Из 156 трасс, проложенных по склонам зоны катания Espace Killy, объединяющей курорты Тинь и Валь-д`Изер, лишь две носят имена выдающихся горнолыжников – скоростной спуск ОK, или Orieller-Killy, посвящен олимпийским чемпионам Анри Орейе и Жан-Клоду Килли, тренировавшимся в Валь-д`Изере, фрирайдовый маршрут Guerlain Chicherit назван так в честь Герлена Шишери, четырехкратного чемпиона мира по фрирайду, живущего и катающегося в Тине.
И это не единственное, что сближает этих спортсменов. Как некогда Орейе и Килли, Шишери своим вторым видом спорта считает автогонки и, более того, является действующим обладателем Кубка мира по ралли-рейдам.
О том, что общего между фрирайдом и автоспортом, Герлен Шишери рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
Вы и четырехкратный чемпион мира по фрирайду, и неоднократный призер всевозможных ралли-рейдов, в том числе престижного «Дакара». Так какой же вид спорта является для вас основным: лыжи или автомобили? И насколько навыки фрирайдера помогают вам завоевывать призовые места на «Дакаре»? Или наоборот?
Я не знаю, что люблю больше: снег или рев двигателей. Это совершенно разные стихии. Можно сказать, что я родился на лыжах – впервые встал на них в полтора года, когда еще толком не умел ходить. Горы – моя жизнь. Но о карьере автогонщика мечтал с детства. Первый раз принял участие в ралли в 2002-м, нашел спонсоров и постепенно стал подниматься по спортивной лестнице. Сегодня я официальный пилот команды BMW, действующий чемпион Кубка мира по ралли-рейдам, неоднократный призер «Дакара», в этом году выиграл 11-й этап этого престижнейшего ралли-марафона.
В принципе между катанием вне трасс и участием в ралли-рейдах немало общего: и здесь и там нужны предельная точность, сосредоточенность, умение читать рельеф и правильно прокладывать дорогу. Например, когда несешься на автомобиле по пустыне, важна траектория. Если въедешь на дно дюны, можешь увязнуть, потеряешь драгоценное время. Если же поедешь по хребту, попросту не увидишь, что тебя ждет впереди, а значит, большой риск перевернуться. Надо постоянно смотреть и анализировать рельеф. То же самое ты делаешь, когда ходишь на лыжах вне трасс.
На ралли «Дакар-2010» вашим штурманом была Тина Тернер, единственная женщина – участница знаменитого рейда. Давно ли вы вместе и как сложился ваш спортивный союз? Катается ли Тина на лыжах?
В этом году мы впервые оказались с Тиной в одном экипаже. До этого я ездил с моим другом Матье, но, увы, именно дружеские отношения мешали нам на трассе – Матье просто не мог со мною совладать. А вот Тина справилась. Она очень опытный штурман с колоссальным стажем, работала с такими именитыми гонщиками, как Нассер Аль-Аттия и Колин Макрэ.
Да, Тина катается на горных лыжах, но снег – совсем не ее стихия.
На «Дакаре» вы выступаете за команду BMW. А кто является вашим главным спонсором во фрирайде? В каком виде спорта легче заработать: в автоспорте и участии в ралли-рейдах или во фрирайде?
Я не люблю говорить о деньгах и вообще занимаюсь спортом совсем не ради них. Конечно, звание чемпиона мира по фрирайду помогло мне открыть собственное дело – фирму по производству лыж Coreupt. Это и есть мой основной источник дохода. Что же касается спонсоров, то с автоспортом все понятно – я пилот команды BMW, во фрирайде меня всегда поддерживали марка Vuarnet и курорт Тинь. После того как я начал кататься на собственных лыжах, производители горнолыжного оборудования потеряли ко мне всякий интерес.
Какие цели и задачи вы ставите перед собой в автоспорте? В каких ралли планируете участвовать?
Очень хочу в этом году выиграть Кубок мира по ралли-рейдам и наконец стать чемпионом «Дакара» в следующем.
Судя по всему, вопрос об идеальных лыжах вам можно не задавать. Для вас это Coreupt?
Совершенно верно. Они идеальные, потому что я сам их для себя сделал, с учетом всех требований и пожеланий. Но мои лыжи нравятся не только мне. На XIII зимних X Games, прошедших в американском Аспене в конце января, Ксавьер Бертони выиграл соревнования по суперпайпу именно на Coreupt. Надеюсь, мои лыжи покажут себя и на X Games Europe, которые пройдут в середине марта в Тине. Кстати, Coreupt доступны не только профессионалам, каждый любитель может их заказать через сайт www.coreupt.com. Мы доставим лыжи в течение 48 часов по всему миру.
Фрирайдеры-любители используют широкие и тяжелые лыжи. Но на соревнованиях у многих райдеров короткие и легкие модели. Почему?
Производители делают разные модели для соревнований и массового рынка, считая, что они обязательно должны различаться. Я же придерживаюсь совсем иной точки зрения. Те лыжи, что мы продаем на нашем сайте, абсолютно похожи на профессиональные: те же вес, ширина, размер. Во всех тестах, которые проводились по всему миру – в США, Канаде, Швеции и Франции, почти каждый раз Coreupt занимал первые места. Нас спрашивали: «Как вам удалось?» Ответ прост. Мы не придумали лыжи в офисе, мы разработали их прямо на трассе. Вот основное отличие, и это меняет все.
Как часто вам бывает страшно: в горах и на трассе, во время участия в ралли-рейде? Что, по вашему мнению, опаснее: фрирайд или автоспорт?
В горах мне никогда не было по-настоящему страшно, потому что я всегда стараюсь контролировать ситуацию. Иду на риск, только если полностью уверен в своих силах: чувствую, что готов технически, и заранее смог познакомиться с маршрутом. Кстати, у меня нет ни одной травмы, и это тоже определенный показатель мастерства.
Возможно, именно поэтому участие в «Дакаре» считаю более опасным, чем хождение на лыжах вне трасс. Там мы едем, не зная маршрута, не имея понятия о виражах и качестве дорог. В горах, на соревнованиях по фрирайду, такого, как правило, не происходит.
Что позволяет вам сосредоточиться перед тем, как пустить лыжи вниз по склону на соревновании?
Сосредоточенность и уверенность перед стартом дает только правильная подготовка к соревнованию как с технической, так и с психологической точки зрения.
Где в Европе самые лучшие условия для фрирайда? Какое ваше любимое место катания?
Для меня самое лучшее место в мире – это, конечно же, родной Тинь. На мой взгляд, ни одна горнолыжная станция не предоставляет столь впечатляющих возможностей. Тинь находится в природном горном цирке, и здесь можно кататься буквально везде и отовсюду спускаться до самой станции. Тебе не надо долго идти траверсом, чтобы добраться до хорошей целины. Она начинается прямо у подъемников. Поэтому для меня лучше место для фрирайда в Европе – это Тинь.
И в Тине, который вы так любите, один фрирайдовый маршрут назван вашим именем. Вам особенно нравится этот участок?
Когда курорт решил назвать его моим именем, я был приятно удивлен и очень тронут. Это стало большой честью для меня, признанием моих побед и достижений. В ответ я стараюсь быть хорошим послом Тиня, горнолыжной станции, где я знаю буквально каждый камень и каждый бугор.
В прошлом году вы приезжали в Россию, в Красную Поляну, на этап Freeride Word Tour. И каковы впечатления от снега, рельефа и самих соревнований?
У меня очень хорошие воспоминания о той поездке. Мне понравилось до такой степени, что когда-нибудь я постараюсь провести в России целый месяц, например с конца марта по конец апреля. Кстати, я был не только в Красной Поляне, но и на Камчатке. Вот где действительно потрясающий снег – мягкий и очень качественный. Обязательно приеду туда еще раз.