В январе 2012 года член Совета Федерации от Приморского края Вячеслав Фетисов заявил о своем уходе из хоккея и покинул пост председателя совета директоров КХЛ. Однако с любимой игрой не расстался. Легендарный защитник недавно выступил с громкой инициативой создания глобальной лиги, которая могла бы изменить мировой расклад сил в этом виде спорта. В интервью нашему журналу Фетисов рассказал о своей идее. Однако началась наша беседа с сенатором с оценки общей ситуации в российском спорте.
Главным спортивным событием 2012 года стали Олимпийские игры в Лондоне. Выступление российских спортсменов на них руководством страны названо успешным. Разделяете ли вы подобную точку зрения?
На последнем заседании Совета по спорту при Президенте России была дана несколько другая оценка. Впервые в истории наша команда заняла четвертое общекомандное место. Медалей больше, чем в Пекине‑2008, но меньше, чем в Афинах‑2004. Спуск с подиума я бы успехом не назвал.
Были яркие победы. В отечественной истории появилась новая страница: золото мужской волейбольной сборной, сумевшей переломить ход неудачно начатого финального матча. Триумфально выступили дзюдоисты. В то же время провалились стрелки, неудачно выступили пловцы, тяжелоатлеты. Так что обобщать в данном случае неверно. Как спортсмен и руководитель, я понимаю, что задачи ставились другие.
В то же время нужно осознавать, что сборная Великобритании, отнявшая у нас третье место, очень серьезно подошла к домашним Играм. Только вдумайтесь: в 1996 году они завоевали лишь одну золотую олимпийскую медаль, а в Лондоне‑2012 – 29! Оценивая вот такой прогресс, действительно можно говорить об успехе.
Мы видим колоссальный интерес россиян к Олимпийским играм, а он накладывает серьезную ответственность на тех, кто руководит спортивной отраслью в стране.
Считаете ли эффективной нынешнюю систему управления российским спортом? Насколько она соответствует модели, которую вы выстраивали, будучи главой Росспорта? Какие элементы нуждаются в корректировке?
В 2008 году говорилось о том, что будут новый подход, система, команда, результаты, цели. А работают, по сути, составленный еще в Росспорте календарь и спартакиадное движение. Федеральная целевая программа по строительству объектов практически не функционирует.
Закон о спортивной подготовке, который должен был создать новые условия для спорта высших достижений, не принят. Равно как и закон о страховании спортсменов, о нем я говорил еще три года назад. Вот мы и наблюдаем, скажем, скандальную ситуацию с футбольным клубом «Зенит», игрокам которого по временной нетрудоспособности в 2011 году было выплачено 162 миллиона рублей из средств регионального фонда социального страхования.
В Ванкувере‑2010 завоевали три золотые медали при плане в восемь-девять. Программа «Результат», разработанная Росспортом для выполнения таких задач, выполняется не в полном объеме. Закон о спорте трещит по швам, хотя в свое время был предложен второй закон, который разграничивал бы подготовку к высшим результатам и массовый спорт.
Между тем финансирование отрасли увеличилось на порядок.
Значит, деньги уходят не туда, куда полагается?
Для подобной оценки существуют контролирующие органы. Я рад, что российские спортсмены зарабатывают больше, чем их зарубежные коллеги. В то же время надо понимать, что после Сочи‑2014 жизнь не заканчивается, поэтому нужно создать систему, которая будет воспитывать новых звезд и чемпионов.
Я ознакомился с программой Министерства по поддержке опорных видов спорта в регионах страны, и у меня возникло немало вопросов. К примеру, самый массовый вид – легкая атлетика – в качестве опорного вида определен примерно в 20 регионах. Но если губернатор не слишком хорошо относится к спорту, считает его затратным и не приносящим отдачи делом, то, получив указание развивать конкретные четыре вида, он и сосредоточится лишь на них.
Став сенатором от Приморья, вы наверняка столкнулись с тамошними спортивными реалиями. Насколько они соответствуют тем представлениям, что вы имели, будучи главой Росспорта?
Хотите спросить, не принимал ли я не соответствовавших реальности решений? В Росспорте мы проводили огромное количество выездных мероприятий, коллегий, приглашали людей из регионов для обсуждений в Москву. Был заместитель министра, отвечавший за региональную политику. Предлагали разрабатывать региональные программы развития спорта, чтобы координировать их со стратегической, федеральной программой. Так что принимаемые решения не шли вразрез с ситуацией на местах.
В то же время уверен, что если мы будем рассматривать спорт как остаточный объект финансирования, не сможем решить многие социальные вопросы. Сегодня спорт – единственная реальная альтернатива вызовам улицы, профилактика наркомании, алкоголизма, детской преступности. Когда я встречался с избирателями и спрашивал, что лучше строить – наркодиспансеры и тюрьмы для несовершеннолетних или спортивные объекты, все останавливались на втором варианте.
Известно, что бюджет не резиновый. Именно поэтому спорт надо рассматривать в качестве приоритетного для государства направления, средства формирования личности, воспитания патриотизма, решения демографических проблем.
Возможности, которые у нашего спорта были в 2002 году, не сравнимы с нынешними. Проблемы, связанные с финансированием, криминалом, взаимоотношениями с общественными организациями, – вот с чем мы столкнулись десять лет назад. Сейчас же министерство имеет бюджет 40–50 миллиардов рублей, а в наследство получило федеральную целевую программу, отраслевой закон, скоординированную региональную политику.
Случившиеся до вашего прихода в Росспорт скандалы с Национальным фондом спорта отчасти связаны с необходимостью самостоятельно зарабатывать из-за недостатка финансирования?
В свое время президент Борис Николаевич Ельцин, столкнувшись с жесточайшим дефицитом бюджета и в то же время понимая важность развития отрасли, принял непростое решение дать спорту возможность дополнительного заработка. К сожалению, эти деньги попросту крали. Тот печальный опыт и сейчас не дает нашей стране возможности пойти по общемировому пути, когда вложившиеся в спорт коммерческие структуры могут списывать потраченные на эти цели суммы со своих доходов. Как говорится, обжегшись на молоке, дуем на воду. Нужно рассматривать варианты предоставления преференций компаниям, финансирующим строительство спортсооружений и спортивные мероприятия. Рано или поздно мы к этому придем.
Думаете, со временем у россиян разовьется такой же интерес к спорту, как у европейцев?
Интерес к спорту у нас в стране не меньший. Дело в условиях. Мы обязаны создать их, чтобы человек в непосредственной близости от своего дома мог поиграть в футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол… Надо раскручивать спортивных звезд, дабы они были кумирами, людьми, которым молодежь захочет подражать. Развивать интерес, не создавая условий, не получится.
В конце октября в одной из ведущих спортивных газет страны вы выступили с сенсационной идеей создания глобальной хоккейной лиги. Добились ли желаемого общественного резонанса?
Это не сенсация. В те же дни одно желтое издание протрубило, что в Росспорте якобы работал мой племянник, который занимался махинациями, – вот это сенсация. Понятно, что ничего подобного и быть не могло. У меня вообще нет племянников, а мой единственный брат Анатолий погиб в юном возрасте… За эту клевету, я дал себе слово, кое-кому придется ответить.
Впрочем, вернемся к хоккею. Я не гнался за резонансом, а рассуждал о том, какую выгоду может получить наш вид спорта в целом от локаута в NHL. Для многих возможность посмотреть на ситуацию отстраненно, глобально, а не защищать свои местечковые интересы стала откровением.
Кто должен сделать первые шаги по реализации проекта?
У нас есть свои интересы, которые мы обязаны отстаивать. Прежде всего выступление сборной России в Сочи‑2014. Вбухать огромные деньги в организацию Олимпийских игр и не выиграть, скажем, хоккейный турнир было бы неразумно.
В то же время нынешний шанс уникален. Если следующий коллективный договор в NHL подпишут на восемь – десять лет, о проекте глобальной лиги можно будет забыть на длительный срок. Я получаю отзывы из Кореи, Китая и Японии. Люди там откликнулись, готовы участвовать. Но кто-то должен взять флаг и начать движение. Логично, если таким человеком станет президент Международной федерации хоккея (IIHF) Рене Фазель. Ему нужно не бегать между Гэри Беттмэном и Александром Медведевым, а постараться так структурировать мировой хоккей, чтобы он имел динамику, перспективу и успех.
Швейцарец готов?
Я знаю Рене более тридцати лет. Это аккуратный, никуда не торопящийся человек. Однако сейчас я на его месте почувствовал бы, что настал редкий момент войти в историю мирового спорта. Не знаю, вселила ли в него уверенность в этом наша недавняя беседа. Вскоре увидим.
Приедут ли в Сочи‑2014 игроки NHL?
Олимпийские игры, чемпионаты мира и другие международные турниры будут последним пунктом в переговорах между хоккеистами и владельцами клубов. Зная Беттмэна, думаю, что вероятность запрета очень велика. Но не это сейчас главное. Сложившаяся монополия NHL вредит развитию хоккея, а сегодня у нас есть реальный шанс изменить ситуацию. Не развернуть ее в пользу России и КХЛ, а создать оптимальные условия для дальнейшего развития игры, которой я посвятил всю свою жизнь.
Семь лет назад я задал Беттмэну вопрос: «Гэри, вот ты ежегодно опустошаешь европейские хоккейные источники. Не боишься, что они рано или поздно пересохнут?» В тех же Чехии и Словакии уже возникают проблемы с резервом: родители предпочитают отдавать детей в более дешевые футбол и баскетбол, а не в хоккей.
КХЛ изменила ситуацию в мире, но не кардинально. В свое время Третьяк инициировал закон, согласно которому отношения между игроками и клубами регламентируются трудовым кодексом. Я тогда спрашивал Владислава Александровича: «Зачем же копать могилу российскому спорту?» А потом, задавав Фазелю вопрос о том, почему IIHF признает контракты NHL, а наши – нет, получил ответ: «У вас закон превалирует над корпоративным правом».
Был принят мой закон, и КХЛ избавилась от этой ошибки. И сейчас Лига должна срочно внести изменения в регламент, прописав, что права на игроков, не ставших неограниченно свободными агентами, принадлежат клубам. И Владимир Тарасенко не может уехать за океан после окончания локаута, имея контракт в нашей лиге. Так же и с иностранцами. Мы пока не защитили свои интересы как профессиональная лига.
Если к Фазелю обратятся СКА и St. Louis Blues, у каждого из которых подписан контракт с тем же Тарасенко, что произойдет?
Увидим, какое решение примет спортивный арбитражный суд в Лозанне. Есть две лиги. Одна не вкладывается в развитие игрока, вторая содержит детские школы, развивает молодежную лигу… Можно будет, имея серьезные основания, идти в любой арбитраж, в том числе в американский суд.
У КХЛ есть серьезное преимущество: разрешено драфтовать 17‑летних, в то время как в NHL возрастная планка выше. Фактически мы можем закрепить за собой права на всех будущих Гретцки, Лемье и Кросби.
В вашей карьере было немало крутых поворотов. Сильно ли меняется круг общения и образ жизни после занятия (отставки с) той или иной должности?
Я в том возрасте, когда меняться сложно. Все мои хоккейные друзья рядом, а не хоккейные – еще ближе. Мы по-прежнему вместе на льду. В хоккейном мире есть только один человек, вызывающий у меня брезгливость. Занимаемое кресло не меняет мое отношение к людям. Конечно, в жизни каждого кто-то отсеивается, кто-то появляется, но это естественный процесс. Чем раньше потеряешь спутников, которые держатся тебя только ради приносимой тобой пользы, тем лучше. Происходит своеобразное очищение. С годами я понял, что общаться с теми, с кем хочешь, и ходить куда пожелаешь, – своеобразная формула мужского счастья. Не каждому это дано.
Вы являетесь председателем правления Ночной хоккейной лиги. Это работа или хобби?
Удовольствие, почетная нагрузка, которая не тяготит. Стараюсь с помощью своих товарищей сделать все возможное, чтобы начала функционировать и студенческая лига – как рабочий механизм вовлечения молодежи в процесс. Занимаюсь тем, что нужно людям. Не зря же Президент России в день инаугурации приехал на хоккей. Это знак людям, отвечающим за развитие спорта в России.
Вы принимали участие в становлении Владимира Путина как хоккеиста?
Довелось кататься вместе, играть, отрабатывать какие-то моменты. Он талантливый человек. Хоккей – сложная игра, которая требует усилий, но многое дает.
Вы любите скорость и хорошие машины. Правда ли, что Вячеслав Фетисов стал первым в России владельцем автомобиля Hyundai EQUUS?
Да. Считаю, что это очень хорошая машина по соотношению цена-качество, особенно если учитывать все опции. Такие как пятилетняя гарантия, возможность ездить на бензине с меньшим октановым числом. Стоимость годового обслуживания такого автомобиля куда ниже, чем у сопоставимых по классу моделей других марок. Я езжу на EQUUS третий год и не устаю от него: комфортно и как пассажиру, и как водителю. Можно поздравить Hyundai с созданием столь комфортного автомобиля, который, не сомневаюсь, со временем станет одним из самых популярных в своем классе.
Но иногда можно услышать мнение, что этот корейский производитель недостаточно премиален…
А вы сравните с телефонами. Лет десять назад в моде была Nokia, и скажи тогда кому-то, что вскоре самым престижным станет iPhone, любой посмеялся бы. А сейчас это в порядке вещей. Когда в Северной Америке на рынок только вышел Lexus, я приобрел такую машину для жены. Многие удивлялись. А сейчас это одна из самых популярных марок в классе. Стереотипы живучи, но в то же время люди уже научились считать. Плюс надежность: мой водитель успел поездить едва ли не на всех автомобилях премиум-класса, и он не нарадуется на EQUUS. Говорит, что это лучшая машина, за рулем которой доводилось сидеть.
Напоследок хотелось бы спросить о целях. Как хоккеист вы выиграли все, в политике тоже высоко забрались. К чему-то еще стремитесь?
Не люблю слова «последний», назовем этот вопрос «крайним». Если говорить о насущном, я вижу у нас в стране большие проблемы молодежи. Хочется, чтобы молодые люди разделяли ценности моего и старшего поколений, хотели жить в обновленной России.
В настоящее время я занимаюсь законопроектом, ограничивающим продажу спиртного лицам в возрасте до 21 года. Проблема алкоголизации молодежи огромна, и этот закон поможет ее решить.
Что касается дальнейших планов… Вы забыли, что я, помимо всего прочего, еще работал и вполне успешным тренером. Правда, пробыл в этой ипостаси недолго. Это занятие всегда мне нравилось.
О будущем не загадываю. Отец учил хорошо делать свое дело, утверждая, что в таком случае все придет. Я хочу жить в лучшей стране, смотреть за матчами лучшей в мире нашей хоккейной лиги. Гордиться тем, что Россия снова стала первой в мире по количеству золотых медалей на Олимпийских играх.
Досье / Вячеслав Фетисов
• Родился 20 апреля 1958 года в Москве
• Двукратный олимпийский чемпион по хоккею с шайбой (1984, 1988), серебряный призер Игр 1980 года
• Семикратный чемпион мира (1978, 1981, 1982, 1983, 1986, 1989, 1990); серебряный (1987); дважды бронзовый призер (1985, 1991); призер первенств планеты
• 14-кратный чемпион СССР в составе ЦСКА (1975, 1977–1989)
• Двукратный обладатель Кубка Стэнли в составе Detroit Red Wings (1997, 1998)
• Стал самым возрастным игроком в истории КХЛ, проведя официальный матч за ЦСКА в возрасте 51,64 года
• В 2005 году введен в Зал славы IIHF
• В 2001 году включен в Зал хоккейной славы в Торонто
• Вошел в символическую сборную столетия Centennial All-Star Team IIHF
• В качестве помощника главного тренера New Jersey Devils в 2000 выиграл Кубок Стэнли
• Был главным тренером и генеральным менеджером сборной России на Играх в Солт-Лейк-Сити, где команда завоевала бронзовые медали
• С 22 октября 2008 года по 21 января 2012 года председатель совета директоров КХЛ
• C 29 апреля 2009 года по 21 января 2012 года – президент ПХК ЦСКА
• В 2004–2008 годах являлся председателем Федерального агентства по физической культуре и спорту
• Член Совета Федерации от Приморского края