Голкипер Илья Брызгалов уверен, что настоящим хоккеистом можно стать, только пройдя через жернова NHL. Свой первый матч в этой североамериканской лиге он сыграл в 2001 году, а шесть лет спустя в составе клуба Anaheim Mighty Ducks завоевал самый престижный хоккейный трофей планеты, став, таким образом, 22-м русским, чье имя было выгравировано на серебряной чаше Кубка Стэнли. О правилах игры в NHL и перспективах российской сборной на Олимпиадах в Ванкувере и Сочи Илья Брызгалов рассказывает в интервью журналу BOLSHOI sport.
В одном из своих первых интервью после завоевания Кубка Стэнли вы назвали Калифорнию «лучшим местом на земле, где можно играть в хоккей». «Солнце, тепло, все условия для хоккея, а теперь еще и Кубок Стэнли» – так вы объяснили свою позицию. А если сравнить Тольятти с Калифорнией, на сколько баллов из десяти возможных вы бы оценили родной город?
Давайте не будем затрагивать эту тему. Тольятти – место, где я родился, поэтому просто не могу его оценивать. В это трудно поверить, но люди там просто живут хоккеем. Это, пожалуй, единственный вид спорта, который остался в Тольятти на высшем уровне. Поэтому когда в городе возникают проблемы с хоккейной командой, случаются даже народные демонстрации в ее защиту. Местную команду там любят так же, как и Anaheim Mighty Ducks в Калифорнии.
Сравнивать Калифорнию и Тольятти нельзя еще и потому, что они совершенно разные и по численности населения, и по условиям для тренировок и работы. Они несопоставимы из-за своей непохожести.
В каких еще городах Северной Америки созданы такие же прекрасные условия для игры в хоккей?
В Америке много мест, условия для тренировок в которых приближены к калифорнийским. Ванкувер, Даллас, Флорида, Бостон, Нью-Йорк – возможно, в некоторых из них не такая солнечная погода, но тем не менее есть все, что нужно для эффективной работы. Вообще в Соединенных Штатах и Канаде немало хороших городов, где базируются команды, а люди любят хоккей. Но разница в отношении к этому виду спорта между Америкой и Россией огромная. Американцы относятся к нему как к шоу, в России же его воспринимают совершенно иначе. Но в целом на постсоветском пространстве совершенно утрачена спортивная культура.
Однако несмотря на триумф Anaheim Mighty Ducks, нынешний финал Кубка Стэнли не вызвал слишком большого интереса в США. Рейтинг телетрансляций был необычайно низким – только 1,2 процента американцев смотрели финал, в то время как за прошлогодним противостоянием между Carolina Hurricans и Edmonton Oilers наблюдало вдвое больше зрителей. Чем вы объясните это? Может быть, для рядовых американцев Калифорния – не слишком «хоккейное» место? Насколько вообще популярен данный вид спорта в этом южном штате?
Хоккей в Америке смело можно поставить на четвертое место по популярности после американского футбола, бейсбола и баскетбола. В нем вращаются миллиарды долларов. В Штаты стремятся ради того, чтобы доказать самому себе, что ты состоялся как игрок. Только пройдя через жернова этой страны, ты поймешь, что чего-то стоишь. Есть ребята, которые играют в национальных сборных и говорят, что игроки в NHL не умеют кататься. Так вот эти «не умеющие кататься» забивают по тридцать шайб в сезоне, пять – в play-off и выигрывают Кубок Стэнли. Главная проблема русских заключается в том, что сталкиваясь с трудностями, игроки из России уезжают домой, чтобы там их носили на руках. Они не готовы бороться на равных за место под Солнцем. А в Америке нужно каждый миг доказывать, что ты лучший.
Вопреки распространенному мнению об объединяющей миссии спорта английский писатель Джордж Оруэлл считал, что спорт не сплачивает, а разобщает людей, ведь для победы нужно не просто желание победить, но практически ненависть к противнику. Каждый хоккейный матч – жесточайшее противостояние. В какой степени ненависть движет игроками? Какие чувства вы испытываете, выходя на лед?
Это называется – мыслить по-русски. К примеру, в Америке я не видел ни одной драки на трибунах. Люди просто отдыхают, болеют за ту или иную команду, но не ненавидят друг друга. На площадке происходит все то же самое. Challenge (вызов) – вот то чувство, которое я испытываю к сопернику, когда выхожу на лед. Мы можем подраться, больно ударить друг друга, но после игры все это оказывается забыто. Кстати, если в NHL кто-то играет грязно, он может столкнуться с ненавистью со стороны коллег по команде. Вся лига ополчится против такого спортсмена. На самом деле NHL – очень сплоченный коллектив. Нельзя иметь плохие отношения с игроками другой команды, потому что в следующем сезоне ты можешь оказаться с этими ребятами рука об руку. Это настоящий бизнес, поэтому и партнерство здесь должно быть настоящим.
Насколько внимательно вы следили за последним чемпионатом мира по хоккею, который, как известно, прошел в Москве? Третье место российской сборной – это успех, провал или случайность?
В Канаде еще сохраняется интерес к выступлениям национальной сборной, а вот в США это вообще никого не волнует. Для меня лично чемпионаты мира тоже не стоят на первом месте по значимости. В моем личном рейтинге это лишь третье по важности спортивное мероприятие после Кубка Стэнли и Олимпийских игр. Несмотря на это, я следил за тем, что происходило на московских ледовых аренах, и переживал за Россию. Даже на деньги поспорил с Теему Селянне и проиграл. На фоне того, каких результатов мы добиваемся на последних мировых чемпионатах, третье место для российской сборной – это настоящий успех. А с другой стороны – конечно же, провал, учитывая, какие у нас есть игроки и какими мы обладаем возможностями для того, чтобы достигать самых вершин.
Что мешает развитию русского хоккея сегодня? На что, к примеру, может рассчитывать Россия на Олимпиаде в Ванкувере в 2010 году или на Играх 2014 года, которые пройдут в Сочи?
Да все мешает. Если есть сильное государство, то в этом государстве сильным будет все, начиная со спорта и заканчивая производством комбайнов. В слабом государстве – все, соответственно, слабое. Если власть способна создать базу и атмосферу для того, чтобы спортсмены могли совершенствовать свое мастерство, заниматься и работать с желанием (которого, на мой взгляд, у многих наших ребят нет), то будет какой-то положительный результат. А сегодня в России приходится все выбивать, никому ничего не интересно и не нужно. Поэтому-то в хоккей стали играть хуже, да и в других видах спорта та же тенденция. Даже в 2010 или 2014 году у нас, на мой взгляд, нет никаких шансов. И так будет до тех пор, пока не изменится отношение государства к спорту, пока не будет проводиться работа, направленная на рост каждой категории хоккеистов – и нападающих, и защитников, и вратарей. Только если появится выбор среди профессионалов, удастся создать команду, способную побеждать.
В своих интервью вы неоднократно говорили, что сегодня в России хоккейных вратарей готовят совершенно неправильно. Что в первую очередь должен уметь хороший вратарь? Чем методика подготовки вратарей отличается от методики подготовки других игроков?
Хороший вратарь должен не только уметь отлично кататься, но и быть прекрасно технически оснащен. Кроме того, профессиональному голкиперу необходимо в совершенстве знать нюансы, которых в его деле очень много. В прошлом году в России мы организовали тренинг-кэмп для детей, который пользовался большим успехом. В этом году планировали провести такие же занятия, но у самих сил не хватило, а помочь нам никто не захотел. Оказалось, это никому это не надо. Теперь и у меня желание пропало. В августе меня пригласили в такой же детский лагерь в Америке. Я и решил, что лучше буду работать там, где созданы все условия и есть люди, которым это нужно.
Иногда говорят, что вратарь – это полкоманды. Вы согласны с такой оценкой? В чем преимущества и недостатки данного спортивного амплуа?
Иногда вратарь – намного больше, чем полкоманды. В финале Кубка Стэнли – уж точно все 75 процентов. Дело в том, что голкипер либо герой, либо всегда крайний. Он играет по принципу «все или ничего». И это одновременно и плюс, и минус вратарского амплуа.
Во время этого визита в Россию, на всех мероприятиях, вы передвигаетесь на внедорожнике Range Rover Sport, предоставленной компанией «Независимость». Вас связывает с этой структурой спонсорский контракт?
В компании «Независимость» работают очень дружелюбные и позитивные люди. Однако спонсорских контрактов у меня с ней нет. То, что она предложила мне воспользоваться автомобилем, – это своеобразный жест доброй воли.
Машина, которую мне предоставили, прекрасно ведет себя на дороге. Я ею абсолютно доволен. Думаю, что по приезде в Америку одну из своих BMW отошлю в Москву и куплю себе Range Rover Supercharged в спортивной комплектации.
А с какими компаниями у вас есть спонсорские отношения? Насколько вы востребованы рекламодателями?
У меня контракты только с производителями хоккейной экипировки. Хоккей вообще не слишком востребован в рекламном бизнесе. В основном хоккеисты рекламируют только профессиональные товары. Я тоже это делаю – у меня договор с фирмой, специально для меня создававшей спортивную форму. Я снимаюсь в ее рекламных роликах, участвую в фотосессиях и встречаюсь с клиентами. Но это, пожалуй, все.
В рейтинге самых богатых спортсменов России за 2005 год вы занимали 97-е место. В рейтинге 2006-го оказались уже на 54-й позиции, причем российские СМИ оценили ваш ежегодный доход в один миллион долларов. Это соответствует действительности? И какое место, по вашему мнению, вы займете в рейтинге 2007 года?
Это совсем не соответствует действительности. Мои контракты прозрачны, но, очевидно, российские СМИ не учитывают американские налоги. Мне абсолютно все равно, на каком месте в рейтинге самых богатых людей я окажусь. Для меня важно, чтобы тех денег, которые я зарабатываю, хватало моей семье.
Шведы Стефан Перссон и Андерс Каллур были первыми европейскими хоккеистами, чьи имена появились на серебряной вазе Кубка Стэнли. Однако рекордсменами среди европейцев здесь являются россияне. Начиная с 1994 года 22 русских хоккеиста становились обладателями Кубка Стэнли. Первым вратарем в этом списке стал Николай Хабибуллин, вторым – Илья Брызгалов.
Также этот престижнейший североамериканский хоккейный трофей поднимали над своей головой: 21 игрок из Швеции, 20 – из Чехии, шесть – из Финляндии, по два – из Словакии и Швейцарии, а также по одному хоккеисту из Германии, Латвии, Польши и Украины.
До 1994 года обладателем Кубка Стэнли (с обязательной гравировкой имени на самом кубке) мог стать хоккеист, сыгравший не менее 41 матча в регулярном чемпионате и выходивший на лед хотя бы в одном матче финальной серии. Однако сегодня это правило отменено, и окончательное решение по данному вопросу принимает комиссионер NHL Гари Бэттмен.
Решающий матч Gold Cup Конфедерации футбола стран Северной и Центральной Америки и зоны Карибского моря между сборными США и Мексики смотрели на 41 процент больше телезрителей, чем финал Кубка Стэнли между Anaheim Mighty Ducks и Ottawa Senators. Футбольный матч, транслируемый телеканалом Univison, собрал у экранов 2,83 миллиона зрителей (что равно рейтингу 2,50), в то время как главная хоккейная баталия года, телеправа на которую принадлежат NBC, – лишь 2,005 миллиона человек (рейтинг 1,8).
Примечательно, что в рейтинге Univison учитывались только испаноязычные зрители, поскольку англоязычную трансляцию Gold Cup вел Fox Soccer Channel, у которого примерно 30 миллионов абонентов. Однако этот канал данные по своей аудитории не предоставлял.