Ялтинские виражи

Большой спорт №7-8(54)
В 2011 году Украина получила уникальный шанс – принять у себя этап международного ралли Intercontinental Rally Challenge, проходивший сразу после Tour de Corse во Франции и перед Geko Ypres Rally в Бельгии. Насколько серьезно украинцы готовились к этому мероприятию, говорит тот факт, что на открытие гонки прибыл президент страны Виктор Янукович. По окончании же соревнований мнения участников были однозначны: Крым достоин быть включенным в ежегодный раллийный календарь.

В 2011 году Украина получила уникальный шанс – принять у себя этап международного ралли Intercontinental Rally Challenge, проходивший сразу после Tour de Corse во Франции и перед Geko Ypres Rally в Бельгии. Насколько серьезно украинцы готовились к этому мероприятию, говорит тот факт, что на открытие гонки прибыл президент страны Виктор Янукович. По окончании же соревнований мнения участников были однозначны: Крым достоин быть включенным в ежегодный раллийный календарь.

Украина стала второй страной с постсоветского пространства, получившей право на проведение автомобильных соревнований столь высокого международного уровня. Три года подряд, с 2007-го по 2009-й, в календаре Intercontinental Rally Challenge был и российский этап гонок на гравийной поверхности, проходивший в Выборге. Однако надолго закрепиться в IRC «Ралли России» (а именно так назывались выборгские заезды) не удалось. По официальной версии, подвели дороги, по неофициальной, но достоверной – всему виной поведение местных «болельщиков», которые забрасывали проезжающие машины камнями, вытаскивали на дорогу бревна, а на последний гала-ужин в 2009 году и вовсе пришли выяснять отношения со спортсменами.

Кстати, российский опыт проведения этапа IRC нельзя назвать успешным как с организационной, так и со спортивной точки зрения. За три года никто из отечественных пилотов так и не смог попасть в десятку лидеров чемпионата. Призовые места делили между собой все те же гонщики, что боролись за лидерство в Ялте в июне 2011-го, а именно: финн Юхо Ханнинен и чех Ян Копецки, а также присоединившийся к ним француз Бриан Буффье, заметно потеснивший британца Гая Уилкса. Когда в следующий раз россиянам удастся посоревноваться с сильнейшими раллийными пилотами на своей территории, не знает никто. На фоне подготовки страны к Олимпийским играм – 2014 и чемпионату мира по футболу – 2018 сил и средств на проведение ралли, видимо, попросту не остается.

Трассы и дороги

Несмотря на уникальность крымских дорог, проводить раллийные заезды в рамках чемпионатов СССР здесь начали только с середины 1970-х. Первая международная гонка состоялась на полуострове в 1990-м при участии спортсменов из Швеции, Румынии и Болгарии. Год спустя в Крыму прошло последнее первенство Советского Союза, победителем которого, кстати, стал самый великовозрастный экипаж гонок-2011. Речь идет о президенте Автомобильной федерации Украины, главе оргкомитета ялтинского этапа Евгении Червоненко и известном украинском спортсмене Александре Салюке-старшем.

Именно по инициативе Червоненко и его компании Chervonenko Racing в 2005-м в Ялте стартовало Prime Yalta Rally. Уровень организации этих соревнований был настолько высок, что они получили статус Кубка Европы без двухлетнего испытательного срока. А в конце прошлого года Prime Yalta Rally 2011 стало четвертым этапом Мировой серии Intercontinental Rally Challenge.

260-километровая трасса ялтинского этапа IRC состояла из четырех скоростных спецучастков: «Ливадия», «Ай-Петри», «Оползневое» и «Соколиное». При этом два из них – «Ай-Петри» и «Оползневое» – повторялись в маршруте гонки дважды: первый день – в одном направлении, второй – в обратном. Перевал через Ай-Петри, включающий в себя несколько сотен поворотов вверх и примерно столько же вниз, безусловно, стал одним из сложнейших. Дополнительным испытанием для пилотов и штурманов на этом отрезке явился и километровый перепад высоты. Кстати, очевидную трудность перевал представлял и для прессы – чтобы прибыть на точку наблюдения, необходимо было выезжать ранним утром и весь день проводить на спецучастке, не имея возможности покинуть его из-за перекрытия дорог. Ведь дорожная сеть Крыма не развита и объездных подъездов здесь очень мало.

В сложившихся условиях крымские инспекторы дорожного движения сработали весьма слаженно, показав, что умеют быстро учиться на собственных ошибках. Если в первый день гонки на начальных участках и первых поворотах еще можно было лицезреть праздношатающихся отдыхающих, перебегающих дорогу перед колесами спорткаров, то уже на последующих виражах организация была безупречной, что позволило избежать неприятных инцидентов среди болельщиков.

Спортсменам в этой связи повезло меньше: из 43 экипажей, стартовавших в зачете IRC, финишировали только 24.

Пилоты и штурманы

Традиционно самым захватывающим и насыщенным считается второй день гонок. В первый пилоты осторожничают, знакомятся с трассой, проверяют силы соперников. И только спустя сутки разворачивается настоящая борьба. Третий же день дает шанс отстающим либо нагнать лидеров, либо просто осторожно завершить заезд, избежав аварий.

Как всегда в IRC, основная интрига к решающему дню развернулась между двумя командами: заводской Škoda и полузаводской Peugeot. В именах спортсменов это противостояние звучало так: Юхо Ханнинен и Микко Марккула против Бриана Буффье и Ксавье Пансери. Накануне французский экипаж на Peugeot 207 S2000 проиграл финнам 8 секунд и теперь имел все шансы отыграться и даже нарастить преимущество. Однако чуда не произошло – на ялтинских трассах важным оказалось буквально все: мастерство пилотов, техническое совершенство спорткаров и простое человеческое везение, позволяющее избежать прокола колеса и выбрать правильные настройки автомобиля перед каждым заездом. Самым невезучим на Prime Yalta Rally 2011 стал, пожалуй, швед Патрик Сандель на Škoda Fabia S2000. Проколов колесо пять раз, он финишировал девятым по итогам этапа, уступив лидеру целых 20 минут.

В предпоследний день на пресс-конференции штурман Peugeot Ксавье Пансери на вопрос о стенограмме отдельного участка заявил, что она поместилась бы на 13 листах, да и то лишь потому, что у него хорошее зрение и мелкий почерк. И Пансери был не единственным, кого поразил ялтинский этап. Все спортсмены подчеркивали сложность участков, невозможность их сравнения с предыдущим корсиканским, непредсказуемость поведения машин на специфическом асфальтовом покрытии. Но именно поэтому единодушно сходились во мнении, что Ялта достойна включения в календарь IRC.

Неравная борьба

А теперь обратимся к итогам ралли. Как было уже сказано, первое место занял финский экипаж Škoda Fabia S2000 – пилот Юхо Ханнинен и штурман Микко Марккула. Дуэт показал лучшее время в абсолютном зачете – 2 часа 54 минуты и 14 секунд – даже с учетом 10 штрафных секунд. В личном зачете после четырех этапов гонки тандем Ханнинен – Марккула набрал 58 очков. Не сумев уменьшить разрыв и даже добавив к нему еще 3 секунды, экипаж Peugeot 207 S2000 в составе пилота Бриана Буффье и штурмана Ксавье Пансери стал в итоге вторым. После ялтинского этапа в активе команды 49 очков. Чехи Ян Копецки и Петр Штари на Škoda Fabia S2000 проиграли победителю менее 40 секунд, заняв в Крыму итоговое третье место, но сохранив вторую позицию в общей картине сезона с 55 очками.

Не вошедшие в призовую тройку команды расположились следующим образом: Андреас Миккельсен и Ола Флоене из Норвегии на Škoda Fabia S2000 уступили почти минуту лидерам (+57,3 секунды). Англичане Гай Уилкс и Фил Пух за рулем Peugeot 207 S2000 идут в отрыве в 4 минуты. Тьерри Невилль и Николя Жильсу из Бельгии, опять же на Peugeot 207 S2000, уступили 5 минут.

Если же говорить о шансах украинских гонщиков войти в десятку быстрейших в абсолютном зачете IRC, то они были весьма эфемерны. Чаще всего украинцев подводила техника – причем как непосредственно автомобильная, так и техника подготовки к гонкам. Но тем не менее в украинском зачете победа осталась за Сергеем Перцем (штурман Денис Мальков) на Mitsubishi Lancer Evolution IX, который удержался на первом месте, не имея, в сущности, никаких конкурентов. Второе место занял Валерий Горбань (штурман Вадим Чернега), стартовавший по системе «суперралли», а третьим в украинском зачете гонку закончил Александр Салюк-старший с паре с Евгением Червоненко на малайзийском Proton Satria Neo S2000.

За трассой

И в заключение пару слов о том высоком внимании, которое было оказано Prime Yalta Rally. Визиты президента страны Виктора Януковича и премьер-министра Крыма Василия Джарты, конечно, создали дополнительные трудности в автопере­движении на и без того напряженном в эти дни южном побережье, но продемонстрировали неподдельную заинтересованность Украины в закреплении ялтинского этапа в календаре IRC. Что, в свою очередь, привлекло и первых спонсоров: так, официальным напитком соревнований выступила минеральная вода «Куяльник». Учитывая такую позицию государства, президент Автомобильной федерации Украины, а теперь еще и призер Prime Yalta Rally в абсолютном зачете чемпионата Украины Евгений Червоненко смог заявить: «Ялтинская гонка является своего рода локомотивом, который способен потащить за собой весь украинский автомобильный спорт».