Девочки твоего возраста еще играют в куклы или уже мечтают ходить по дискотекам. Увлечение пауэрлифтингом не мешает простым житейским радостям?
Марьяна (М.): Нисколечко. Я же занимаюсь всего дважды в неделю по полтора-два часа. Остается уйма времени – и с друзьями погулять, и уроки выучить. Пятый класс окончила на пятерки и четверки.
В школе как относятся к твоему увлечению?
М.: По-разному. Конечно, ребята иногда обзывают мужиком в юбке, сначала я очень расстраивалась, родителям приходилось меня утешать. Но сейчас уже успокоилась: привыкла.
Почему был сделан выбор в пользу пауэрлифтинга? Потому что он проще тяжелой атлетики?
Александр Наумов (А. Н.): Сложно сказать, что легче. Сейчас для тренировок мы применяем тяжелоатлетическую программу, адаптированную для Марьяны. Принципы тренировочного процесса очень схожи. Все дело в возрасте: жим лежа больше всего подходит для 12-летних спортсменов хотя бы потому, что он наименее травмоопасен.
Тренировки взрослых атлетов и Марьяны сильно различаются?
A. Н.: Принцип один и тот же. Другое дело, что опыт работы с детьми утрачен, и все тренеры, которые пишут программы для моей дочери, по сути, становятся первопроходцами. Так нарабатывается база для нового поколения. Советские традиции утеряны, и сегодня Марьяну с трудом допускают к соревнованиям.
Марьяна, внешне ты мало чем отличаешься от своих сверстниц. Что же позволяет тебе штамповать рекорды?
М.: Это распространенный стереотип. Если поднимаешь тяжелые предметы – значит, и сам должен быть большим и тяжелым. Была даже курьезная история: к нам в школу приехало телевидение для того, чтобы сделать обо мне сюжет. Им сказали, что я сижу на последней парте, и группа с ходу направилась к моей соседке – довольно крупной девочке. И очень удивилась, когда та указала на меня.
Владимир Кравцов (В. К.): Это проблема человеческого восприятия: в СМИ много пишут про тяжеловесов, по телевидению часто показывают именно их.
А. Н.: Но ключ к успеху – прежде всего в подготовке. Марьяна с четырех лет занимается спортивной аэробикой, рано начала отжиматься, делать уголок. Она и сейчас продолжает тренировки, уже поднят вопрос о присвоении ей КМС по аэробике.
А какие цели вы ставите перед собой в пауэрлифтинге? Ведь мировые рекорды уже побиты.
М.: Очень хочу попасть на самые престижные соревнования – Arnold Classic, которые проводит сам Шварценеггер. Пока меня туда не пускают из-за возраста – нужно дождаться 14 лет.
В. К.: Это было бы здорово, ведь туда попадают только лучшие из лучших со всего мира. Мне посчастливилось принять участие в Arnold Classic и стать первым россиянином, сумевшим подняться на пьедестал.
А. Н.: Речь не идет о соревнованиях со взрослыми, цель – попасть на так называемые показательные выступления. У Марьяны есть шанс стать вторым ребенком, выступившим у Шварценеггера. Прецедент, как вы понимаете, уже был.
Отличный маркетинговый ход будет, не так ли?
В. К.: А как же! Американцы во всем находят коммерческую жилку, поэтому только рады будут позвать Марьяну. Она ведь так выделяется среди остальных спортсменов, что не заметить этого просто нельзя. В России эта девочка уже стала явлением, которое ломает стереотипы, – никто и подумать не мог, что можно быть красивой, хрупкой и одновременно сильной. Видя перед собой такой пример, родители и дети решают заняться жимом лежа. Надо просто время, чтобы наша Марьяна стала популярной во всем мире.
Неужели нет отрицательных отзывов об увлечении Марьяны?
А. Н.: Конечно, кое-кто говорит: «Ты изуродуешь ребенка!» Я всегда нахожу, что им ответить. Сломать руку или потянуть спину можно и на ровном месте, шансы сделать это, занимаясь пауэрлифтингом, примерно такие же.
М.: Мама сначала очень переживала, кричала: «Не пущу!» А потом посмотрела, что в нашем спорте много красивых девушек, и смирилась. Поняла: штанга меня не испортит.
Допустим, Марьяна вырастет и оставит пауэрлифтинг. Как детство со штангой поможет ей в будущем?
А. Н.: Даже если все сложится так, как вы говорите, я не расстроюсь. У дочки останутся только положительные воспоминания о ярком детстве, с кучей впечатлений и поездок. Лучше ведь так, чем по дворам шататься. Кроме того, спорт не отбирает у нее нормальную жизнь: она гуляет с друзьями, сидит за компьютером, ездит к бабушке.
А чем еще увлекается Марьяна?
М.: Люблю ходить в кинотеатр или смотреть фильмы дома. Нравятся ленты с участием Анджелины Джоли. Даже сама попробовала сниматься: поучаствовала в эпизоде документальной картины о пауэрлифтинге.
А. Н.: Отличный фильм «Беспредельная сила», центральным персонажем которого выступил наш старый знакомый Владимир Кравцов. Лента выйдет осенью.
Достижения Марьяны уже попали в Книги рекордов России и Украины. Следующий шаг – попасть в мировой рейтинг?
А. Н.: Да, безусловно. Представители Книги рекордов Гиннесса уже рассмотрели наш случай, и он им подошел. Главная проблема – в финансировании выезда комиссии, а это довольно большая сумма. Возможно, удастся зафиксировать рекорд где-нибудь в Англии, что выйдет намного дешевле. Надеюсь, к зиме все решится.
И напоследок хочу задать вопрос о будущем пауэрлифтинга. Владимир, несколько лет назад вы даже уходили из спорта, мотивируя свой поступок никудышным вниманием со стороны СМИ и спонсоров. Что изменилось за эти годы?
В. К.: Ситуация буквально перевернулась с ног на голову. За последние пять лет произошли колоссальные изменения. Количество соревнований с призовыми увеличилось, и суммы премиальных растут с каждым годом. Стали появляться и другие возможности заработать для спортсменов-пауэрлифтеров – сегодня их активно приглашают сниматься в рекламе. Раньше все это казалось невероятным. Если прогресс будет продолжаться в течение хотя бы пяти лет, российский пауэрлифтинг выйдет на совершено новый уровень. И в этом большая заслуга Марьяны.