В марте, после на редкость мучительного и напряженного межсезонья, футбольная Россия наконец-то отпразднует очередной новый год. Правда, этот праздник получится со слезами на глазах. Несмотря на недавний «еврооптимизм», положение дел в российском футболе лучше не становится. И дело даже не в том, что всех его представителей в той или иной степени постиг злополучный кризис, в ходе которого клубам пришлось проколоть еще одну дырочку в своем и без того тугом ремешке. Самое страшное – кризис продолжает властвовать в умах тех, кто по идее должен искать из него выход.
Как известно, вот уже 20 лет Россия – страна с капиталистическим укладом экономики. И один из основных его принципов (согласно Оксфордскому словарю) – система производства товаров, базирующаяся на рынке и контролируемая финансовыми средствами, используемыми для найма рабочей силы. Но, как часто это бывает, модель российского капитализма из социально ориентированной западноевропейской стремительно трансформировалась в американскую. Но не современную, а 1920-х годов. С контрольным выстрелом в голову.
Именно такой «подарок» в середине минувшего февраля получил от собственных хозяев ФК «Москва», клуб, по итогам минувшего сезона лишь по причине разгильдяйства отдельных его представителей (к тому моменту уже заключивших контракты с другими командами) не занявший в чемпионате призовое место. Причем в данном случае смерть наступила после долгих и продолжительных мучений, в ходе которых состояние пациента то улучшалось, то становилось хуже.
Были ли у «горожан» шансы на другой исход? Вряд ли. Активы клуба – стадион и 15 га земли на берегу Москвы-реки – «хозяева» из «Норильского Никеля» уже переоформили, а ничего другого, представляющего коммерческий интерес, за душой у ФК «Москва» не было. Имелось, правда, название, одолженное с барского плеча мэром города, в свое время обещавшим клубу всемерную поддержку и в трудную минуту бросившим его, как ненужную игрушку. Тем паче что игрушка оказалась дорогой и часто ломалась. А когда клуб, образно выражаясь, снял кепку, под ней не обнаружилось ничего, кроме лысины.
Надежда на помощь государства (правительства) выглядела утопично, о чем умирающей команде не замедлил заботливо сообщить министр спорта Мутко. Да и с чего это вдруг государству помогать после того, как футбол в качестве очередного нацпроекта дискредитировал себя сначала поражением от словенцев, а потом еще и кальяном с миксами? Теперь у нас есть зимняя Олимпиада в Сочи с широкими возможностями освоения весьма крупных средств. Да и что такое ФК «Москва» в социальном аспекте? Жалкая горстка болельщиков, голодовки которых мегаполис, имеющий еще четыре, куда более титулованных команды, казалось, даже не заметил. Другое дело Самара, где местное население нужно чем-то отвлекать от проблем и антиобщественных форм поведения. Это задача гораздо более серьезного масштаба. Впрочем, о ситуации с «Крыльями Советов» чуть позже.
В этой связи становится чрезвычайно любопытно, каким образом нищие «горожане» прошли процедуру лицензирования, предусматривающую тотальную проверку финансовой состоятельности команды. Неужели бухгалтерию РФПЛ настолько впечатлили сделанные президентом Дмитриевым с немалой долей апломба заявления об отсутствии у клуба долгов? Единственным объяснением здесь может являться жгучее и вполне объяснимое желание чиновников лиги облегчить и без того тяжелое положение клуба. Но вот скажите, было бы лучше, если бы «Москва» снялась с чемпионата не перед началом, а по его ходу, что обернулось бы еще одним пятном на и без того не белоснежной скатерти деятельности РФПЛ?
Интересно, что главный тренер «горожан» Миодраг Божович даже в такой ситуации не терял присутствия духа и на сборах не раз устраивал танцы на костях. Самим футболистам больше всего понравился спарринг, в котором «Москва» схлестнулась с «Аланией». Соль шутки была в том, что в качестве владикавказцев выступали те же самые футболисты «Москвы», накануне получившие «оптовое» предложение перейти в стан осетинского «счастливчика».
Кстати, о счастливчике. Не раз и не два приходилось слышать мнение о том, что своеобразным «лаки лузером» (lucky looser) «Алания» стала неспроста. Достаточно просто проанализировать факты. Представители администрации клуба в открытую указывали на крайнее нежелание руководства «Норникеля» вести переговоры с потенциальными покупателями активов «Москвы», которые, надо сказать, были достаточно настойчивыми. Получалось некое подобие собаки на сене: сами не будем и другим не дадим. Сказали – в морг, значит, в морг.
Серым кардиналом всей этой ситуации назывался бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, недавно брошенный на кавказскую амбразуру в качестве полпреда. Поговаривают, что путевка в премьер-лигу досталась владикавказцам именно благодаря его усилиям. Якобы на своей предыдущей должности Хлопонин тепло сдружился с верхушкой «Норникеля». Выводы делайте сами. Интересно, что на это сказали бы в UEFA, который, как известно, жестко пресекает все попытки вмешательства политики в чисто футбольные дела.
Еще одними элитными страдальцами стали самарские «крылышки», которых от воспарения на небеса спас сам Владимир Путин. После «мильона терзаний» волжане решили «потомиться», иначе говоря, пойти по тому пути, по которому летом прошлого года успешно прогулялась сибирская «Томь», в открытую обратившаяся к первым лицам страны. Разнообразных пикантностей в этом трогательном деле о гуманитарной помощи хватило бы на целую книгу. Здесь в сохранении клуба, в отличие от «Москвы», заинтересованы все – и партия, и правительство. То есть и государство, и сама РФПЛ. Первые в свете изрядно напугавшего всех калининградского митинга заботились прежде всего о социальном спокойствии огромного региона (в случае ликвидации клуба самарские болельщики не раз грозились устроить широкомасштабную акцию протеста, чреватую серьезными народными волнениями), а вторые просто не знали, кем в случае чего нехорошего заменить команду в «вышке» – подходящих кандидатов на халявное повышение в классе в первом дивизионе просто не нашлось.
В итоге запятая в амфиболии «выжить нельзя умереть» была поставлена буквально накануне сезона. Долги «Крыльев», по разным оценкам составлявшие от 50 до 82 миллионов долларов (их клуб начал копить еще во времена Германа Ткаченко, назанимавшего у Романа Абрамовича, затем они были увеличены стараниями «блестящего управленца» Барановского и пришедшими ему на смену «Ростехнологиями»), в приказном порядке должны покрыть аж 22 компании. Самое интересное здесь заключалось в том, что некоторые попавшие в этот список реаниматоры о своей благородной миссии узнали… из прессы. А на такое понятие, как «конфликт интересов», в бюрократической суматохе и вовсе никто не обратил никакого внимания. В означенный лист попали сразу три структуры, оказывающие официальную спонсорскую помощь другим клубам РФПЛ: ВТБ владеет акциями «Динамо», РЖД – «Локомотива», а «Сибур» и «Межрегионгаз» принадлежат Газпрому – владельцу «Зенита». Но это, похоже, уже никого не волновало. Шуба с барского плеча передана, а по каким лекалам она сшита – уже не так важно.
3-го февраля российский футбол, как хотелось многим, определил свое ближайшее будущее. Новым президентом РФС выбран Сергей Фурсенко, очередной представитель питерского политического и бизнес-сообщества, наиболее яркие герои которого уже давно перебрались поближе к центру Москвы. Впрочем, глагол «выбран» звучит здесь несколько неуместно: альтернативы не было ровным счетом никакой. Единственный более-менее реальный конкурент экс-президента «Зенита» – глава Национальной академии футбола (НАФ) Сергей Капков снял свою кандидатуру задолго до голосования, сославшись на советы компетентных товарищей. Таким образом, Роману Абрамовичу (напомним, именно он является учредителем НАФ) достаточно прозрачно дали понять, что его влиянию на РФС в частности и на российский футбол в целом пришел конец. Инициативу на футбольном поле перехватил Газпром.
Хотелось бы поподробнее остановиться на некоторых пунктах программы нового президента Союза. Оставим в покое громкий лозунг о том, что Россия непременно должна провести и выиграть чемпионат мира-2018. В любой подобной программе должна быть задекларирована сверхзадача, которую необязательно выполнить, но при этом к ней нужно хотя бы стремиться. Кубок планетарного масштаба в этом контексте, несомненно, имеет вполне подходящий вес.
Некоторые вопросы скрыты в цифрах и фактах, истолкованных уж больно занятно. К примеру, в манифесте Фурсенко указано, что через восемь лет телевизионные права на профессиональный футбол в России будут стоить не менее 500 миллионов долларов в год. Напомним, что нынешний контракт «НТВ-Плюс» с премьер-лигой, заканчивающийся, к слову, в этом сезоне, предусматривает годовую выплату 23 миллионов. Соревнования, проводимые низшими дивизионами, не стоят вообще ничего и обычно выступают в роли довеска к основному продукту, качество которого постепенно растет, но точно не в заявленной прогрессии.
Получается, что к 2018 году телекомпании станут платить за российский футбол почти в 20 раз больше. Но при этом не надо забывать, что телевизионщики – лишь посредники между футбольными клубами и зрителями. Они покупают телеправа, чтобы через «тарелки» и кабельные сети перепродать их нам. Таким образом, фактически в 20 раз больше за футбол будут платить обычные болельщики. Не являются ли подобные заявления реверансом в сторону руководителей ведущих клубов, некоторые из которых уже заявили о своем желании увеличить сумму поступлений от телевещателей минимум в четыре раза?
Цену увеличить, конечно, можно. Но при этом стоит задать вполне очевидный вопрос: а смогут ли клубы в четыре раза улучшить как свою игру, так и всю сопутствующую матчам инфраструктуру, если даже в нынешних реалиях рейтинг самых популярных игр сильно уступает многочисленному «мыльному» ширпотребу? Впрочем, несмотря на очевидность ответа на означенный вопрос, все же стоит признать, что нынешние поступления от энтэвэшников являются поистине смехотворными. Особенно по сравнению с цивилизованной Европой. К примеру, во Франции телеправа на трансляцию матчей элитного дивизиона, уровень которого не намного превышает российский, стоят более 600 миллионов евро в год.
Рассмотрим и еще один указанный в документе пункт, касающийся договорных матчей. Рассуждая о крайней необходимости борьбы со столь постыдным явлением, президент РФС предложил «объявить амнистию по всем делам до 2010 года». С одной стороны, предложение, несомненно, благородное. В том, что договорняки в российском футболе есть, сегодня сомневается, пожалуй, лишь грозненский «Терек». Но это что же получается, оказывается, где-то «эти дела» есть. Иначе на что объявлять амнистию? То ли где-то они припрятаны, то ли для клубов существует некий «обменный банк», ставки в котором сейчас предлагается обнулить. А что в таком случае делать клубам, у которых накопились «долги»? Не отдашь – могут ведь и покалечить.
То, о чем нельзя было говорить и уж тем более писать, действительно существует. Интересно, не дрогнет ли рука у того смельчака, которому будет поручено сжечь все папки с грифами «Для служебного пользования»?
Добровольный самоотвод Капкова фактически сделал неотвратимой и еще одну трагическую реалию. Стало окончательно ясно, что первоочередной задачей президента РФС станет поиск нового главного тренера для сборной. И здесь я позволю себе задать достаточно противоречивый по своей сути вопрос. А был ли он, этот главный тренер? Нет, не так. А был ли этот тренер действительно главным? Вот так будет правильнее. Боже нас упаси сейчас присоединяться к сонму горе-хулителей, которые судят о человеке лишь по его ошибкам. Ошибки у Гуса, несомненно, были (вспомним хотя бы весьма неоднозначный выбор состава на решающие матчи со словенцами), но так ли сильно он в них виноват? Это вопрос. Разве мог он залезть в душу Аршавину, который из лидера сборной в одночасье превратился в пятое колесо телеги? Разве мог он подумать, что зарабатывающие миллионы профессионалы могут позволить себе проводить ночь перед игрой где угодно, но не в собственной постели?
Похоже, выражаясь басенным языком, Хиддинк был виноват лишь в том, что ему очень хотелось кушать. Он элементарно стал заложником тех громадных денег, которые ему заплатил Абрамович. Напомним, изначально размер зарплаты голландского специалиста был достаточно далек от тех 7 миллионов евро, которые Гус начал получать с осени 2008 года. Не раз приходилось слышать крамольную мысль: вот если бы у Хиддинка была совесть, он бы оставил свой пост сразу после матча в Словении. Но, положа руку на сердце, вы бы сами отказались от таких денег добровольно? Тем более что официально его никто не увольнял.
Работа первого иностранного специалиста во главе главной команды страны дала нам большую пищу для размышлений, став своеобразными граблями. Наверняка у нового наставника сборной, поиски которого обещают быть долгими и мучительными (слишком многим требованиям он должен соответствовать), не будет ни сумасшедшей зарплаты, ни свободного посещения, ни бесплатного капучино, ни сборов в дорогих отелях. Ибо все это сильно отвлекает от непосредственной работы. Предполагалось, что Хиддинк будет работать не только с главной командой страны, но и курировать юношеский футбол. Но как его можно курировать, проводя в России от силы неделю в месяц?
Хиддинк – исключение из правил, эдакий гном, живший в сказочной стране. Временами добрый, временами хмурый. Голландец обижался, когда слышал от президента РФС, что он «не волшебник». Президент обижался, когда Гус интеллигентно, но решительно выставлял его из раздевалки сборной. Хиддинку явно не понравилась реакция Мутко на историю с неуплаченными налогами, когда тот публично задался непростым вопросом: «Ну зачем нам с вами тренер, которого будут таскать по судам за неуплату налогов?» Но Хиддинк взял реванш: под суд не пошел, а российская сторона стала платить за него все налоги, что составляло еще примерно половину от оговоренных 7 миллионов. Наконец, ему даже позволили совмещать тренерскую работу в сборной и Chelsea. Ему было позволено все. Отчасти потому, что зарплату ему платил вовсе не его непосредственный работодатель.
Спасибо, Гус, за то, что подарил нам сказку. Но, похоже, специфика России сделала вас уж чересчур русским. Если бы вы оставались европейцем, не было бы ни кальянов, ни предматчевых прогулок по девочкам. А если их и на самом деле не было, вряд ли вы бы смогли их предотвратить. Вы стали слишком сильно доверять своим подопечным. Сделали их своими друзьями. И это стало большой ошибкой. Удачи в Турции!
С точки зрения громких трансферов минувшее межсезонье получилось удивительно бедным. Нет, интересные новости, конечно, есть, к примеру трансфер Кержакова, но после 30 миллионов долларов, что «Зенит» когда-то заплатил за кандидата в сборную Португалии, все эти переходы выглядят карманной мелочью.
С другой стороны, ничего удивительного в исключительной скупости клубов нет. Их владельцы уже давно научились считать копеечку, каждая из которых в условиях мирового финансового кризиса ценится на вес золота. Экономическое положение как минимум половины команд РФПЛ осталось на весьма приличном прошлогоднем уровне, но деньгами разбрасываться они не спешат. Все чаще звучит модный термин «точечная селекция». Время отмыва и оптовых закупок за рубежом безвозвратно прошло – ныне помнящие о жестком лимите на легионеров руководители команд предпочитают не один месяц «вести» потенциального новичка, а уже потом выкладывать за него деньги. Причем не с «северной» надбавкой за нечеловеческие условия труда, а по вполне адекватной цене. И это большой шаг по направлению к окупаемости клубных затрат. Значит, и к реальному, а не мнимому росту уровня чемпионата.
Именно по такому принципу вот уже который год работает ЦСКА, сделавший аж два серьезных приобретения (доставшийся бесплатно Набабкин не в счет). 16-миллионной покупкой Хонды и Думбия президент клуба Гинер не только развеял поползшие было слухи о финансовых проблемах, но и всерьез обозначил свои претензии на чемпионство. И это несмотря на откровенно неудачный внутренний сезон-2009.
Вообще предстоящий чемпионат как никогда богат на золотых претендентов. Практически разрешило свои кадровые проблемы купившее сразу четырех приличных игроков «Динамо», наконец усилившийся любимым Алиевым Семин изжил остатки рахимовщины в «Локомотиве». Чрезвычайно интересно будет посмотреть на работу в Питере проигравшего почти все контрольные матчи Спаллетти, имеющего к тому же серьезные проблемы с недокомплектом передней линии. Неужели Газпром научился экономить?
Не менее занятно будет понаблюдать, каким образом тренер «Спартака» Карпин собирается выигрывать сезон без явного первого номера в воротах, а также с очевидными кадровыми прорехами в полузащите, где на данный момент твердое место в основе имеет лишь гениальный Алекс. Не все в порядке у красно-белых и в обороне.
А что вы думаете по поводу казанских перспектив? Причем не только в чемпионате, где разрешивший неожиданно возникшие финансовые сложности клуб Бердыева вот уже третий раз будет срамить столичных скептиков, но и в финале Кубка UEFA, куда «Рубину» вполне по силам попасть. Многое здесь будет зависеть от формы Бухарова и Семака. Именно последнему, похоже, придется взвалить на свои ветеранские плечи большую часть ставших вакантными полномочий Домингеса.
Итого получается шесть клубов, шансы которых на чемпионство можно назвать равными. Ну, скажем, почти равными.
Еще одной отличительной особенностью грядущего первенства станет исключительно широкий круг клубов с Кавказа, чьи футбольные (а точнее, околофутбольные) традиции всегда вызывали немалые… нарекания. Назовем их так. Все-таки как вовремя Фурсенко возглавил РФС! Вот тут-то мы и последим за «амнистированными» персонажами. Вот тут-то мы и посмотрим, получил ли российский футбол реально деятельного и квалифицированного управленца или очередного демагога, использующего свое кресло в качестве трамплина на пути к куда более престижным кабинетам высокой власти.
В какой-то степени нынешнюю миссию Фурсенко можно сравнить с хлопонинской. Его так же отправили с ножом на медведя. О мастерстве владения Сергея Александровича холодным оружием сложат легенды. Хочется только, чтоб не посмертно.