Завершающийся чемпионат России по баскетболу среди мужских команд стал первым, прошедшим под эгидой ПБЛ – профессиональной лиги, у истоков создания которой стояли сами клубы. Однако может статься, что и последним. О желании вернуть права на проведение первенства страны возглавляемой им организации заявил президент РФБ Александр Красненков. А ныне реализующий свои менеджерские таланты в биатлоне Сергей Кущенко и вовсе анонсировал объединение ПБЛ и Единой лиги ВТБ: «Предварительное соглашение уже подписано». Правда, затем открестился от своих слов, предположив, что «обо всем этом говорилось в рамках бизнес-игры, не более того».
Какое бы будущее ни ждало турнир, журнал «Большой спорт» утверждает: за год существования ПБЛ российское первенство стало лучше по многим компонентам. И находит сразу семь доказательств этого тезиса.
Чемпион сезона 2009/2010 ЦСКА выиграл 15 из 16 матчей регулярного первенства, а финальную серию плей-офф с «Химками» завершил со счетом 3:0. Сама же подмосковная команда в «гладком» первенстве уступила лишь в трех встречах, в то время как финишировавший третьим УНИКС – в семи. Эти статистические данные лучше всего свидетельствуют об уровне конкуренции, а значит, и об интересе к турниру. Ведь болельщика сложно заманить на игры с заведомо предсказуемым результатом. Сейчас все по-другому. У завершивших регулярку первыми казанцев в пассиве шесть проигранных поединков, у ставших вторыми столичных армейцев – девять, а у команд, расположившихся на третьей – пятой строчках турнирной таблицы, – по десять. Подобной плотности результатов в новейшей российской истории еще не было. При этом достигнута она не только из-за объективного ослабления многолетнего лидера ЦСКА, но и благодаря значительному прогрессу «Локомотива-Кубани» и «Спартака» из Санкт-Петербурга, превративших «большую тройку» российского клубного баскетбола в полноценную «пятерку».
Скандал, связанный с предвзятостью арбитров, получивших «заказ» обеспечить победу «Локомотива-Кубани» в четвертьфинальной серии с плей-офф чемпионата России 2009/2010 с московским «Динамо», стал катализатором процессов, приведших к масштабным изменениям в руководстве РФБ и созданию ПБЛ. Поэтому неудивительно, что одним из первых шагов новой лиги было выстраивание системы, при которой обеспечивалась бы формальная независимость судейского корпуса. И действительно, претензий к арбитрам теперь меньше. «Судейство выглядит более объективным, и уже нет того, как раньше: играешь матч и точно знаешь, что в концовке твою команду “прибьют”», – выразил мнение многих игроков форвард УНИКСа Владимир Веремеенко. А генеральный директор «Локомотива-Кубани» Андрей Ведищев и вовсе заявил, что «судьба игр в ПБЛ решается непосредственно на площадке, и это на сегодняшний день самое главное достижение лиги». Правда, утверждать, что проблем нет в принципе, было бы явным преувеличением. Ибо арбитры остались прежними, что и до создания лиги, а квалификация многих из них куда ниже, чем у баскетболистов, матчи с участием которых им доводится обслуживать.
Если два года назад позволить себе приобретение звездных по европейским меркам игроков могли от силы два-три российских клуба, то в минувшее межсезонье громкими трансферами удивили коллективы, ранее не хваставшие большими бюджетами. Благо при формулировании лимита на легионеров ПБЛ отказалась от не имевшего практического смысла разделения на «европейцев» и «неевропейцев», что позволило пригласить в Россию внушительный десант из-за океана. «Спартак» сразу на три года подписал свежеиспеченного чемпиона Италии Генри Домерканта, «Енисей» пополнился имеющим богатый опыт выступлений в NBA центровым Лонни Бакстером и разыгрывающим в основном составе Memphis Grizzlies Маркусом Уильямсом, «Локомотив-Кубань» – признававшимся в 2008 году самым ценным игроком Евролиги ULEB Джеремайей Месси. По ходу первенства во второразрядные прежде российские клубы приехали еще несколько топовых для Европы баскетболистов, самым ярким из которых стал начинавший сезон в Miami Heat разыгрывающий Патрик Беверли. В результате мы получили высочайший в истории средний уровень национального первенства и реальную борьбу за места как в плей-офф, так и на пьедестале почета. В этой связи слова вице-премьера правительства Сергея Иванова о том, что у российских клубов, за исключением пяти, «нет инфраструктуры и клубной организации, соответствующих нашим стандартам», звучат несколько странно. Особенно в свете приглашения коллективов из Казахстана, Финляндии и Белоруссии в возглавляемую Ивановым Единую лигу ВТБ.
В сезоне 2009/2010 в первенстве страны участвовало всего девять клубов. Нечетное их количество добавляло головной боли составителям календаря и делало формальностью борьбу за место в плей-офф – в игры на выбывание не попала лишь одна команда. В ПБЛ же заявились десять коллективов, причем дебютант сильнейшего дивизиона «Нижний Новгород» отнюдь не оказался «мальчиком для битья». Клуб, президентом которого является олимпийский чемпион по современному пятиборью Дмитрий Сватковский, а генеральным менеджером – экс-форвард сборной России Сергей Панов, с ходу вышел в плей-офф, а в Кубке России добрался до финала. При этом в команде с берегов Волги лишь три легионера (из Сербии и Белоруссии), а на ведущих ролях молодые россияне, как минимум двое из которых уже в ближайшем будущем могут быть полезны национальной команде. Речь о 22-летнем тяжелом форварде Артеме Яковенко и 18-летнем защитнике Дмитрии Кулагине. Первый из них стал твердым игроком стартовой пятерки и во многих матчах был главной атакующей силой клуба, добившись одного из лучших в лиге показателей полезности среди баскетболистов-россиян. Кулагин же блестяще начал сезон и даже был приглашен на матч звезд лиги. Однако выступить там так и не смог: подравшись возле ночного клуба, талантливый спортсмен угодил в больницу с травмой головы, из-за чего выпал из игры на длительный срок. И был сгоряча назван главным тренером клуба Зораном Лукичем «разочарованием сезона».
Сложно поверить, но подобное мероприятие состоялось в российском мужском первенстве впервые. Историческое событие прошло 26 марта 2011 года в нижегородском Нагорном дворце спорта профсоюзов в присутствии 3 тысяч зрителей – притом что арена вмещает 5600. Игра проводилась в формате «россияне против легионеров» и завершилась победой доморощенных игроков со счетом 141:120. Стартовые пятерки команд и главные тренеры, которыми стали, соответственно, Евгений Пашутин и Кестусис Кемзура, определялись болельщицким голосованием, остальные участники матча выбирались наставниками. MVP матча был Сергей Моня, его кандидатуру выбрали зрители путем SMS-голосования. Помимо собственно игры, прошли два конкурса – трехочковых бросков и слэм-данков. В финале первого армеец Траджан Лэнгдон с минимальным преимуществом одолел 208-сантиметрового форварда «Енисея» Драгана Лабовича. Лучший же бросок сверху, по мнению жюри, исполнил нападающий «Красных крыльев» Джеральд Грин. Американец, четыре года назад победивший в аналогичном конкурсе в NBA, лишь по итогам дополнительной попытки превзошел не сумевшего совладать с нервами коллегу по амплуа из «Триумфа» Валерия Лиходея.
То, что за трансляции матчей национальных первенств по игровым видам спорта (кроме футбола) по федеральным телеканалам российские клубы и лиги платят, а не получают с этого доход, как на Западе, – секрет Полишинеля. В результате многие интересные встречи так и оказываются недоступными широкой болельщицкой аудитории. С целью переломить ситуацию ПБЛ сделала ставку на трансляции по Интернету, став самой активной отечественной лигой по данному компоненту. «Долго спорили, что лучше: вообще не показывать или с низким качеством, одной камерой. Предпочли второй вариант. Но стараемся делать качественный продукт. У интернет-телевидения большой плюс по сравнению с классическим – интерактивность. Болельщики могут сами заказывать тот объем контента, который хотят видеть, просить корреспондентов встретиться с тем или иным игроком. Эта практика приближает нас к XXII веку гораздо больше, чем попытки “заносить” большие деньги в традиционное телевидение», – рассказывал в интервью «Большому спорту» бывший исполнительный директор ПБЛ Герман Чистяков.
«В Единой лиге ВТБ клубы зарабатывают деньги, а в ПБЛ – только тратят. Они не получают от участия в лиге никакого дохода – даже от телевизионных прав», – констатировал вице-премьер российского правительства и по совместительству президент этой самой Единой лиги ВТБ Сергей Иванов. Правда, высокопоставленный чиновник, называющий возглавляемую им баскетбольную организацию «коммерческой», тактично умалчивает о том, что при 160 миллионах рублей спонсорских трат она принесла лишь порядка 10 миллионов дохода. Равно как и о роли пресловутого административного ресурса при поиске, если не сказать назначении, компаний, финансирующих этот политически важный проект.
Однако если все же учесть российскую специфику, следует признать: тот факт, что титульным спонсором ПБЛ стала Beko, пошедшая на такой шаг явно не по указке сверху, а надеясь на маркетинговую отдачу, является по-настоящему революционным. Впервые в отечественную лигу, причем не футбольную, без давления государства вложилась иностранная компания. И пусть суммы, которые выплачивает турецкий производитель бытовой техники, пока не позволяют говорить о прибыльности лиги, важно само зарождение тренда. Вопрос в его перспективах. Откровенно говоря, шансов на развитие по европейскому образцу ничтожно мало. Просто потому, что господа Красненков и Иванов уверены: они лучше знают, в каком направлении должен двигаться отечественный баскетбол. А рычагов влияния у этих чиновников куда больше, чем у менеджеров ПБЛ. Осталось узнать, что будет с заключенным на три года контрактом с Beko.