Считается, что именно эта дисциплина способствует наиболее гармоничному развитию человеческого тела. И действительно, спортивная гимнастика – это прежде всего соперничество в красоте, изяществе и грациозности. Первые гимнасты-олимпийцы и вовсе были мастерами на все руки. Так, на Играх 1896 года в Афинах немец Карл Шуман не только стал чемпионом в трех гимнастических дисциплинах, но и победил в состязании борцов, попутно приняв участие еще и в споре тяжелоатлетов. Однако впоследствии олимпийская программа по спортивной гимнастике настолько расширилась, что лучшим мастерам удавалось собирать огромные коллекции медалей, не переключаясь на другие дисциплины. Сегодня спортивная гимнастика – один из самых «медалеемких» видов спорта, в котором на Олимпиадах разыгрывается 14 комплектов наград.
Кто знает, сколько чемпионских титулов досталось бы венгерке Агнеш Келети, не укради у нее лучшие годы Вторая мировая война. В 1940-м ей было всего 19 лет, и она считалась главной надеждой своей страны на предстоящих Играх, в итоге так и не состоявшихся из-за военных действий. Гимнастка, родившаяся в еврейской семье, была вынуждена долгие годы скрываться от нацистов в глухой деревне. Ее родственникам повезло меньше: отец умер в Аушвице, а мать и сестру, спасенных было Раулем Валленбергом, впоследствии обнаружили и тоже отправили в концентрационный лагерь, но они сумели выжить и после войны воссоединились с Агнеш.
В мирное время Келети вернулась в спорт и получила право выступить на Олимпиаде-48 в Лондоне, однако из-за тяжелой травмы пропустила соревнования. Лишь в 1952-м Агнеш дебютировала на Играх, вернувшись из Хельсинки с золотой медалью в вольных упражнениях. Звездным же часом для гимнастки стала Олимпиада-56 в Мельбурне, где Келети завоевала четыре титула, – и это в 35 лет! Но на родину Агнеш медали не привезла: во время Олимпийских игр пришло известие о вторжении советских войск в Венгрию и 44 венгерских спортсмена, включая Келети, приняли решение остаться в Австралии. Годом позже она перебралась в Израиль, где снова смогла встретиться с матерью и сестрой.
В Мельбурне упорную борьбу за первенство с Агнеш Келети вела представительница мощнейшей советской школы Лариса Латынина, и в одном из видов программы – вольных упражнениях они поделили первое место. Всего же на счету Келети оказалось четыре золотых медали и две серебряных, на счету Латыниной – также четыре золота, серебро и бронза. Но если для венгерки те Игры были последними, то ее 22-летнюю соперницу впереди ждали еще две Олимпиады. Рим-60 принес Латыниной три чемпионских титула, Токио-64 – два. Общее же количество наград на каждых Играх оставалось неизменным – шесть, как были неизменными и победы Латыниной в вольных упражнениях и в командных состязаниях.
Советская гимнастика подарила миру плеяду многократных олимпийских чемпионов: у современников Латыниной Виктора Чукарина и Бориса Шахлина, а также у их последователя Николая Андрианова по семь высших наград. Но Латынина сумела установить феноменальный рекорд: восемнадцать медалей, ровно половина из которых были золотыми. Интересно, что в гимнастику она пришла случайно, когда перебралась из родного Херсона в Киев для учебы в Политехническом институте. В Херсоне же девушка занялась балетом, но была вынуждена бросить искусство после отъезда из города своего хореографа. Так мир, возможно, потерял прекрасную балерину, но приобрел талантливую гимнастку.
В прошлом году американский пловец Майкл Фелпс побил один из рекордов Латыниной: теперь он 14-кратный олимпийский чемпион. Кстати, Лариса Семеновна одной из первых отправила ему в Пекин поздравительную телеграмму. Но два достижения по-прежнему принадлежат ей: по общему количеству медалей (их у Фелпса 16) и по количеству наград в индивидуальных видах программы (14 против 10 у Фелпса). Возможно, в Лондоне-2012 Майкл сумеет побить и эти рекорды, но в гимнастике вряд ли это кому-нибудь удастся в обозримом будущем.
В 1960-е годы на гимнастическом олимпе воцарилась новая королева – Вера Чаславска из Чехословакии. Только она сумела, как и Латынина, стать абсолютной чемпионкой на двух Играх подряд – в 1964 году в Токио и четыре года спустя в Мехико. Есть и еще кое-что, объединяющее этих великих спортсменок: Чаславска тоже не сразу пришла в гимнастику, поначалу увлекшись фигурным катанием. Но, сменив вид спорта, ни разу об этом не пожалела. Еще бы – 11 медалей, из них семь золотых! Причем все семь высших наград были завоеваны Верой в индивидуальных видах программы, что и сегодня остается рекордом для гимнастики.
А ведь она могла и не попасть в Мехико. Весной 1968-го, когда советские войска вторглись в ЧССР, Чаславска открыто выступила в защиту демократии и подписала знаменитый манифест Людвига Вацулика «Две тысячи слов». После чего, опасаясь ареста, провела несколько недель в горах и при этом продолжала тренироваться, хотя ее шансы на поездку на Олимпиаду казались весьма призрачными. Но в последний момент власти все-таки дали добро на выезд.
Однако медали и титулы не спасли Веру от гонений по возвращении на родину из Мехико. Причиной тому стала тихая, но очевидная для всего мирового сообщества акция протеста. Главными соперницами Чаславской были, разумеется, советские гимнастки, и в двух случаях судьи приняли весьма сомнительные решения. Когда она уже стала лучшей в упражнениях на бревне, жюри задним числом подняло оценки Ларисы Петрик в квалификации, и получилось, что обе спортсменки показали одинаковый итоговый результат, разделив первое место. Многие наблюдатели были убеждены, что и присуждение золота в упражнениях на бревне Наталье Кучинской также обуславливалось не спортивными, а политическими причинами.
На обеих церемониях награждения во время исполнения советского гимна Чаславска опускала глаза и отворачивала голову от советского флага, за что подверглась гонениям на родине – став невыездной, спортсменка была вынуждена закончить карьеру. Лишь после падения коммунистического режима Вере воздали должные почести.
В мужской гимнастике в 1960–1970-е годы не было равных японцам. Пять раз подряд (1960–1976) сборная Страны восходящего солнца побеждала в командных состязаниях, а ее лидеры – Юкио Эндо и Савао Като задавали тон в индивидуальных видах программы. В результате Эндо завоевал пять золотых медалей, а Като – восемь, что по-прежнему является рекордом для мужской гимнастики. В 1976 году в Монреале Савао был близок к тому, чтобы стать первым в истории трехкратным абсолютным олимпийским чемпионом, но его сумел остановить Николай Андрианов.
После его ухода из спорта победы начали обходить японцев стороной. Следующего успеха в командных состязаниях они добились лишь в 2004-м в Афинах. Примечательно, что и к этому триумфу приложил руку все тот же Като, хотя в данном случае его вклад оказался весьма противоречивым. Дело в том, что, будучи главным судьей состязаний, прославленный гимнаст не допустил американца Бретта Макклюра к упражнениям на перекладине, усмотрев в его программе несоответствие регламенту. Макклюру срочно пришлось выстроить другую программу, которую, что вполне закономерно, он исполнил неудачно. В конечном счете это и позволило японской команде обойти американцев. Впрочем, никто не пытался обвинить великого в прошлом гимнаста, а ныне профессора университета Цукубы в предвзятости. Ну разве что в излишней педантичности.
В гимнастике постепенно наступала эра тинейджеров, начало которой положила в 1972 году трехкратная чемпионка Мюнхена 17-летняя Ольга Корбут. За следующие четыре года акселерация достигла невиданных темпов, и в Монреале-76 зажглась звезда 14-летней Нади Команечи. На Олимпиаду она прибыла уже в ранге четырехкратной чемпионки мира, и три ее олимпийских титула не стали сюрпризом. При этом она первой в истории получила за выступление идеальную оценку – 10 баллов.
В общей сложности на двух Олимпиадах Надя завоевала пять золотых, три серебряные и бронзовую медаль. Это далеко не самая впечатляющая коллекция в истории, однако никто из гимнасток, даже более титулованных, не может сравниться с ней по популярности. На протяжении десятилетий Команечи считается самой узнаваемой представительницей этого вида спорта, пропаганде которого она посвятила всю жизнь. Кстати, свою карьеру спортсменка закончила в 1981-м, когда ей было всего-навсего 19 лет.
Вскоре после ухода Команечи отправилась в турне по США, в ходе которого ее тренер Бела Кароли попросила политического убежища. Надя же вернулась домой, о чем вскоре сильно пожалела: за ней установили постоянное наблюдение и долго не выпускали из страны. В ноябре 1989-го, за несколько недель до революции, она все-таки сумела сбежать в Америку через Венгрию и Австрию. Жизнь на новом месте поначалу складывалась непросто, но со временем Команечи преодолела трудности и вновь занялась популяризацией гимнастики. В результате Надя – единственный кавалер двух олимпийских орденов и первая спортсменка, которой доверили выступить на Ассамблее ООН.
Некогда одной из ведущих гимнастических держав была Италия, давшая миру абсолютных олимпийских чемпионов Альберто Бралью (1908, 1912), Джорджо Дзампори (1920) и Ромео Нери (1932). А в период с 1912 по 1932 год итальянцы четырежды праздновали успех в командных состязаниях. Со временем все эти достижения были перекрыты советскими гимнастами, но в 1990-е годы снова нашелся атлет, напомнивший о былой славе итальянской гимнастической школы. В те годы уже постепенно наступала эра специализации, когда конкуренция в каждом отдельном виде становилась настолько высока, что мало кто мог рассчитывать на несколько чемпионских титулов одновременно. Каждый мечтающий о громких победах должен был выбирать профилирующий вид и именно в нем совершенствовать свое мастерство. Юри Кеки отдал предпочтение кольцам и на протяжении нескольких лет был одним из мировых лидеров.
В 1993–1997 годах он победил на пяти чемпионатах планеты подряд, а вершиной его карьеры стал успех на Олимпиаде-96 в Атланте. Увы, в преддверии главных стартов его преследовали травмы. Именно они не позволили Кеки выступить в Барселоне-92 и Сиднее-2000. Но в 2004-м 35-летний Юри приехал в Афины, чтобы состязаться с соперниками на 10–15 лет моложе. Неувядающий атлет, несший на церемонии открытия Игр знамя Италии, завоевал бронзовую медаль, которая ценилась не меньше золотой.
При том упорстве, с каким на протяжении последней четверти века идут к спортивным вершинам китайцы, было бы странно, если бы представители Поднебесной со временем громко не заявили о себе в гимнастике. Регулярно завоевывая призовые места еще в 1990-е, они надеялись на домашних Играх-2008 показать максимальный результат.
Абсолютным чемпионом Пекина стал Ван Вэй, впервые поднявшийся на высшую ступень олимпийского пьедестала еще в 2000 году в составе команды. Успех Сиднея китайцы рассчитывали развить и четыре года спустя в Афинах, но тогда их преследовали неудачи: один за другим спортсмены допускали грубые ошибки. Не миновала чаша сия и Ван Вэя, сорвавшегося с перекладины и упустившего шанс в борьбе за абсолютное первенство.
Впрочем, он во многом сам провоцировал неприятности, ведь на протяжении нескольких лет был известен тем, что на всех снарядах выбирал программы с наивысшим коэффициентом сложности. Но, несмотря на неудачи, Ван Вэй оставался верен избранному пути и в преддверии пекинских Игр добился-таки своего. Пять золотых медалей на чемпионатах мира 2006 и 2007 годов сделали его бесспорным фаворитом Игр-2008, и в родных стенах атлет выступил почти безупречно. Не менее уверенно выглядел он и в командных состязаниях, в которых китайцам также не было равных.
Американская гимнастика, как, собственно, и подавляющее большинство всех отраслей деятельности в этой стране, обязана своим расцветом иммигрантам. В 1980–1990-е годы эта дисциплина совершила огромный скачок благодаря таланту знаменитого румынского тренера Белы Кароли, в свое время воспитавшей несравненную Надю Команечи. Успехи же нового тысячелетия стали плодами работы Валерия Люкина, двукратного чемпиона Сеула-88. Вскоре после распада СССР и недолгих выступлений за Казахстан он перебрался в США, где открыл академию. И именно его воспитанницы завоевывали на двух последних Олимпиадах титулы абсолютных чемпионок.
В Афинах-2004 это сделала Карли Паттерсон, а в Пекине-2008 – дочь Валерия и чемпионки миры по художественной гимнастике Анны Кочневой Настя. Родительские гены сказались рано, и, попав в 12 лет в сборную США, Настя уже через год стала абсолютной чемпионкой страны. Затем последовали три титула на Панамериканских играх, четыре – на чемпионатах мира и, как вершина, пять медалей Пекина, одна из которых, в абсолютном первенстве, оказалась золотой.
Акселерация, захлестнувшая спортивную гимнастику в конце 1970-х, заставила Международную федерацию гимнастики (FIG) ввести в этом виде спорта возрастные ограничения – согласно правилу 1997 года спортсмен может принять участие в Олимпиаде только в том случае, если в год ее проведения ему исполняется 16 лет. Однако тесты по определению возраста спортсмена сегодня по-прежнему не могут гарантировать стопроцентного научного результата. Погрешность, составляющая один–два года, создает простор для соответствующих махинаций. Так, на Играх в Пекине в подделке возрастных данных была заподозрена женская сборная Китая. Однако, проведя дополнительное расследование, FIG не выявила каких-либо нарушений.