За удовольствие нужно платить. А за такое дорогое удовольствие, как футбольный клуб, в России с каждым годом приходится платить все больше. Только за последние пять лет суммарный бюджет всех команд российской премьер-лиги в долларовом эквиваленте возрос почти в четыре раза. Проблема в том, что «гонка бюджетов» экономически необоснованна. Большинство клубов поглощают средства почище любой «черной дыры».
В ведущих европейских чемпионатах (Англия, Италия, Испания, Германия) топ-команды не просто сводят концы с концами, но и получают существенную прибыль. И это при бюджетах в 300–500 миллионов долларов. Там, на далеком европейском Западе, клубы зарабатывают себе на жизнь сами, за счет продажи билетов (абонементов), атрибутики и прав на телетрансляции, а также благодаря грамотной трансферной политике.
Однако в России подобное невозможно. Несмотря на нашумевший контракт с «НТВ+», договор с «Первым каналом», трансляции на «Спорте» и региональных телеканалах, суммарные доходы клубов невелики – максимум несколько миллионов долларов в год. К примеру, самый востребованный в эфире «Первого канала» клуб ЦСКА в 2007-м получил за это лишь 2,5 миллиона долларов. Деньги, равнозначные зарплате одного-единственного футболиста топ-уровня и, конечно же, несравнимые с бюджетами российских команд. На данный момент эксперты сходятся во мнении, что самый большой бюджет в премьер-лиге у действующего чемпиона – «Зенита». Точных цифр питерцы не раскрывают, но речь идет ориентировочно о 100–120 миллионах долларов на сезон-2008. Естественно, тратит клуб куда больше, чем зарабатывает (хотя продажа словацкого защитника Мартина Шкртела в Liverpool за 13 миллионов долларов – очень выгодная сделка), и львиную долю расходов (около 80 процентов) покрывает его владелец – Газпром. «Бедняки» премьер-лиги тоже не стоят на месте. К примеру, самый малобюджетный коллектив российского элитного дивизиона – «Спартак» из Нальчика при помощи местных властей в 2008-м увеличил свои расходы в два раза по сравнению с 2007-м: с 8 до 16 миллионов долларов.
На пользу ли идет такой бурный рост затрат? Не лучше ли жить по средствам? «Увеличение бюджетов – совершенно нормальное явление. Пусть происходящее слабо соотносится с реалиями экономики, но это естественная гарантия того, что у нашего чемпионата есть перспективы. Возьмите, к примеру, первенство Франции, где клубы по бюджетам значительно уступают английским и испанским. Вот и приходится прекрасным французским футболистам играть за границей. Не хотелось бы, чтобы с лучшими российскими спортсменами происходило нечто подобное», – считает экс-генеральный директор «Зенита» Илья Черкасов. И действительно, можно вспомнить начало 1990-х, когда практически все стоящие российские футболисты в поисках лучшей доли разъехались на заработки, в том числе в совсем небогатые австрийские, израильские, кипрские клубы. Даже верхняя планка зарплат в российских командах тогда была чрезвычайно низка.
Впрочем, сегодня вероятность массового оттока талантов в Европу ничтожна мала. Годовым доходом в миллион долларов уже никого не удивишь, и в России суперзвезды наподобие Андрея Аршавина получают значительно больше. Лучшие финансовые условия и перспективы роста могут предложить только европейские гранды, а там россияне, мягко говоря, не котируются. Поэтому сейчас русских за кордоном можно пересчитать по пальцам, и едут в основном те, кому нужен новый импульс в карьере. Так было с Александром Кержаковым, который уже вернулся из Sevilla на родину. Так сейчас дело обстоит с Дмитрием Булыкиным (леверкузенский Bayer 04) и Маратом Измайловым (лиссабонский Sporting). Зато российский чемпионат проявил себя как перевалочный пункт для восточноевропейцев. Помимо словака Шкртела, в суперклубы трудоустроились сербы Неманья Видич (Manchester United) и Бранислав Иванович (Chelsea). Последнего «Локомотив» минувшей зимой продал за 18 миллионов долларов, хотя купил у белградского OFK всего лишь за 2,5 миллиона (по другим сведениям – и вовсе за 700 тысяч). Может, вот она, «золотая жила» для русских клубов? Увы, суровая действительность разбивает подобные надежды в пух и прах: на каждое удачное вложение капитала приходится несколько трансферных осечек. Взять хотя бы приснопамятное португальское нашествие в московское «Динамо».
Ничего не остается, как уповать на богатых меценатов. Московские и питерский клубы премьер-лиги таких уже нашли. «Зенит» в конце 2005 года взял под крыло Газпром, генеральный спонсор ЦСКА – второй по величине банк страны ВТБ. Футбольный клуб «Москва» содержит миллиардер Михаил Прохоров, 60 процентов расходов «Спартака» покрывает из собственных средств вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун, «Локомотив» получает деньги от РЖД. Недавно новым генеральным спонсором «Динамо» стала компания «Металлоинвест», принадлежащая Алишеру Усманову. Предполагается, что этот шаг должен позитивно отразиться на имидже самого Усманова (кстати, бизнесмен – еще и совладелец лондонского Arsenal) и его горно-металлургического холдинга на территории России.
Расходы «Спартака» и «Локомотива» в 2008-м составят около 70–75 миллионов долларов, «Москва» потратит порядка 40–50 миллионов. Данные по ЦСКА и «Динамо» известны точно, так как вместе с пермским «Амкаром» они входят в число трех участников премьер-лиги, открывших свои бюджеты. К примеру, ЦСКА без учета трансферных расходов потратит 49,5 миллиона долларов, заработает 49,6. Доходы сложены из отчислений от спонсорства и рекламы (19,7 миллиона), трансферов (12,9), отчислений телеканалов, прибыли от участия в коммерческих турнирах (11,3), продажи билетов и атрибутики (5,6). Самая затратная статья – зарплаты футболистам и персоналу (28,7 миллиона долларов). Также деньги пойдут на финансовую и административную деятельность, налоги, организацию тренировочного процесса и непосредственно на участие в соревнованиях.
«Динамо» планирует потратить 41 миллион долларов (20, правда, дополнительно выделено в резервный фонд), более бедный «Амкар» – около 21 миллиона долларов по нынешнему курсу. Причем 150 миллионов рублей на содержание команды дает администрация Пермского края. Схожая ситуация и в других провинциальных коллективах, которым в условиях отсутствия помощи со стороны крупных корпораций приходится уповать на благодушие местных властей. Правда, самарские «Крылья Советов» после нескольких лет мытарств обрели-таки крупного спонсора в лице Рособоронэкспорта и с бюджетом под 50 миллионов долларов способны замахнуться на путевку на Кубок UEFA. Выделяются на общем фоне и «Рубин» с «Тереком». Казанский клуб пользуется поддержкой правительства Татарстана, одного из самых благополучных в экономическом плане регионов РФ. В финансовом отношении «Рубин» находится на одном уровне со столичными клубами, о чем свидетельствуют приобретения нескольких ярких игроков. Что касается «Терека», то его, по меткому утверждению Черкасова, вообще можно назвать нацпроектом. Футбольная команда столицы Чечни в премьер-лиге – это символ возрождения республики. Однако надо отдать должное президенту республики Рамзану Кадырову, который не делает из «Терека» суперклуб любой ценой: по бюджету он находится в середине турнирной таблицы.
Нет сомнений, что в ближайшие годы расходы команд продолжат расти стахановскими темпами. «Беднякам» остается только посочувствовать – возможно, не все из них выдержат «гонку вооружений», а кто-то вообще сойдет с дистанции (в это межсезонье, к примеру, ярославский «Шинник» не без труда решил проблемы с финансированием). Но спасение утопающих – дело рук самих утопающих. А цель наших суперклубов – догнать и в идеале перегнать европейские. Так что раскрывайте пошире кошельки, господа меценаты: кутить – так кутить.