«Зенит» и немцы

Большой спорт №6(53)
Андрей Супранович
Громкой афиши «Зенит» – Bayern не появлялось в Санкт-Петербурге со времен славной победы в полуфинале Кубка UEFA 2007/2008, когда Кан и компания были деклассированы на «Петровском» со счетом 4:0. С тех пор много воды утекло, составы и тренеры поменялись, а очередной матч немецкого и российского грандов получил не очень интригующую болельщиков вывеску «товарищеский».

Громкой афиши «Зенит» – Bayern не появлялось в Санкт-Петербурге со времен славной победы в полуфинале Кубка UEFA 2007/2008, когда Кан и компания были деклассированы на «Петровском» со счетом 4:0. С тех пор много воды утекло, составы и тренеры поменялись, а очередной матч немецкого и российского грандов получил не очень интригующую болельщиков вывеску «товарищеский». Впрочем, команды по-разному отнеслись к представленной возможности сыграть добротный спарринг с сильным соперником. Корреспондент журнала «Большой спорт» побывал в Питере и воочию понаблюдал за футбольными и околоигровыми событиями.

18 мая. Стадион «Петровский» заполнен почти целиком. На поле игроки в синих футболках, которых довольно активно поддерживают болельщики, а также их соперники в красной форме. Случайно включивший телевизор мог бы поначалу принять гостей за «Рубин». А почему бы и нет – на дворе май, разгар первого круга родного чемпионата, а еврокубковый сезон для «Зенита» давно завершен. Можно представить себе изумление такого болельщика, когда на экране появились титры: «Бавария». Изумление росло бы по мере упоминания комментатором фамилий игроков «Зенита» – противостоять баварским мастерам вышли такие «звездные» футболисты, как Бородин, Телегин, Терентьев. А еще и счет на табло… Впрочем, чтобы досконально во всем разобраться, не будем забегать вперед.

Дебют

Начнем с того, что «Зенит» еще в начале года планировал сыграть 18 мая. Даже если об этом не говорилось вслух, то явно держалось в уме и Спаллетти, и руководством клуба. Но потаенным желаниям воспротивился Twente, поэтому в итоге билеты на майский финал Лиги Европы в Дублине заказывались исключительно из Португалии. В то время когда «Зенит» горел синим пламенем в Энсхеде и терял последние шансы на продолжение еврокубкового сезона, юристы клуба вовсю трудились над соглашением с Audi. Немецкий автопроизводитель, входящий сегодня в концерн Volkswagen, возжелал закрепиться в Северо-Западном округе и наладил сотрудничество «с лучшим клубом России». Подписание договора решили отметить с размахом, и в Audi предложили привезти в Питер своих давних партнеров – Bayern из Мюнхена. Поначалу идею восприняли на ура, запустили маховик подготовки к игре, но за пару дней до матча эмоции поутихли. Однако отступать было поздно – бизнес есть бизнес, билеты поступили в продажу (и были почти полностью проданы), а внушительный десант из Германии уже готовился высадиться в отеле «Астория». Но «неожиданно» оказалось, что календарь первого круга довольно плотный, и искусственное внедрение в него еще одного матча грозило аукнуться функциональной ямой. К тому же «Зенит» не смог выиграть аж в трех матчах премьер-лиги, предварявших игру против Bayern. На форумах сразу активизировались знатоки футбола, приводя в пример туринский Juventus. Итальянцы, напомним, должны были поучаствовать в открытии нового стадиона в Грозном. Но узнав, что матч пройдет 11 мая, через два дня после игры в серии А, «старая синьора» категорически отказалась, не соблазнившись даже на щедрые финансовые посулы. Вспоминали и о Barcelona. Этот клуб также не чурается играть товарищеские матчи за деньги, постоянно колеся по США или Азии. Но – в межсезонье, а не во время жарких чемпионатных баталий. А вот Лучано Спаллетти отвертеться от ненужного поединка так и не удалось.

На матче опять «отличились» болельщики «Зенита», нецензурной бранью встретившие бывшего нападающего ЦСКА Ивицу Олича. Нет сомнений, что хорват все понял, – послематчевые интервью он с удовольствием давал на русском

Миттельшпиль

Когда этот номер журнала «Большой спорт» появится на прилавках, пройдет немало дней со времени побоища на «Петровском», поэтому обсуждать его перипетии, голы и тактико-технические действия игроков не имеет смысла. Стоит обратить внимание на составы. Немецкие гости выставили самый что ни на есть лучший боекомплект – с Роббеном, Рибери, Клозе. В основе не было лишь Гомеса, оставшегося на скамейке, и Швайнштайгера, повредившего голеностоп уже в Санкт-Петербурге. А в остальном состав Bayern был весьма похож на тот, который выходил на поле против Stuttgart и St. Pauli в концовке бундеслиговского сезона.

Да и с настроем оказалось все в порядке – уже после игры баварцы говорили, что бились за Толю Тимощука, понимая, насколько важен для него этот матч. «Анатолий два года приносит пользу клубу, пора сделать что-нибудь и для него», – заявил Йонкер. Кроме того, лишь ленивый журналист не вспомнил, что последний раз Bayern гостил в Питере в 2008-м, когда «Зенит» брал Кубок UEFA. Те 4:0 в прощальном матче Оливера Кана не забудутся еще долго. Поэтому активность Рибери была оправданна, так же как и самоотверженная игра Тимощука, успевавшего отработать и в атаке, и в обороне, да еще и с почти стопроцентным КПД.

А вот что было с Роббеном, так и осталось загадкой – несколько раз Арьен чуть ли не с кулаками набрасывался на зенитовцев. Может быть, голландец действительно приехал показывать шоу и очень негодовал, когда в товарищеском матче его блестящие финты и ускорения прерывались сильными ударами по ногам. Не по-джентльменски играли Файзулин и Бруну Алвеш, что и немудрено – в российских широтах они редко встречают подобную технику. Вот питерцы от изумления и били по ногам вице-чемпиона мира. Да и в целом на поле царил хаос (пожалуй, на самой рядовой тренировке «Зенита» двусторонки отрабатываются с большим усердием, чем отбывался номер на «Петровском»). А у молодых да ранних Телегина и Терентьева получалось только широко открывать рот при встрече с Рибери, но никак не отбирать у него мяч. Конечно, они не виноваты, что Спаллетти по-своему широко трактует понятие «основной состав», который он должен был выставить на матч согласно договору. Да и многочисленные замены совсем не помогали выстроить структуру игры.

Генеральный директор «Зенита» Максим Митрофанов поставил свой клуб на одну ступеньку с Real Madrid, Barcelona, Bayern и A.C. Milan. С недавними победителями Лиги чемпионов питерцев теперь объединяет сотрудничество с Audi. Дело за титулами

В итоге немецкий гранд творил на поле все что хотел, а с заменами не торопился, проведя в итоге ровно три против зенитовских девяти (одна из которых точно была лишней – Кержаков потянул мышцу и покинул поле, распрощавшись тем самым с билетом в Томск). За несколько минут до этого в составе «Зенита» появился совсем неожиданный игрок – арбитр Николай Иванов, вообще-то призванный судить матч. Он, наверное, был столь благодарен за назначение и дополнительный заработок, что вышел на поле с твердым намерением устроить самое домашнее судейство из всех возможных. Местами это удавалось, а кульминацией лояльности стал пенальти, реализованный Хусти. Что и говорить – нарушением там не пахло настолько, что даже все понимавшие игроки Bayern добрых пару минут пытались вразумить человека со свистком. Не удалось. Иванов потом отказался комментировать происшествие, отшутившись: «Пенальти? А что о нем говорить – по телевизору было все видно». Этот эпизод окончательно оставил у зрителей неприятный осадок от всего происходившего на поле. Как бы болельщики ни хотели, футбольного зрелища и битвы не получилось.

Эндшпиль

Что в итоге? «Зенит» проиграл, не получил удовольствия от футбола, не порадовал болельщиков и, почти в полном составе пробежав мимо журналистов, отправился по домам спать. Собирать силы к матчу с «Томью». Также, кстати, впоследствии проигранному. Аукнулась ли встреча с Bayern в Сибири? Вполне. Поражение явно не подняло настроение, силы потратили, перелет их тем более не добавил, а тут еще и Кержаков в заявку не попал.

Что же баварцы? Добродушно настроенные, они отправились праздновать. Для начала – с сотрудниками и клиентами Audi. В «Астории» накрыли шведский стол, футболисты быстро поели, выпили пива, раздали пару автографов, улыбнулись в камеры «айфонов» и ретировались, роняя фразу Ich muss gehen. Куда торопились игроки, выяснилось позднее. Вечеринку по поводу окончания сезона решено было справить в Питере – Тимощук выступил в роли организатора. Что ж, баварский интернационал это заслужил и, по слухам, воспользовался вольницей сполна. Но на самолет никто не опоздал – зарубежные профессионалы таковыми остаются всегда. В баре, на поле или в товарищеском матче. Не могут они иначе.