Оптимизатор

Большой спорт №6-8(34) Лето 2009
Дмитрий Маслов
О секретах спортивного успеха и бизнес-подходе при управлении футбольным клубом в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает президент ФК «Москва» Игорь Дмитриев.

Анализируя перед нынешним сезоном изменения в составах команд, участвующих в чемпионате России по футболу, многие специалисты отмечали, что по именам игроков ФК «Москва» стал значительно слабее. Главными же приобретениями клуба называли президента Игоря Дмитриева и главного тренера Миодрага Божовича. Однако в итоге такие оценки оказались не совсем справедливыми. Исправно набирая очки и радуя болельщиков качественной игрой, клуб смог войти в число лидеров российского первенства.

О секретах спортивного успеха и бизнес-подходе при управлении футбольным клубом в интервью журналу «Большой спорт» рассказывает президент ФК «Москва» Игорь Дмитриев.

Придя в клуб в ноябре 2008-го, вы заявили, что его структура не совсем соответствует рыночным реалиям. Что изменилось с тех пор?

Пока изменить принципиально структуру ФК «Москва» мне не удалось. В принципе можно работать и по старой схеме, но с ней сложно обеспечить единство коллектива внутри клуба. А это фундамент, на котором базируется работа любого спортивного объединения. Каждому клубу нужны качественные футболисты, грамотный тренерский штаб и адекватный менеджмент, но все эти компоненты необходимо объединить одной целью. Это легче сделать, когда все находится в единой структуре, а сейчас клуб рассредоточен по нескольким юридическим лицам. Такая схема облегчает процесс контроля финансовых потоков и бюджетирования, но рано или поздно провоцирует конфликт интересов.

Сегодня, не меняя структуру клуба, мне удалось найти баланс интересов на уровне руководителей подразделений. Мы перераспределили некоторые обязанности, в клуб пришли новые сотрудники, искренне любящие футбол и жаждущие работать.

В условиях кризиса цены минимальные, и входить в спортивный бизнес для тех, кто смотрит в будущее, лучше именно сейчас. Но надо понимать, что сама тема спортивного бизнеса специфическая, здесь очень сложно добиться прозрачности. Потенциальные инвесторы опасаются большого количества «скелетов в шкафу». В ФК «Москва» еще с прошлого года проводилась «инвентаризация» этих самых «скелетов», мы ментально, организационно и структурно готовы к диалогу

А считаете ли вы нынешнее штатное расписание клуба оптимальным?

Пока нет. На мой взгляд, его надо даже расширять. Прежде всего, меня не удовлетворяет работа со спонсорами, рекламодателями и болельщиками. Но для того чтобы развернуть в этом направлении эффективную деятельность, надо увеличить количество квалифицированных сотрудников и найти для этого необходимые средства.

Нередко приходится слышать, что в России не хватает качественных спортивных менеджеров. Как человек, занимавший посты топ-менеджера и в далеких от спорта структурах, вы видите какую-то специфику именно в спортивном менеджменте?

Действительно, специалистов не хватает, хотя сейчас по специальности «спортивный менеджмент» можно получить профессиональное образование. Правда, спорт – слишком специфическая область, и одного теоретического базиса здесь недостаточно. Не имея опыта предпринимательства, сложно понять, каким стандартам соответствовать, чтобы быть востребованным не конкретным руководителем, а системой. Для появления поколения сильных спортивных менеджеров нужен определенный инкубационный период. В бизнесе закон о кооперации был принят в 1987 году, но большая прослойка профессиональных менеджеров появилась лишь через десять лет. Думаю, так будет и в спорте. Пока большинство спортивных проектов в России – это осваивание выделенных денежных сумм.

Комфортно ли вам работать в условиях неоднородности российского футбольного сообщества?

В разных клубах условия реализации управленческого потенциала существенно различаются. Но когда человек соглашается на определенную должность, он, как правило, представляет, на что идет. Мой предыдущий опыт в спортивных организациях давал адекватное осознание происходящего. У меня есть понимание ситуации в других клубах, соответственно, я знаю, как и с кем выстраивать отношения. В этом плане, конечно, помог опыт работы в российской футбольной премьер-лиге.

Придя в клуб, вы выразили недовольство большим количеством находящихся на контракте высокооплачиваемых игроков. А как же необходимость иметь два равноценных состава, о которой многие говорят?

Это вопрос дискуссионный. Часто слышу: сезон длинный, для решения серьезных задач нужно иметь двух-трех кандидатов на каждую позицию. Но это не бизнес-постановка вопроса, а решение задачи ради нее самой и готовность выделить для этого максимальные средства. В любом случае среди игроков должна быть конкуренция – чтобы не расслаблялись. Но что такое три равноценных футболиста на каждую позицию с точки зрения экономики? У них должны быть схожие условия контрактов, а в клубах высокого уровня это очень приличные деньги. Однако в ФК «Москва» мы старались избавиться от ситуации, в которой на каждую позицию претендуют по два-три опытных футболиста, не только по финансовым причинам, но и потому, что в клубе хорошая молодежь. Им нужно дать возможность тренироваться с основным составом, проявлять себя на уровне премьер-лиги, дать почувствовать большой футбол. Отчасти наш расчет оправдался – некоторые молодые игроки уже заявили о себе. Надеюсь, в следующем сезоне о них можно будет говорить как о сложившихся мастерах, соответству­ющих уровню премьер-лиги.

Выступающие на правах аренды за другие клубы аргентинцы Макси Моралес, Макси Лопес, Пабло Барриентос приносят клубу убытки или доход?

Затрат не несем и даже имеем небольшой доход, что в нынешних экономических условиях не так уж плохо. Но считаю ставку на молодых иностранных игроков для ФК «Москва» в принципе ошибочной. Для того чтобы интегрировать их в российский футбольный клуб, надо создать целую инфраструктуру, которая бы решала их проблемы изучения языка, адаптированности в иную культурную и жизненную среду. Такая структура дорогостоящая, и не факт, что результат будет положительным. Я сталкивался с ситуациями, когда футболист подписывает долгосрочный контракт, получает подъемные, а через полгода заявляет, что вообще не хотел играть в России. В клубе появляется проблема наличия немотивированного игрока, разлагающе действующего на других футболистов. А потом выясняется, что это даже не каприз этого парня: просто агенты наобещали ему, что в России он отыграет максимум полгода-год, а потом отправится в Европу.

Придя в ваш клуб, тренер Миодраг Божович поставил условие приглашения помощников-иностранцев?

Он просил об этом в ходе переговоров. Мы согласились, но в тренерском штабе есть и россияне. Считаю, что руководству клуба и тренерскому штабу повезло друг с другом – мы быстро прошли период притирки и сейчас испытываем профессиональное удовлетворение от работы. Нет ни языковых, ни ментальных проблем.

Информация о том, что ваш клуб покупает компания Red Bull, имела очень широкий резонанс. Прокомментируйте ее, пожалуйста.

Это слухи, появившиеся в издании, работающем по известному принципу: чем чудовищнее ложь, тем проще в нее поверить.

Перед началом сезона вы заявляли, что, возможно, удастся сверстать бездефицитный бюджет. Так удалось или нет?

Небольшой дефицит сегодня все же есть, но не все возможности по его покрытию исчерпаны – мы имеем собственные наработки, к тому же надеемся, что со стороны акционеров будет выделено дополнительное финансирование. Дефицит возник во многом из-за того, что бюджет верстался в октябре–ноябре, доходные статьи были рублевыми, а обязательства – валютными. Если бы курс остался в рамках октября–ноября, бюджет был бы бездефицитным.

Часто говорят: сезон длинный, для решения серьезных задач нужно иметь два-три кандидата на каждую позицию. Но это не бизнес-постановка вопроса, а решение задачи ради нее самой. Что такое три равноценных футболиста на каждую позицию с точки зрения экономики? Ведь у них должны быть схожие условия контрактов, а в клубах высокого уровня это очень приличные деньги

Реально ли для футбольного клуба найти спонсора, готового инвестировать средства по маркетингово-экономическим мотивам, а не по разнарядке?

Думаю, такие возможности существуют. Инвестирование в спорт – очень долгосрочная программа. Даже если через год-два не произойдет возврата к докризисному уровню, мир научится стабильно функционировать в сложившихся условиях. Будут компании, бьющиеся за увеличение доли рынка, объема продаж. Развитие транснациональных корпораций невозможно без участия в спортивных проектах, а футбол – социальное явление. В условиях кризиса цены минимальные, и входить в спортивный бизнес для тех, кто смотрит в будущее, лучше именно сейчас. Но надо понимать, что сама тема спортивного бизнеса специфическая, здесь очень сложно добиться прозрачности. Много информации имеет статус коммерческой тайны. Это ведь не ГОСТированный продукт, когда можно потребовать возврата в случае ненадлежащего его качества. Потенциальные инвесторы опасаются большого количества «скелетов в шкафу». В ФК «Москва» еще с прошлого года проводилась «инвентаризация» этих самых «скелетов», мы ментально, организационно и структурно готовы к диалогу.

ФК «Москва» занимает последнее место среди столичных клубов премьер-лиги по количеству болельщиков. В чем вы видите резерв для роста?

Задолго до того, как я пришел в клуб, была выработана довольно эффективная стратегия. И речь идет не о «переквалификации» спартаковских или динамовских болельщиков, а о работе с инертной аудиторией и молодежью, входящей в возраст осознанного выбора. Это длительный процесс, для поддержания тренда нужны неожиданные, но адекватные ходы. Мы не хотим выпестовать нежелательные агрессивные фан-движения, поэтому существуют барьеры, которые ни при каких обстоятельствах мы не перейдем.

Какой результат по итогам сезона позволит вам сделать вывод, что он удался?

Если турнирная таблица будет такой же, как и по итогам десяти туров. Но думаю, что тренерский штаб и некоторые игроки не удовлетворятся четвертым местом. Однако нашу команду недооценивают. Мне нравится, что в абсолютном большинстве матчей нынешнего сезона все зависело от того, как мы играли: если хорошо – у соперника не было никаких шансов. Если мы сохраним такой настрой, результат будет зависеть лишь от спортивных факторов. По большому счету нас устроит любое место, соответствующее нашему труду и отдаче. Мы хотим получить только то, что заслужили.