СКА и Милош Ржига — чемпионское сотрудничество

Большой спорт №6(53)
Борис Ходоровский
Играть в КХЛ именно за СКА мечтают 90 процентов хоккеистов лиги. Почему – понятно. Тренировать питерскую команду, где собраны настоящие звезды и нет никаких проблем с приобретением новых, мечтают 95 процентов тренеров КХЛ и многие специалисты, лишь краем уха слышавшие о питерском хоккейном Эльдорадо, Эрмитаже и Газпроме.

Играть в КХЛ именно за СКА мечтают 90 процентов хоккеистов лиги. Почему – понятно. Тренировать питерскую команду, где собраны настоящие звезды и нет никаких проблем с приобретением новых, мечтают 95 процентов тренеров КХЛ и многие специалисты, лишь краем уха слышавшие о питерском хоккейном Эльдорадо, Эрмитаже и Газпроме. Боссы же СКА никак не могут определиться, кто должен стоять у руля. Потому что речь идет не о конкретной фамилии, а о концептуальном подходе.

Питерский СКА – команда контрастов: это одновременно и самый богатый, и самый амбициозный, и самый неудачливый клуб КХЛ. А все потому, что вот уже несколько лет его руководство проводит странный эксперимент по выбору главного тренера. Сегодня этот пост занял Милош Ржига, обыгравший с «Атлантом» СКА в Кубке Гагарина.

Без руля и без ветрил

Сначала руководство питерской команды решило попробовать на позицию наставника Барри Смита, никогда прежде не работавшего в солидных клубах главным тренером. После трехлетнего эксперимента, по ходу которого ничего выиграть не удалось, его заменили на еще более скромного по части достижений и амбиций Айвена Занатту. Естественно, что отказываться от услуг очередного наставника пришлось прямо по ходу сезона.

Одним из лидеров СКА в новом сезоне должен стать Патрик Торесен, заключивший с клубом соглашение, согласно которому будет зарабатывать порядка пяти миллионов долларов за сезон. «Когда я подписывал контракт со СКА, то ощутил себя счастливым. Я полностью готов к играм за новую команду. Считаю, что меня ожидает достаточно веселое время», – сказал норвежец

Однако чех Вацлав Сикора, приглашенный в тренерский штаб после победы его клуба в чемпионате Чехии, также не справился с поставленной перед ним задачей выиграть Кубок Гагарина и при этом еще умудрился настроить против себя всех. Сикора выжил из команды Евгения Набокова, заодно поспособствовав созданию проблем сборной России на чемпионате мира и увольнению после его окончания Вячеслава Быкова, и заставил написать заявление об отставке всеобщего любимца Дарюса Каспарайтиса. Патриотично настроенный олимпийский чемпион в составе сборной СНГ и призер Олимпиад в составе сборной России даже обвинил Сикору в антироссийских настроениях. Мол, пан Вацлав не советовался ни с кем из помощников, после того как настоял на приглашении в качестве ассистента пана Вотрубы, демонстративно делал вид, что не понимает русского языка, хотя на своем английском не мог нормально общаться с хоккеистами.

Сикоре простили бы все за победу в Кубке Гагарина, но СКА, как известно, вылетел еще во втором раунде, проиграв «Атланту» – довольно крепкой команде, но заметно уступающей армейцам по бюджету и подбору исполнителей. Чех был с позором изгнан с берегов Невы, не дожидаясь формального завершения сезона, и снова началось гадание на кофейной гуще.

Шорт-лист претендентов на позицию главного тренера, представленный еще не сдавшим свои полномочия председателем совета директоров ХК СКА Александ­ром Медведевым, состоял из четырех фамилий: канадцы Кен Хичкок и Крейг Мактавиш, отечественный специалист Леонид Канарейкин и чех Милош Ржига. Канарейкин и Мактавиш даже заглянули в питерский спорткомплекс «Юбилейный» на тренировки СКА и главный матч сезона, в котором команда, ведомая Александром Медведевым, играла против молодежного СКА-1946. Лидеры СКА при этом усиливали обе дружины. Два других претендента отсутствовали по уважительной причине: Хичкок готовил сборную Канады к первенству мира, а Ржига бился со своим «Атлантом» против «Салавата Юлаева» в финале Кубка Гагарина.

Сомнений в выборе не могло быть с самого начала. Даже после Сикоры чешский вариант был для СКА наиболее предпочтительным. Реплику тогда еще тренера «Салавата Юлаева» и сборной России Игоря Захаркина о том, что пан Милош привносит в наш хоккей чуждый ему чешский стиль, совет директоров СКА пропустил мимо «коллективных» ушей. Ведь тандем Быков – Захаркин, наводя мосты в вопросах подписания контракта со СКА, запросил такие деньги, что даже Газпром содрогнулся.

Выбор без «дураковин»

В свое время Анатолий Тарасов обвинял коллегу из скромного воскресенского «Химика», ставшего прародителем «Атланта», Николая Эпштейна в насаждении антисоветского хоккейного стиля. Только «Химик» был едва ли не единственной командой, с завидной регулярностью обыгрывавшей ЦСКА Тарасова в чемпи­онате СССР. Нынче, когда речь заходит об армейском суперклубе, априори подразумевается питерский. Его Ржига успел обставить в плей-офф дважды, сначала со «Спартаком», затем с «Атлантом». Ну как после этого приглашать какого-то там Хичкока, не говоря уж о Канарейкине!

Парадокс же приглашения заключается в том, что по большому счету Ржига за свою карьеру практически ничего не выигрывал. Проведя в высшем дивизионе чемпионата Чехословакии девять сезонов, он лишь однажды стал обладателем золота в составе клуба Vitkovice Steel, а как тренер дважды побеждал на чемпионатах Словакии в ту пору, когда братиславский Slovan был на голову выше всех по составу и бюджету.

Ржига чем-то неуловимо напоминает бывшего главного тренера футбольного «Зенита» Властимила Петржелу. Тот тоже умел себя подать в качестве специалиста европейского уровня (на мировой претендовал уже Дик Адвокат). Только Ржига на своем русском с милым чешским акцентом никогда не выдает таких «дураковин», как Петржела. Пан Милош заботится об имидже, умело позиционирует себя и прекрасно находит подход к хоккеистам, болельщикам, прессе, а также общий язык с руководством.

Любопытно взглянуть на сделанный со вкусом сайт чешского тренера. На видном месте там мудрые мысли знаменитых людей, которые Ржига использует как руководство к действию.

«Если много денег – не радуйся, если мало – не горюй»

Изречение античного баснописца Эзопа чешский тренер прекрасно использовал на переговорах о заключении контракта. Это Быков с Захаркиным определили себе цену, отступать от которой не собирались ни на йоту. Ржига действовал по-другому. Он с ходу отмел все утверждения о том, что главным мотивом для перехода из «Атланта» в СКА стали деньги.

Еще до прихода Милоша Ржиги в СКА ветеран клуба Максим Сушинский приветствовал этот шаг: «Работа Ржиги налицо. И “Спартак” всегда добирался до плей-офф и в очень хорошем смысле зло там играл. И “Атлант” в этом сезоне всех удивил. Так что это будет хорошее назначение

Естественно, в полной мере облада­ющий европейским менталитетом, тренер упомянул о новом вызове и серьезных задачах, стоящих перед армейским клубом. Интересно же выиграть что-то более существенное, чем чемпионат Словакии! Как подчеркнул Ржига, первым пунктом на переговорах с Александром Медведевым была степень свободы во всем, что касается хоккея, вторым – состав тренерского штаба, третьим – подбор игроков и только четвертым – цена контракта.

Договорились быстро, за три дня. Подписи под соглашением поставили в Брати­славе во время чемпионата мира. Мимоходом в одном из интервью пан Милош успел заметить, что слухи о миллионе евро за сезон слегка преувеличены. Точную сумму зарплаты при этом, естественно, не назвал.
Ржига не скрывает, конечно, что работа в России позволила ему построить в родном Пардубице шикарный особняк рядом с коттеджем, где живут его дети и внуки. Что еще нужно для того, чтобы встретить старость, как говорил известный киногерой. Только Кубок Гагарина.

«Работа – лучший способ наслаждаться жизнью»

Так утверждал Иммануил Кант, имя которого знакомо хоккейным болельщикам, скорее, со слов героя «Мастера и Маргариты». Наставление известного философа Ржига использует в полной мере. Глядя на то, как ведет себя тренер на скамейке, слушая его на пресс-конференциях, ловишь себя на мысли: он получает от своей работы удовольствие. Выигрывают его команды или проигрывают, не столь уж важно. Носят его на руках, как это было после удачных сезонов, или увольняют из «Спартака», все равно пан Милош никогда не променяет непредсказуемую жизнь хоккейного тренера на другую.

Главным козырем чешского специалиста, который, смею предположить, и предопределил выбор боссов СКА, является его эмоциональность во время игр. Питерцам явно не хватало в решающих матчах плей-офф на протяжении последнего сезона той самой заряженности на борьбу, которой умел вдохновить свои команды Ржига. Даже переманив из «Спартака» Максима Рыбина, армейцы не смогли играть так, как красно-белые играли против них. Хотя именно Рыбин едва ли не в одиночку заводил партнеров в серии с «Атлантом».

Ржига уверяет, что в жизни он само спокойствие, и в качестве свидетеля готов призвать супругу. Однако ролики в Интернете, запечатлевшие бросающегося на арбитров чешского тренера, стали уже хитом не только у поклонников хоккея. Это не часть игры, хотя актерскими способностями новый главный тренер СКА явно не обделен. Пан Милош просто живет во время хоккейных матчей жизнью своей команды.

Плевать, что арбитр Вячеслав Буланов может выгнать тренера с поля сначала на трибуну, а после грозных реплик (на весьма доступном для восприятия русском языке) – и оттуда. Эмоции Ржиги, которые он и не пытается скрыть, передаются игрокам и помогают побеждать в ключевых матчах сезона. Так было в «Атланте», где начинался российский этап карьеры чешского специалиста, в «Спартаке», в который он перебрался из Мытищ, и снова в «Атланте», куда Ржига вернулся по ходу триумфально завершившегося для подмосковного клуба сезона.

Второе явление в Мытищах состоялось буквально за неделю до того, как боссы СКА наконец-то созрели для давно напрашивавшейся отставки Занатты. В Питере поговаривали, что уже тогда на его место должен был прийти Ржига. Сам пан Милош утверждает, что ничего подобного не было. Роль «плохого чешского парня» досталась пану Вацлаву, руководство СКА окончательно убедилось, что для новых триумфов недостаточно иметь только звездных пенсионеров, увенчанных перстнями и титулами NHL, а у Ржиги уже на начальном периоде работы в СКА появилось поле деятельности.
Новому главному тренеру дан карт-бланш на приобретение игроков. Очень хороших и, как выразился сам чешский рулевой, эксклюзивных. Уже подписаны контракты с Дмитрием Калининым и Федором Федоровым, но главной сенсацией может стать приход самого Яромира Ягра. Ну и что, что ему уже 39? В «Атланте» у Ржиги и 40-летний Олег Петров бог весть какую по счету молодость пережил. А сам Ягр сомневающимся в том, что он не пропил в Омске мастерство и сохранил мотивацию, все доказал на последнем чемпионате мира в Братиславе.

«На свете нет лекарств против клеветы»

Афоризм французского драматурга Мольера чешский тренер также поместил на своем сайте. Парадоксально, но, несмотря на достигнутые в России успехи, на родине пан Милош не пользуется признанием у местных журналистов. Не только Игорь Захаркин сомневается в тренерских талантах нового рулевого СКА. В Чехии тоже находятся скептики.

По словам Милоша Ржиги, он не отказался бы поработать в сборной России: «Не знаю, как у меня такое получится: я никогда не работал с национальной командой. Хотя, конечно, каждому тренеру хотелось бы подобное попробовать. Это такое окончание всей тренерской работы, высшая благодарность, что ли. Это гораздо престижнее, чем работать в КХЛ или NHL»

Основной же отряд недоброжелателей Ржиги составляют на сегодняшний день завсегдатаи фанатского сектора армейского клуба. В отличие от зенитовского, они немногочисленны, но настроены столь же воинственно по отношению к московскому «Спартаку». Ржига же в бытность главным тренером популярного столичного клуба поклялся ему в верности и заявил, что частичка его сердца останется красно-белой.

Пан Милош от этих слов отказываться не собирается. Зато, памятуя об опыте футбольного наставника Виктора Онопко, сразу же заявил о готовности поцеловать фанатскую «розу» СКА. Но болельщикам этого мало. Они пикетируют офис армейского клуба и сразу же после назначения Ржиги изготовили майки с надписями «Свиньям в СКА не место» и «Честь превыше всего».

Апофеозом антиржиговской кампании с антиспартаковским уклоном стало выкладывание свиной головы у все того же офиса СКА. В общем, история в очередной раз повторяется в виде еще большего фарса. Как встречали вернувшегося из московской ссылки «предателя» и «ренегата» Владимира Быстрова, в Питере хорошо помнят.

Ржига тоже в курсе. Ведь в свое время он подавал большие надежды как футболист. Входил в сборную Чехословакии среди 14-лет­них. Только в один прекрасный момент мама не пустила маленького Милоша на футбольную тренировку, а наставник юношеской команды предложил выбрать между двумя самыми популярными играми. Ржига выбрал хоккей, о чем не жалеет. На футбол ходит в качестве болельщика. Естественно, на вопрос, за какую команду будет болеть в Питере, отвечает: «За “Зенит”». И напоминает, что самая агрессивно настроенная по отношению к экс-спартаковцу Быстрову часть фанатского «виража» в конце концов его приняла. Как только Владимир стал забивать за «Зенит». Стоит армейцам одержать серию побед под его, Ржигой, руководством – и фанаты сменят гнев на милость.

По-прежнему курирующий СКА даже после ухода с поста председателя совета директоров Александр Медведев подвел под приглашение Ржиги серьезную историко-философскую базу. Вспомнил, что у Наполеона лучшими маршалами были военачальники побежденных армий. Вот только экс-рулевой «Атланта» и «Спартака» по отношению к питерским армейцам был скорее победителем.

Как сложатся его взаимоотношения со звездным батальоном и честолюбивым руководством, можно только гадать. Сам пан Милош прекрасно представляет российские реалии, что дает ему большое преимущество и перед так и не появившимися в Питере канадцами, и перед Смитом с Сикорой. За время работы в Москве и Мытищах Ржига хорошо усвоил специфику российских хоккейных боссов, охотно высказывающих свое мнение по кадровым вопросам. «Единственное, что может сделать тренер в такой ситуации, – попытаться установить некие границы», – утверждает новый рулевой СКА. В «Атланте» и «Спартаке» ему это удавалось. Только и задачи, которые ставились перед прежними клубами Ржиги, были намного скромнее.

Хотя пан Милош ничего не теряет. За время работы в Питере он сможет обновить интерьеры своих апартаментов в Пардубице и коллекцию тамошнего винного погреба (чешский тренер собирает напитки, и даже хобби у него, как выясняется, вполне «наше»). Ну а в случае если роман с армейским клубом не сложится, свое увольнение Ржига сумеет подать так, что об этом можно будет написать в пособиях по PR.