Символический ныряльщик прыгает в стилизованный бассейн, покрывающийся цветной рябью, – именно этот эпизод рекламного видеоролика с эмблемой лондонских Игр стал причиной невероятного скандала. Из-за частой смены кадров у больных эпилепсией просмотр данного видеошедевра вызвал приступ. В Интернете мгновенно открылся сайт по сбору подписей за смену логотипа. Противников эмблемы поддержал даже мэр Лондона Кен Ливингстон, призвавший «не платить ни пенни ее разработчикам». Ролик пришлось снимать с эфира и в экстренном порядке редактировать. Что напугало британских телезрителей и какую опасность таят в себе современные визуальные эффекты, попытался разобраться лондонский корреспондент журнала BOLSHOI sport.
В 400 году до н. э. Гиппократ писал, что эпилепсия – это заболевание мозга, что люди вскоре перестанут считать ее порождением божественных или дьявольских сил и постигнут, наконец, тайну ее возникновения. Спустя примерно двадцать пять столетий я набираю телефонный номер Мэттью Уолкера, одного из самых известных специалистов по эпилепсии в Великобритании. Уолкер – старший лектор отделения клинической и экспериментальной эпилепсии, почетный невролог-консультант в Национальном неврологическом госпитале и старший сотрудник фонда Wellcome при Британском институте неврологии. И вот первое, что говорит мне Уолкер: об эпилепсии известно слишком мало, чтобы человечество могло однозначно определить причины данного заболевания.
Вынося логотип Олимпиады на суд общественности, организаторы Игр-2012 ожидали критики в свой адрес с самых разных сторон. Их могли обвинить в том, что на разработку эмблемы ушло слишком много денег (скандальное лого стоило британским налогоплательщикам 400 тысяч фунтов стерлингов, или 600 тысяч евро), что логотип выглядит недостаточно впечатляюще (на нем далеко не сразу можно различить цифры 2012), что в эмблеме скрыто неприличное изображение (некоторым зрителям кажется, что они видят на логотипе Лизу Симпсон из популярного мультсериала за совершенно неподобающим занятием) или в том, что такой визуальный символ негативно повлияет на объем продаж сувенирной продукции (так как он мало кому нравится).
Но настоящие неприятности начались, когда по телевидению был показан рекламный видеоролик с эмблемой Игр. Уже через несколько минут на главный офис телекомпании BBC обрушились сотни звонков рассерженных зрителей, которые утверждали, что у лиц, страдающих эпилепсией, просмотр ролика вызвал серьезный приступ. Видеошедевр пришлось немедленно снять с эфира и существенно отредактировать, потратив на эту весьма значительную сумму.
Ясно, что припадки были вызваны не самим логотипом, а кадрами, где спортсмен ныряет в бассейн, после чего на поверхности воды появляется многоцветная рябь. По словам Мэттью Уолкера, мерцающие огни и вспышки действительно могут спровоцировать припадок у некоторых больных. Однако распространенное мнение о том, что вспышки и проблесковые огни опасны для всех эпилептиков, является ошибочным. Лишь 3–5 процентов из них страдают от так называемой «фоточувствительной эпилепсией» – формой заболевания, при которой приступы могут быть вызваны отдельными визуальными стимулами, например, вспышками определенной частотности или некоторыми подвижными образами. У некоторых пациентов Уолкера припадки начинались даже при виде проникающих сквозь листву солнечных лучей или отражения солнца в воде. Подобным образом может воздействовать и проблесковое освещение, применяемое для создания иллюзии медленного движения. Его часто используют на дискотеках в ночных клубах. Бывали также случаи, когда припадки вызвал свет сигнального фонаря машины скорой помощи.
Наиболее частой причиной фоточувствительных эпилептических припадков являются телевизионные и компьютерные экраны. Риск припадка выше, если имеется контраст между цветами. Мэттью Уолкер утверждает, что особенно опасно смотреть телевизор в темной комнате. Не рекомендуется также очень быстро переключать каналы или садиться слишком близко к экрану. В этом смысле пульт дистанционного управления стал очень удачным изобретением. Раньше нужно было каждый раз вставать, чтобы переключить канал, поэтому обычно зрители располагались гораздо ближе к телевизору. Теперь можно спокойно сидеть на достаточном расстоянии от «ящика», благодаря чему негативный эффект от мерцающего изображения снижается. Мониторы компьютеров также таили в себе угрозу, но и в этом случае технические усовершенствования сделали их безопаснее. Считается, что большинство современных компьютерных дисплеев безвреднее телевизионных.
Для людей с фоточувствительной эпилепсией серьезную угрозу по-прежнему представляют видеоигры. Изображения в них часто сменяют друг друга слишком быстро, более того, игроки обычно находятся ближе к экрану, чем те, кто просто смотрит телевизор, и это повышает их восприимчивость. Однако и в этом случае все зависит от конкретного организма, поэтому невозможно заранее предугадать, какой эпизод игры может привести к нежелательным последствиям. Опыт Мэттью Уолкера показывает, что фоточувствительной эпилепсией страдают, как правило, пациенты в возрасте от 5 до 30 лет с генетической формой заболевания. Так как при отсутствии припадков диагностировать недуг практически невозможно, многие родители узнают о том, что их дети больны, лишь во время первого приступа, спровоцированного видеоиграми.
Случай с эмблемой лондонской олимпиады – уже не первый, когда конкретная телепередача становится причиной массовых эпилептических припадков. Другой подобный случай – знаменитый японский мультсериал «Покемон», где было чересчур много мерцающих изображений. Тогда мультфильм также пришлось редактировать.
Было предпринято несколько попыток установить, какие именно изображения могут вызывать приступы, чтобы не допустить их проникновение на экраны, но сделать это оказалось очень трудно, поскольку люди реагируют на вспышки и мерцание разного характера и частотности. Один из ведущих британских специалистов по эпилепсии создал специальный прибор, способный измерить, насколько опасен тот или иной видеоряд для страдающих этим заболеванием. Этот прибор определяет, какие видеоэффекты наиболее опасны, и вычисляет, какая частотность может привести к эпилептическим припадкам. Однако он не может быть абсолютно точен, ведь, как уже говорилось выше, некоторым больным достаточно увидеть огни на проезжающей мимо карете скорой помощи, а у некоторых приступ может быть вызван высокочастотным проблесковым освещением. И если одни пациенты испытывают внешне малозаметные болезненные состояния потери внимания (в медицинской практике они называются petit mal – «отсутствие»), то другие страдают от тяжелейших, опасных для жизни припадков, которые могут сопровождаться потерей сознания.
Ясно, что подобный приступ – весьма малоприятный опыт, к тому же он всегда застигает человека врасплох (именно по этой причине эпилептикам не разрешается иметь водительские права). По мнению ряда медиков, постоянная угроза припадка негативно отражается на характере некоторых пациентов: они постепенно теряют вкус к жизни и становятся агрессивными. Непреходящее ощущение опасности накладывает тяжелейший отпечаток на психическое состояние человека.
На протяжении веков эпилепсия считалась необычной болезнью, насылаемой богом или дьяволом. В древности полагали, что пророки во время припадков общаются с высшими силами. И в наши дни во многих культурах люди, страдающие от эпилепсии, становятся изгоями, их нередко считают умственно больными. Это, разумеется, не так. Многие значительные исторические личности были эпилептиками – Александр Македонский, Ленин, Микеланджело, Эдгар По, лорд Байрон. Еще Аристотель указывал на возможную связь между эпилепсией и гениальностью. Он считал, что эпилептиками были великие герои античности Геракл и Аякс.
Так или иначе, видеоролик отредактирован и уже не так опасен, однако эта история не прибавила популярности эмблеме лондонских Игр. Когда ее впервые продемонстрировали на сайте телекомпании BBC, большинство посетителей поставило ей самую низкую из возможных оценок. Однако, несмотря на сомнительные эстетические достоинства эмблемы и скандал с опасным для здоровья мерцанием, организаторы Игр по-прежнему верят, что летняя Олимпиада 2012 года будет одной из самых успешных в истории мирового олимпийского движения.