Герои нашего времени

Большой спорт №5(25) Май 2008
Отобрать лучших из лучших среди большого числа выдающихся тренеров мирового футбола – задача непосильная. В историю этого вида спорта навсегда вошли имена многих специалистов, каждый из которых по-своему обогатил его.

Отобрать лучших из лучших среди большого числа выдающихся тренеров мирового футбола – задача непосильная. В историю этого вида спорта навсегда вошли имена многих специалистов, каждый из которых по-своему обогатил его: одни – огромным количеством завоеванных титулов, другие – поразившими мир тактическими новинками, третьи – необычайным магнетизмом неординарной личности. Предлагаемый сегодня список – далеко не исчерпывающий. Мы лишь попытались сузить широкий круг великих наставников таким образом, чтобы в него вошли представители различных национальных школ и эпох.

Витторио Поццо (1886–1968)
Италия

Семнадцать тренеров покоряли величайшую вершину мирового футбола, приводя сборные к победе в чемпионате мира. Но лишь одному из них удалось сделать это дважды. С Витторио Поццо во главе сборная Италии выиграла мировые первенства 1934 и 1938 го­дов, а в промежутке между ними – и берлинскую Олимпиаду 1936 года. Отличительной чертой Поццо было доскональное знание сильных и слабых сторон соперников его непобедимой команды. Игроки тех времен отмечали в своем тренере удивительно тонкое и глубокое понимание футбола, а также отеческую заботу о подопечных. При этом мягкость и доброту по отношению к футболистам Поццо удавалось сочетать с твердостью и непримиримостью к тем, кто пытался навязать ему свою волю. Он не спасовал даже перед самим Муссолини, требовавшим непременного триумфа на чемпионате мира 1934 года, и прямо сказал тогда диктатору: «Если мы будем играть лучше чехословацкой команды, то победим, если же будет иначе, нам придется довольствоваться вторым местом».

Если про успех 1934 года можно было сказать, что итальянцам помогли родные стены, то четыре года спустя Витторио праздновал его уже во Франции. Он проявил себя выдающимся стратегом и не пытался сохранить чемпионский состав к следующему турниру. К новому первенству Поццо создал другую команду, такую же сильную, как и предыдущая. В этом гениальный тренер оказался значительно дальновиднее многих своих последователей.

Зепп Гербергер (1897–1978)
Германия

Заслуга в том, что во второй половине ХХ века сборная Германии (ФРГ) стала одной из сильнейших в мире и, бесспорно, лучшей в Европе, полностью принадлежит Зеппу Гербергеру, стоявшему у ее истоков. Шутка ли – войдя в тренерский штаб команды в 1932 году, он затем проработал главным тренером без малого тридцать лет: с 1936-го по 1963-й. За это время немецкая команда участвовала в четырех чемпионатах мира и в 1954 году впервые в своей истории сумела победить.

«Шеф», как ласково называли его футболисты, относился к подопечным по-отечески. Он не только стремился передать им свои знания, но и находил для каждого время, чтобы поговорить по душам. С олимпийским спокойствием относясь к критике в собственный адрес, Зепп не прощал при этом ни малейших нападок прессы на своих ребят.

По свидетельству современников, еще в середине 1930-х годов Гербергер первым в Германии и одним из первых в мире применил тактику с использованием центрального защитника, оттянув третьего игрока со средней линии в оборону. Он был не только стратегом, но также психологом и учителем. Эти составляющие его индивидуальности стали залогом успеха в 1954 году. А предшествовала ему без преувеличения героическая работа по созданию другой команды после Второй мировой войны. В течение нескольких лет он ездил по всей стране в поисках новых талантов для возрождавшейся сборной. Фриц Вальтер, капитан чемпионов мира, говорил о своем наставнике: «Немецкий футбол не был бы одним из лучших в мире без Зеппа. Он был провидцем, знал всех наших соперников изнутри. Благодаря его знаниям мы и выигрывали».

После победы сборной ФРГ в финале чемпионата мира ее тренер произнес фразу, которая облетела весь мир: «Самый трудный матч – следующий».

Густав Шебеш (1906–1986)
Венгрия

Сборную Венгрии 1950-х годов называют лучшей в истории командой из тех, что так и не стали чемпионами мира. Казалось, в 1954 году золотая статуэтка богини Ники, вручаемая победителям мирового первенства, должна была достаться венграм практически без борьбы. Ведь до этого коллектив, созданный Густавом Шебешем, не проигрывал четыре года. 32 матча без поражений – эта серия до сих пор считается рекордной в мировом футболе и наверняка останется таковой навсегда.

Каких прекрасных игроков собрал Шебеш! Ференц Пушкаш, Шандор Кочиш, Йозеф Божик, Нандор Хидегкути… Какие неразрешимые тактические задачи ставил перед своими соперниками! Одной из находок мудрого тренера стало использование Хидегкути в роли оттянутого в глубину поля форварда – это было инту­итивное движение в сторону новой прогрессивной схемы 4+2+4, которая завоюет мир чуть позже с подачи бразильцев.

Но в первой половине 1950-х настоящими «бразильцами» были именно венгры Шебеша. В их беспроигрышную серию вошла победа на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки, а также исторические встречи с англичанами. Матч, сыгранный на стадионе Wembley 25 ноября 1953 года, называют одним из величайших в истории. Впервые родоначальники футбола потерпели поражение на своем поле. И какое – 3:6! Несколько месяцев спустя состоялась ответная встреча в Будапеште, и там англичан ждал полный разгром – 1:7.

Венгры не стали чемпионами мира в 1954-м. По дороге к финалу они обыграли и бразильцев, и победителей предыдущего первенства уругвайцев, но в решающем матче, ведя 2:0, все же уступили немцам – 2:3. Это была трагедия. Но нельзя не признать: далеко не всякий чемпион мира сделал для футбола столько, сколько та венгерская сборная и Густав Шебеш.

Висенте Феола (1909–1975)
Бразилия

Висенте Феола остался в истории, во-первых, потому что при нем бразильцы впервые выиграли первенство мира. И еще потому, что в победном чемпионате 1958 года они удивили мир необычной тактической схемой 4+2+4, положившей начало новой эпохе в развитии игры. А также потому, что он поверил в маленького темнокожего паренька из Сантоса и дал ему возможность проявить себя в сборной. Тем пареньком был Пеле, будущий король футбола.

Придя в сборную, наставник первым делом постарался передать футболистам чувство ответственности и сказал: «Ребята, я создам такую команду, какую хотите вы, так как именно вам суждено выиграть или проиграть. Вы принесете себе славу или унижение. Я только прошу выполнять тактические указания и держаться дружно». Эти слова произвели должный эффект и не оказались красивой, но пустой декларацией. Уже в ходе чемпионата лидеры коллектива – Диди, Нилтон Сантос и Беллини выступили против троих игроков, чей авторитет казался незыблемым. Они обвинили Дино, Альтафини и Жоэля в индивидуализме и заявили, что их места в составе должны занять Пеле, Вава и Гарринча.

И Феола, как и обещал, пошел им навстречу, хотя не был до конца уверен в правильности этого хода. «Что до Гарринчи, – рассказывал он позже, – то у меня против него было предубеждение. Психолог во мне подсказывал, что в голове у него слишком много посторонних мыслей. Беспокоила меня и молодость ребят. Но я все-таки ввел их в состав, и это подтвердило тот факт, что футболисты порой видят больше, чем тренер. Так появился гениальный Пеле, так забил свои первые голы Вава, так был обожествлен Гарринча. И так мы выиграли – без строгих указаний и в полном согласии». Уже одно только это признание позволяет назвать Висенте поистине великим.

Михаил Якушин (1910–1997)
СССР

С именем Якушина неразрывно связаны первые десятилетия развития советского футбола. В свое время это был один из лучших спортсменов страны, автор уникального достижения: он – первый чемпион СССР по футболу, хоккею с мячом и хоккею с шайбой. После войны Михаил Иосифович стал тренировать родное московское «Динамо», и вскоре эту команду узнал весь футбольный мир. Триумфальные поездки динамовцев в Великобританию и Италию, Скандинавию и Южную Америку способствовали росту авторитета советского футбола на планете.

Поклонники с обожанием, а соперники с уважением называли Якушина «хитрым Михеем», ибо не было в отечественном футболе более тонкого знатока, способного в любой момент удивить новыми построениями и неожиданными ходами. Он без устали экспериментировал с тактическими схемами, еще в 1945 году нащупал ставшую впоследствии знаменитой расстановку 4+2+4 и постоянно совершенствовал классическую «дубль-вэ». Никто не мог лучше, чем он, разобрать до мельчайших подробностей игру соперника и найти способ борьбы с ним. Поэтому Якушина непременно включали в тренерский штаб сборной СССР в годы дебютов на крупных соревнованиях – Олимпиаде 1952 года и чемпионате мира 1958-го. На первенстве Европы в 1968-м он был главным тренером национальной команды, и тогда лишь жребий не пустил в финал футболистов, сыгравших вничью с хозяевами турнира и будущими его победителями – итальянцами.

С московским «Динамо» он трижды был чемпионом СССР как игрок и шесть раз – как тренер (а с тех пор за полвека динамовцам лишь дважды удавалось побеждать в чемпионате). Успешно работал Якушин в 1950-е и 1960-е годы и в тбилисском «Динамо», где создал сильную и яркую команду, которая впервые в своей истории начала регулярно попадать в призеры. Умение быстро создать боеспособный коллектив было еще одним из многочисленных достоинств этого человека. Не говоря уже об умении разглядеть талант: Якушин открыл десятки прекрасных мастеров, включая и легендарного Льва Яшина.

Ринус Михелс (1928–2005)
Нидерланды

У спортивных историографов нет единого мнения относительно того, когда зародился стиль игры, получивший название «тотальный футбол». Разброс гипотез очень широк: кто-то находит его корни в игре австрийцев в 1930-е годы, а кто-то – даже в баскетболе. Но ни у кого нет сомнений в том, что лучший образец тотального футбола явила собой сборная Нидерландов на чемпионате мира 1974 года в Германии, куда ее привез Ринус Михелс. Голландцы восхитили всех и дошли до финала, но в решающем матче их сумели остановить хозяева первенства – футболисты ФРГ. Видимо, здесь есть какая-то неумолимая логика: за 20 лет до этого лучшей командой в мире считалась венгерская сборная Густава Шебеша, которой все готовы были отдать чемпионский титул заранее. Она вышла в финал и оступилась в последний момент. Такая же участь постигла Нидерланды. И в обоих случаях на пути всеобщих любимцев и фаворитов встали немцы.

Михелс ждал реванша четырнадцать лет, и на чемпионате Европы 1988 года, также проходившем в Германии, его подопечные поквитались с немцами, обыграв их в полуфинале, а затем увезя на родину чемпионский трофей. Это была последняя и самая важная победа Ринуса, выигрывавшего Кубок чемпионов с Ajax и еще десяток национальных турниров в Нидерландах, Испании и Германии. За все свои достижения он был назван лучшим футбольным наставником в истории Нидерландов, а в 1999 году был удостоен от FIFA звания «тренер столетия».

В народе Михелса называли «генерал» и часто по ошибке приписывали ему фразу: «Футбол – это война». Неточное цитирование огорчало и обижало Ринуса, на самом деле сказавшего однажды: «Профессиональный футбол чем-то похож на войну: тот, кто действует слишком правильно, проигрывает».

Эрнст Хаппель (1925–1992)
Австрия

Финальный матч Евро-2008 пройдет в Вене на стадионе, носящем имя Эрнста Хаппеля. Сам этот факт указывает на то, что австрийцы считают его национальным героем. Интересно, однако, что слава этого человека принадлежит его родине в меньшей степени, чем ряду других европейских стран. Ибо немногословный специалист стал поистине уникальным футбольным космополитом.

Говорят, его предматчевые установки часто сводились к одной фразе: «Джентльмены, два очка». Значит, он умел чем-то другим, а не пламенными речами, вдохновить своих парней на победу. Его клубы выигрывали чемпионаты Нидерландов, Бельгии, Германии и Австрии (примечательно, что Австрия в хронологическом порядке была последней). Более того, Хаппель стал первым тренером, завоевавшим Кубок чемпионов с двумя командами. Со временем этот рекорд повторил Оттмар Хитцфельд, но он покорял европейскую вершину только с немцами, тогда как Хаппель – с клубами из разных государств. Свой первый Кубок чемпионов он выиграл с голландским «Фейеноордом» в 1970 году, а второй – с немецким «Гамбургом» в 1983-м.

Наивысшим достижением на уровне сборных для Хаппеля стала работа с Нидерландами на чемпионате мира 1978 года. В стране помнили разочарование предыдущего первенства и считали, что больше надеяться не на что, ведь новая команда была ослаблена из-за отсутствия Йохана Круиффа. Но это не помешало Хаппелю повторить успех своего предшественника Михелса и вновь вывес­ти коллектив в финал. Ну а то, что в решающем матче ему опять было суждено встретиться с хозяевами чемпионата и проиграть… Что ж, такова, видимо, несчастливая голландская доля.

Луис Сесар Менотти (р. 1938)
Аргентина

В 1978 году высокий, худой, почти никогда не расстающийся с сигаретой Менотти стал одним из самых известных тренеров в мире. Его боготворила вся Аргентина – страна, чья футбольная сборная считалась фаворитом на каждом чемпионате мира, но впервые сумевшая достигнуть вершины. Ему сразу простили неуравновешенный характер и излишнюю крикливость. Было забыто все, за что еще недавно Менотти подвергался жесткой критике со стороны руководства, болельщиков и даже собственных игроков.

Триумф 1978 года – логическое завершение долгого процесса скрупулезного планирования. Менотти ничего не делал вдруг, неожиданно, ни одного спортсмена не пригласил в сборную, не рассмотрев его кандидатуру со всех сторон. К комплектованию команды он относился особенно тщательно, утверждая: «Первое, о чем нужно беспокоиться, – подбор игроков. Если команда играет неудачно, нельзя сваливать вину на футболистов. За все отвечает тренер. С самого начала у меня не было сомнений в выборе между талантом и физической силой. Я всегда предпочитал талант. Из талантливого человека можно сделать атлета, из атлета же можно сделать только еще более сильного человека».

Благодаря этой философии у Аргентины в 1978 году появился прекрасный состав, восхищавший своим ярким, искрометным, изобретательным футболом. В 1986 году сборная страны снова, под руководством Карлоса Билардо, выиграла чемпионат мира. Но эта команда являла собой противоположность той, что была восемь лет назад, и действовала скучно, прагматично и жестко. Именно поэтому в лексиконе болельщиков появилось два термина – «меноттизмо», обозначающий все лучшее, что есть в аргентинском футболе, и его антоним – «билардизмо».

Мэтт Басби (1909–1994) и Алекс Фергюсон (р. 1941)
Manchester United

Уж если ради кого и следует сделать исключение в нашей условной классификации, то только ради родоначальников футбола – британцев. Англия (что интересно, благодаря преимущественно тренерам-шотландцам) подарила миру Manchester United и Liverpool, которые и сейчас занимают ведущие позиции в Европе. И в истории каждого из этих клубов есть два в равной степени выдающихся тренера.

Сегодня это покажется странным, но после Второй мировой войны Manchester United находился в тени другой команды из того же города – Manchester City. Ситуация кардинально изменилась с приходом на тренерский мостик Мэтта Басби. Шотландец быстро создал коллектив, четырежды ставший вторым призером чемпионата, а в 1952 году наконец-то выигравший его. Вслед за этим началась еще более яркая эпоха, и в середине 1950-х молодые футболисты, прозванные «малышами Басби», снискали славу одних из лучших в Европе. Они бы непременно выиграли Кубок чемпионов, если бы не страшная авиакатастрофа 6 февраля 1958 года, унесшая жизни многих замечательных спортсменов. Сам Басби чудом выжил и вскоре принялся возрождать MU, построив новую команду вокруг Бобби Чарльтона – одного из немногих, переживших мюнхенскую трагедию. И спустя десять лет, в 1968 году, Manchester United все-таки стал первым английским клубом, завоевавшим Кубок чемпионов.

После того как в 1971 году Мэтт отошел от дел, Манчестер мечтал о появлении его наследника пятнадцать лет – пока не пришел Алекс Фергюсон, к тому времени уже завоевавший с Aberdeen десять трофеев в Шотландии и Европе. И с начала 1990-х MU снова вернулся на прежний уровень. С тех пор он выиграл около тридцати турниров, а триумф в Лиге чемпионов 1999 года окончательно утвердил сэра Алекса в качестве преемника сэра Мэтта. Фергюсон – единственный в нашем списке действующий тренер, и это логично, потому что его смело можно причислить к рангу великих, не дожидаясь окончания фантастической карьеры.

Билл Шенкли (1913–1981) и Боб Пейсли (1919–1996)
Liverpool

В истории Liverpool и Manchester United много общего. К моменту прихода Билла Шенкли Liverpool влачил незавидное существование в нижней части таблицы второго английского дивизиона, а ведущим клубом города был Everton. Но еще один шотландец, возглавивший команду в 1959 году, резко изменил положение вещей. Уже в 1962-м Liverpool вернулся в высший эшелон, а спустя два года стал чемпионом Англии, сместив с вершины ненавистный Everton. Затем были победы в Кубке Англии, Кубке UEFA и еще два чемпионских титула. Liverpool прочно закрепился в числе лидеров английского футбола, а Билл Шенкли снискал славу превосходного тренера. Во многом это произошло благодаря его уникальным личностным свойствам. Будучи человеком из народа, он всегда находил общий язык с болельщиками, а его остроты и крылатые фразы подхватывали все вокруг. Так называемые «шенклизмы» прочно вошли в британский футбольный фольклор. Самый знаменитый из них родился во время одной телепередачи, когда тренеру сказали: «Многие считают, что футбол для вас – дело жизни и смерти». «Послушайте, – ответил он, – это не так. Футбол гораздо важнее».

Помимо прочего, Шенкли заложил в Liverpool и традицию преемственности. Тренера сменял его помощник, выходец из так называемой «бут-рум» (в комнате, где сушились бутсы игроков, Билл любил устраивать совещания со своим штабом). Именно таким преемником стал в 1974 году Боб Пейсли (единственный в нашем списке англичанин), проведший в Liverpool всю свою жизнь. В 1939–1954 годах он играл за клуб, а затем стал ассистентом Шенкли. Сменив его, Пейсли за девять лет добился несравненных успехов. Под его руководством клуб завоевал 19 трофеев, включая три Кубка чемпионов (в 1977, 1978 и 1981-м). С точки зрения достижений он, бесспорно, превзошел своего учителя, но когда речь идет о величии тренера, сравнительные степени неуместны – нельзя быть ни более и ни менее великим. Достаточно того, что Пейсли встал в один ряд с другими легендарными наставниками, о которых мы вели здесь свой рассказ.