами лучших британских групп, исполняющих инди, пост-рок, панк и электронику. Агрессия на экране умело подчеркнута музыкальным сопровождением.
Режиссер: Алексей Герман-младший
В ролях: Чулпан Хаматова, Евгений Пронин, Данила Козловский, Леонид Мозговой, Гоша Куценко
Награды: Гран-при X кинофестиваля «СофияФильмФест»; премия «Ника» в двух номинациях: «Лучший режиссер» и «Лучшая работа художника по костюмам»; «Золотой Овен» за режиссуру
Кастинг к «Гарпастуму» длился три месяца, и главным критерием отбора было искусное владением мячом. Прежде чем Алексей Герман-младший нашел подходящие типажи, он и его съемочная группа просмотрели портфолио четырех тысяч кандидатов. Окончательный выбор пал на Евгения Пронина и Данилу Козловского, которые, как оказалось, очень прилично играют в футбол. Сцены матчей решили снимать, отрепетировав лишь определенные комбинации и приемы, а игра должна была идти своим чередом, поэтому большая ответственность ложилась на плечи оператора Олега Лукичева. В итоге у Германа-младшего получилась не просто драматическая зарисовка минувшего столетия сквозь призму футбола. Режиссеру удалось показать людей, для которых победа на поле гораздо важнее любых других триумфов и завоеваний.
_Режиссер: Дэнни Кэннон
В ролях: Куно Беккер, Алессандро Нивола, Анна Фрил, Дэвид Бекхэм, Стивен Диллэйн _
Сантьяго Муньос – мексиканский эмигрант. Он зарабатывает на жизнь, приводя в порядок чужие газоны, а в свободное время гоняет мяч и, конечно же, мечтает стать звездой мирового футбола. Однажды его замечает экс-игрок английского Newcastle, и Сантьяго отправляется за океан воплощать свою мечту. Режиссеру удалось мастерски выстроить футбольные сцены, превратив их в фееричное и захватывающее действо. Именно в этих кадрах чувствуется настоящая драматургия, которая, к сожалению, отсутствует в прочих эпизодах. Бесспорно, ленту украсили и камео Бекхэма и Зидана. На фоне того, что первый уехал в Los Angeles Galaxy, а второй закончил карьеру, «Гол!» можно считать ностальгией по тем прекрасным временам, когда оба играли за Real Madrid. Но даже присутствие знаменитостей не спасает сюжет – ему отчаянно не хватает интересных поворотов и драйва.
Режиссеры: Дуглас Гордон, Филипп Паррено
В ролях: Зинедин Зидан
Киноэксперимент, посвященный бывшему капитану сборной Франции, в чем-то можно сравнить с такими работами Энди Уорхола, как «Сон» и «Еда». В его центре – тоже один-единственный герой. Правда, концепция у Гордона и Паррено немного иная, да и динамики гораздо больше, чем у короля поп-арта.
Картина «Зидан: портрет XXI века» снималась во время матча Real Madrid против испанского Villarreal семнадцатью синхронно работающими камерами, размещенными на стадионе Santiago Bernabeu. Фильм длится 92 минуты – ровно столько, сколько проходила реальная встреча. Но отличие от обычной футбольной трансляции в том, что на протяжении всего экранного времени объективы упорно ловят лишь Зидана, игнорируя всех остальных игроков. Над лентой работали операторы из NFL Films и Major League Baseball, и им удалось показать, что футбол – действительно великое искусство.
Режиссер: Энди Фикман
В ролях: Аманда Байнс, Винни Джонс, Дэвид Кросс, Роберт Хоффман, Лора Рэмси
Наверняка во время работы Карен Луц и Кирстен Смит над сценарием «Десяти вещей, которые я в тебе ненавижу» Шекспир отчаянно крутился в гробу. Картина была вольной интерпретацией «Укрощения строптивой». Спустя семь лет классику мировой литературы вновь досталось от той же парочки. На сей раз жертвой буйной фантазии сценаристок пала нетленная пьеса «Двенадцатая ночь», по мотивам которой сняли молодежную комедию «Она – мужчина». Здесь с шекспировскими героями происходят невероятные метаморфозы: Виола, выдавая себя за своего брата-близнеца Себастьяна, занимает его место в команде колледжа. Основные события развиваются на футбольном поле, ну а дальше на всех фронтах побеждает любовь. Если Баз Лурман, когда-то взявшийся за экранизацию «Ромео и Джульетты», преследовал вполне благородную цель – познакомить американских школьников с великой трагедией, то ради чего «замахнулся на Шекспира» Энди Фикман – вообще непонятно.
Режиссер: Барри Сколник
В ролях: Винни Джонс, Дэвид Келли, Дэвид Хеммингс, Ральф Броун, Салли Филипс
Фильм интересен прежде всего тем, что роль главного героя в нем исполняет бывший футболист Винни Джонс. Как известно, выдающимся спортсменом он никогда не был и внимание к своей персоне привлекал в основном хулиганскими выходками. Благодаря одной из них его заметил Гай Ричи и пригласил сняться в своей картине «Карты, деньги, два ствола». Так Винни получил свою первую и, возможно, лучшую роль брутального Большого Криса. Сегодня на его счету уже 29 работ в кино. В «Костоломе» Джонс играет бывшего капитана английской сборной, заподозренного в связях с букмекерами и попавшего в тюрьму за вождение в нетрезвом виде. Тюремная романтика разбавлена, конечно же, футболом. Тем не менее фанатам этого вида спорта и любителям английского юмора смотреть творение Барри Сколника не рекомендуется: на выходе у режиссера получилось полное сентиментального пафоса кино, местами скатывающееся до мелодрамы самого низкого пошиба.
Кубок
PhÖrpa, Бутан – Австралия, 1999
_Режиссер: Кьентсе Норбу
В ролях: Оргиен Тобгиал, Лама Чонджор, Тинли Нуди, Кунсанг Ньяма, Радж Бабун _
Одно из немногих действительно достойных кинопроизведений о футболе. Простой сюжет, завораживающие кадры и та детская непосредственность, с которой молодые актеры воплощают образы своих героев, способны подкупить даже циничного зрителя. В фильме трогательная искренность послушников-фанатов одерживает победу над вековыми традициями буддистского монастыря. Могло ли такое случиться в реальности, не известно, но после того как футбольный идол Бекхэм стал еще и идолом в одном из буддистских храмов (пусть даже только на экране), это, наверное, никого не удивило. Футбол в мировом кинематографе многогранен, он был раскрыт режиссерами и через призму войны, и посредством комедии, и как социальное явление, но, пожалуй, только «Кубок» примиряет этот вид спорта с религией.