С 22 июля по 1 августа на Бали состоится музыкальный серф-фестиваль «Остров». В его рамках пройдет этап Кубка России, который определит сильнейших райдеров страны в дисциплинах Shortboard и Longboard. Генеральным спонсором мероприятия выступит Инвестиционная группа «Абсолют», глава которой Александр Светаков личным примером популяризирует серфинг. О своем увлечении экстремальными дисциплинами, любимых местах для катания, а также о том, почему инвестиционная группа вкладывается в заведомо неприбыльные спортивные проекты, Александр Светаков рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
В одном из интервью вы как-то признались, что «занимаетесь спортом: зимой – горные лыжи, летом – теннис». В России эти дисциплины считаются элитными, а увлечение ими – способствующим появлению полезных знакомств и решению деловых вопросов в неформальной обстановке. Серфинг несколько выбивается из этого списка. Чем вас так увлек этот сложный и непопулярный в России вид?
Начиная заниматься тем или иным видом спорта, я никогда не ставил себе цель использовать свое спортивное увлечение для развития бизнеса. Но соглашусь, что теннис может быть полезен в этом плане, хотя о горных лыжах я бы так не сказал. Люблю экстремальные дисциплины, где есть выброс адреналина. Когда начинаешь заниматься серфингом, соскочить с него очень сложно. Он, как никакой другой вид спорта, заставляет человека поддерживать себя в хорошей физической форме. В противном случае будет очень сложно тренироваться.
У кого вы учились кататься на доске? Занимаясь, вы ставите перед собой спортивные задачи наподобие разучивания новых элементов или просто получаете удовольствие от процесса?
Впервые я встал на доску на Маврикии, начал заниматься под руководством американского тренера. В компании, с которой езжу кататься, есть люди, владеющие серфовым мастерством на весьма приличном уровне. В частности, Шон Лопес, племянник известного серфера Джерри Лопеса. Конечно, стараюсь разучивать новые элементы. Но профессионалы катаются на коротких, более маневренных досках, а любители – на длинных, поэтому многие элементы даются сложнее.
Давно ли вы тренируетесь? Где у вас любимое место для серфинга?
Нельзя сказать, к примеру: «Я занимаюсь серфингом два года», потому что действительное время определяется количеством часов и дней, которые ты находишься на волне. Так что опыт у меня, можно сказать, небольшой, увлекся пару лет назад. Для достижения более или менее профессионального уровня нужно этим жить, выражаясь профессиональным языком, висеть на волне. Навык прямо пропорционален количеству потраченных на занятия часов. В Австралии и США серфинг – один из самых популярных видов спорта, и люди, побеждающие на крупных соревнованиях, получают очень серьезные призовые, потому что там, как правило, хороший рекламный бюджет. К примеру, доход десятикратного чемпиона мира Келли Слейтера исчисляется десятками миллионов долларов. Волна – очень небольшое по площади место, где есть жесткая иерархия. Там нельзя делать то, что хочешь. Оказываясь вместе с людьми более подготовленными, шансов покататься на большой волне фактически нет. Так что любители, которые хотят чему-то научиться, вынуждены искать новые места: Папуа – Новая Гвинея, Тимор, удаленные острова Индонезии… Для серьезных занятий серфингом нужно полупрофессионально плавать и не иметь страха перед водой: периодически одна за другой идут семь-восемь волн, и ты не можешь вернуться в безопасное место. К тому же серфинг травмоопасен – волны, как правило, находятся на рифе, рядом мель. Для того чтобы не разбиться, надо следить за отливами-приливами.
Ваше жизненное кредо, озвученное в одном из журналов, таково: чередование двух недель работы с двумя неделями отдыха. Где и за каким занятием вас можно чаще всего встретить в свободное от трудовых будней время?
На волне или за другим видом активного отдыха. Я стараюсь совмещать путешествия и спорт. Недавно был в Норвегии, поднимался на самый крупный ледник в Европе, занимался трекингом. Увлекаюсь рафтингом, не так давно начал ходить по горам. Думаю подняться на Маттерхорн. Это относительно несложная гора в Швейцарии, но есть отрицательные углы, где надо использовать специальное снаряжение. Когда ты физически готов, не испытываешь страха и изучил маршрут, опасность минимальна.
В минувшем году инвестиционная группа «Абсолют» выступила спонсором состоявшегося на Бали второго этапа всероссийского чемпионата по серфингу. Какие цели вы преследовали, вкладываясь в этот проект? Удалось ли их достичь?
Тогда мы были одними из многочисленных спонсоров, просто хотели поддержать начинание. Это не самый массовый и популярный в России вид спорта, поэтому он фактически не имеет государственной поддержки. А между тем этот вид спорта заставляет человека двигаться в правильном направлении с точки зрения физического развития. Например, невозможно серьезно заниматься серфингом и курить. Или злоупотребить алкоголем, а на следующий день выходить на воду. Так что люди, увлекшиеся этой дисциплиной, просто вынуждены избавляться от вредных привычек, держать себя в хорошей форме. Коммерческих же целей мы не преследовали, никаких брендов не продвигали.
Инвестиционная группа «Абсолют» – генеральный спонсор фестиваля «Остров». В каком случае будете считать вложения оправдавшими себя?
В случае если туда приедет молодежь и проникнется любовью к виду спорта, который двигает человека в правильном направлении: заставляет расстаться с вредными привычками. Серферы – люди очень здоровые и физически крепкие.
У вас трое детей. Занимаются ли они какими-либо видами спорта? Поедут ли на фестиваль «Остров»?
На фестивале будут все три сына. В свое время заставлял их серьезно заниматься плаванием, они побеждали на различных соревнованиях. Серфингом больше всех увлечен средний, Иван, ему одиннадцать лет, катается даже лучше меня. Благо он легкий, использует короткую доску. Старший же увлекается виндсерфингом.
Продвигаете ли вы увлечение серфингом среди сотрудников инвестиционной группы «Абсолют»?
Скорее среди друзей-товарищей. Пробовали многие, но всерьез продолжают заниматься единицы.
Советником по спорту в инвестиционной группе «Абсолют» работает знаменитый теннисист Андрей Чесноков. В чем заключаются его обязанности?
Андрей помогает нам в организации мероприятий, связанных с теннисом и спортом в целом, кроме того тренирует нас перед турнирами и во время них. В частности, раз в году проводим внутрикорпоративную олимпиаду для сотрудников группы, снимаем на день стадион «Зоркий» и соревнуемся в 16 видах спорта.
В России быстро забывают успехи. А Чесноков, я считаю, сделал для нашего тенниса не меньше, чем Евгений Кафельников и Марат Сафин, хотя те и выигрывали турниры «Большого шлема». Он спортсмен от Бога, боец, чего нельзя сказать о многих других. Кроме того, Андрей активно участвует в работе нашего благотворительного фонда «Абсолют-Помощь», одно из направлений деятельности которого – строительство стадионов, спортивных площадок для школ-интернатов.
Ваша спонсорская активность в спорте связана в первую очередь с теннисом и серфингом. Это обусловлено личными предпочтениями или сугубо экономическими соображениями? Спортивное спонсорство для инвестиционной группы – коммерчески оправданное вложение или своего рода благотворительность?
Говорить о выгоде в данном случае бессмысленно: все, что ты тратишь, в денежном эквиваленте не возвращается. Можно рассуждать только об имидже. К примеру, «Абсолют Банк» четко ассоциируется с поддержкой спорта. Правда, он уже не принадлежит нашей группе. Сама же инвестиционная группа «Абсолют» связана не только с теннисом. Мы каждый год поддерживаем юношеский чемпионат Европы по теннису, в течение долгих лет были партнерами Кубка Дэвиса, три года спонсировали Кубок Кремля, организуем собственные турниры. Кроме того, ежегодно выделяем стипендии талантливым гимнасткам, несколько лет являлись генеральным партнером волейбольных клубов «Искра» и «Заречье-Одинцово».
А почему перестали?
В период финансового кризиса выделять значительные суммы на волейбол стало тяжело. Мы и сейчас немного помогаем этому виду спорта. Спорт – это часть жизни. В сентябре введем в эксплуатацию клуб в Жуковке, в котором будут открытые и закрытые корты, бассейны, игровые площадки…
Вы планируете зарабатывать с помощью этого клуба?
Надеюсь, он не будет убыточным, но о возврате вложенных средств пока говорить не приходится. Спорт – направление, где мы не планируем зарабатывать. Не всем дана способность красиво тратить деньги. Мы делаем это, вкладывая в спорт.
«Задача – искать недооцененные активы, покупать их и доводить до ума» – так вы охарактеризовали свою деловую стратегию. Видите ли недооцененные активы в области спорта?
Нет, в России спорт – либо убыточный, либо низкодоходный бизнес. Можно, например, вложиться в 8–9-летнего игрока, подписать с ним контракт и инвестировать в него в надежде на возвращение потраченных средств. Но это скорее из области научной фантастики. В том же теннисе в юных спортсменов, как правило, вкладывают родители или спонсоры. Как в свое время adidas – в Анну Курникову. Думаю, открыв спортивный клуб, мы дадим возможность нескольким одаренным детям заниматься бесплатно, поскольку три основных расходных статьи – площадка, тренер и поездки. Для профессиональных занятий теннисом надо вкладывать около трех-пяти тысяч долларов в месяц, а это в России зарплата менеджера достаточно высокого уровня.
Рассматриваете ли вы возможность вложений в зарубежные спортивные объекты?
Я думаю, что основная мотивация российских бизнесменов, инвестирующих в зарубежные клубы, – имидж. Недавно я помогал своему бизнес-партнеру из Гонконга Балраму Чанраю продать английский Portsmouth. Он счастлив избавиться от этого актива, так как каждый месяц был вынужден из своего кармана компенсировать убытки. Инвестиционная группа «Абсолют» не рассматривает спорт как область, где можно извлекать прибыль, мы умеем зарабатывать деньги в других сферах. Хотя когда поддерживали волейбольный клуб Московской области, у нас было агентство, занимавшееся поиском игроков. Но это скорее прикладная структура, позволявшая приглашать в команды волейболистов топ-класса. Помню, я лично уговаривал Любовь Соколову перейти в «Заречье-Одинцово».
Расскажите о связанных со спортом планах инвестиционной группы «Абсолют»?
Продолжим поддержку тенниса – это вид, с которого мы, можно сказать, начинали и объединили вокруг него много хороших людей. Важной вехой станет открытие этой осенью клуба в Жуковке. Думаем перенести на российскую почву некоторые актуальные для Европы и Америки, но пока не развитые здесь технологии и элементы, связанные с фитнесом, спортом и диагностикой травм.