Серебряный призер чемпионата мира – 2012 Алена Леонова имеет в своем послужном списке звание чемпионки мира среди юниоров, но золото на чемпионате России ей не удавалось завоевать еще ни разу. Более того, в сборную страны она попадала после пятого места на национальном первенстве. Все дело в том, что в фигурном катании действуют достаточно строгие правила по допуску спортсменов на чемпионаты мира и Олимпиады.
Золотую медаль на проходившем в Лозанне чемпионате мира 1997 года завоевала 14‑летняя американка Тара Липински. Ее катание было скорее детским, нежели женским. Юная Тара, дебютировавшая на чемпионате мира годом раньше (в Эдмонтоне она была только 15‑й), искренне радовалась выполненным прыжкам, не считаясь при этом со звучащей музыкой. Сами прыжки Липински исполняла технически не безупречно, но судьи все прощали этой бесшабашной девчонке.
КАЗУС ЛИПИНСКИ
Однако, в отличие от тренеров, функционеры Международного союза конькобежцев (ISU) забили тревогу. У них перед глазами был печальный опыт спортивной гимнастики, из которой исчезли грация и красота. Вместо этого зрителям приходилось наблюдать, а судьям – оценивать элементы на грани риска в исполнении крохотулек, не ведающих порой, что творят.
В результате в правила фигурного катания был внесен пункт о том, что к участию в чемпионатах мира и Олимпиадах допускаются только взрослые спортсмены, которым на момент начала сезона исполнилось 15 лет. Липински к победным Играм‑1998 этого рубежа достигла, но отметим важный нюанс: в Нагано она приехала уже опытной и авторитетной фигуристкой, имевшей за плечами два чемпионата мира, включая «золотой».
Американские юристы, преуспевшие в защите интересов своих клиентов (они даже уличенных в применении допинга чемпионов умудряются отстоять), сумели добиться режима наибольшего благоприятствования и для победительницы следующей Олимпиады Сары Хьюз. Ей к старту в Солт-Лейк-Сити исполнилось 16, но за плечами были уже три чемпионата мира. На них Хьюз стартовала как призер юниорских мировых первенств. Неизвестно, рискнул бы Олимпийский комитет США включить не имевшую международного опыта Сару, ставшую лишь бронзовым призером национального чемпионата, в состав команды на Игры‑2002.
После завершения женских соревнований едва сдерживавшая слезы Ирина Слуцкая говорила о том, что жизнь несправедлива. Она готова была достойно принять поражение от Мишель Кван, но не от «выскочки» Хьюз, техника которой была лишь чуточку лучше, чем у Липински.
Ни Слуцкой, ни Кван так и не удалось подняться на высшую ступень олимпийского пьедестала, хотя они прожили в фигурном катании долгую жизнь. В отличие от юных американских чемпионок. Липински сразу же после триумфа в Нагано объявила об уходе в профессиональное шоу, а затем сосредоточилась на карьере в кино и на телевидении, где кроха ростом 150 см оказалась востребованной. Хьюз и вовсе повесила коньки в домашний музей и пошла учиться на врача. В Америке они зарабатывают больше, чем звезды шоу Ильи Авербуха.
БАРЬЕР ДЛЯ АЗИАТОК
Правило же о допуске призеров юниорских чемпионатов мира на взрослые соревнования до достижения ими возрастного ценза после Олимпиады в Солт-Лейк-Сити отменили. На Игры в Турине поехала только «старая гвардия» во главе со Слуцкой и Кван и не попали чемпионка и вице-чемпионка юниорского ЧМ‑2005 – японка Мао Асада и кореянка Ю‑На Ким.
Особенно обидно это было для Асады, которая в тот сезон была чертовски хороша. На этапах Гран-при она обыграла будущих призеров Турина Шизуку Аракаву и Сашу Коэн, а в финале этой престижной серии – непобедимую дотоле в олимпийском сезоне Слуцкую. Руководители Олимпийского комитета Японии предприняли массу усилий, чтобы Асада смогла выступить на Играх, но руководство ISU было непреклонно.
На чемпионатах мира Мао смогла дебютировать только в 2007‑м, а первой для нее Олимпиадой стала состоявшаяся в Ванкувере. К этому времени примой мирового льда стала Ю‑На Ким. Ей также не хватило двух с половиной месяцев, чтобы выступить в Турине. Хотя вряд ли на Олимпиаде‑2006 кореянка поразила бы мир. Глядя на выступления этой фигуристки в Ванкувере, где она показала абсолютно лучшие за всю историю судейства по новым правилам результаты в короткой и произвольной программах, многие мысленно аплодировали функционерам ISU за принятие возрастного ценза. Ведь Ю‑На Ким продемонстрировала не только сложнейшие программы, безупречно исполненные технически, но и с истинно женской грацией осознанно воплощенные образы. Наблюдать за ней было куда приятнее, чем за Липински в Нагано или Хьюз в Солт-Лейк-Сити.
ЧУДО С КОСИЧКАМИ
Первым юным дарованием, стремительно ворвавшимся в мир фигурного катания, следует признать Елену Водорезову. Ее, как и гимнастку Ольгу Корбут, называли «чудом с косичками». В 12 лет ученица Станислава Жука выиграла чемпионат СССР среди юниоров и турнир на призы газеты «Московские новости». Водорезова просто поразила специалистов исполнением технически сложных элементов. Руководство федерации не побоялось заявить столь юную спортсменку для участия в чемпионате Европы 1976 года. Собственно, функционеры ничем и не рисковали. В ту пору женское фигурное катание было «отстающим» видом в СССР. Водорезова стала первой отечественной спортсменкой, поднявшейся на пьедестал на чемпионатах Европы и мира.
Она продолжала делать упор на сложные прыжки, первой в мире исполнив три тройных прыжка в произвольной программе и тройной ритбергер на ЧМ‑1978. На Олимпиаде в Инсбруке Елена включила в произвольную программу три тройных прыжка, и только большое отставание после исполнения обязательных фигур, которое при старой системе отыграть было практически невозможно, не позволило Водорезовой занять место выше 12‑го.
При этом американское телевидение, демонстрировавшее только выступления фигуристок из сильнейшей разминки, сделало исключение для прокатов советской спортсменки в короткой и произвольной программах. Ну не показывать же было Беатрикс Шубу из Австрии, которая создавала колоссальный задел при вычерчивании фигур и с трудом справлялась с двойными прыжками! Еще дальше пошло японское телевидение, которое приехало в Москву снимать чемпионку в домашних интерьерах. После этого семья Водорезовых перебралась наконец из коммуналки в отдельную квартиру.
Карьера Елены прервалась на взлете. Она ушла из большого спорта в 21 год, причем перед этим два сезона практически не выступала из-за болезни. Врачи диагностировали у фигуристки полиартрит, который, увы, не поддается лечению. Жук перестроил тренировочный режим на щадящий график, но надеяться на прогресс в результатах уже не приходилось. Лебединой песней Водорезовой стало 8‑е место на Олимпиаде‑1984 в Сараеве.
ЧЕМПИОНКА ИЗ 6 «А»
О «девочке с косичками» очень часто вспоминали в кулуарах чемпионата России 2009 года, который проходил в декабре 2008‑го в Казани. Вписать национальный отбор на чемпионат Европы в январский график удается крайне редко, вот и проводят его досрочно. В столице Татарстана «девочек с косичками» было несколько, а золото завоевала 12‑летняя Аделина Сотникова, ученица Елены Германовны Буяновой (такую фамилию носит сейчас вышедшая замуж Водорезова) и любимица Татьяны Анатольевны Тарасовой.
Обилие юных участниц стало в последние годы отличительной чертой чемпионатов России. Так сложилось, что фигуристок, отвечающих возрастному цензу ISU, в нашей стране практически не осталось. В Казани в кулуарах велись бурные дискуссии. Одни утверждали, что нельзя допускать детишек с их неокрепшей психикой и несформировавшимися фигурами на взрослые соревнования. Сторонники этой идеи парировали: все три 12‑летние спортсменки, выступавшие на чемпионате России, отобрались на него по спортивному принципу, показав хорошие результаты на этапах Кубка страны.
Вопросов о том, почему Сотникова и Елизавета Туктамышева в Казани оказались выше взрослых фигуристок, ни у кого не возникло. Отрыв чемпионки и завоевавшей серебро ученицы Алексея Мишина от бронзового призера составил более десяти баллов. Кстати, бронзовым призером стала тогда Катарина Гербольдт, не выдержавшая впоследствии конкуренции с юными дарованиями и ушедшая в парное катание.
В Казани 12‑летние триумфаторы национального чемпионата поразили всех не только своими выступлениями, но и умением держаться на публике. В общении с репортерами они и футболистам сборной России фору уже тогда могли дать. Сотникова с увлечением рассказывала, что учится без троек в 6 «А» и даже иногда отпрашивается у тренера на важные контрольные. Аделина поведала и об отце, который работал в московской милиции. Даже уточнила, что не офицером, а начальником.
Туктамышева вообще изложила две версии своего прихода в фигурное катание, уверенно объяснила свои технические помарки и разъяснила несведущим сложный замысел собственных программ. Опытные тренеры с самого начала стремились ставить «взрослые» композиции. Та же Сотникова впервые стала чемпионкой России, показав в произвольной программе интереснейший вариант «Лебединого озера». По словам Буяновой, задачи слепить из 12‑летней девчушки Одетту-Одиллию не было. Просто хотели привить Аделине любовь к классике и сделать программу органичной, а не состоящей из прыжков и перебежек между ними.
На следующих чемпионатах России уже ни у кого вопросов о нарушении возрастного ценза ISU не возникало. Вслед за Сотниковой и Туктамышевой вмешалась во взрослые «разборки» Юлия Липницкая, завоевавшая серебро на последнем чемпионате России в Саранске. Ее дебют на взрослом уровне также оказался достойным: Юлия стала участницей финала Гран-при в Сочи. Это право она завоевала, дважды оказавшись в числе призеров этапов престижной серии. Вот только составить конкуренцию в борьбе за место в олимпийской команде ученице Этери Тутберидзе не удастся. Возрастной ценз для этапов Гран-при ниже, чем для чемпионатов мира и Олимпиад. Дебютировать на Играх Липницкая сможет только в Пхенчхане в 2018‑м, когда ей исполнится 19.
«ДОЖИТЬ» ДО ПЬЕДЕСТАЛА
Мэтр отечественной тренерской школы профессор Мишин утверждает, что именно его ученица Туктамышева стала локомотивом, который тянул отечественное женское фигурное катание в последнем олимпийском цикле. «Большинство фигуристок осваивают тройные прыжки к 16–17 годам, – поделился своими мыслями с автором этих заметок Мишин. – Туктамышева, Сотникова, а затем и Липницкая к этому возрасту уже смогут выйти на качественно иной уровень. Они ничего не боятся, а главное – усваивают правильную технику. Соревнуясь со взрослыми, они приобретают и необходимый опыт».
Профессор настойчиво подчеркивал, что сейчас девчонки взрослеют рано. Он даже обращался к президенту ISU Оттавио Чинкванте с предложением снизить возрастной ценз для участия во взрослых международных соревнованиях и одновременно ужесточить его для юниорских. Ну какие, к черту, 18‑летние фигуристки – юниорки? Предложение не прошло.
На аргументы Мишина есть одно очень сильное возражение, с которым, в принципе, согласен и сам мэтр. Никто не может спрогнозировать, как вырастут во всех направлениях через три-четыре года блеснувшие в 12 лет на чемпионатах России фигуристки. Не говоря уж о том, как отразится на них груз ответственности и как трансформируется техника. Ведь та же Сотникова после победного дебюта на национальном первенстве не смогла даже попасть на пьедестал на чемпионате России 2010 года, проходившем, естественно, в декабре 2009‑го в Санкт-Петербурге. На ступеньку ниже по сравнению с прошлым сезоном опустилась и Туктамышева, а золото и серебро завоевали вполне сформировавшиеся как женщины и как спортсменки Ксения Макарова и Алена Леонова.
Как раз в этом сезоне у Сотниковой и Туктамышевой, не претендовавших на поездку в Ванкувер, был период «взросления». Два следующих чемпионата России Аделина выиграла, но при этом первым номером взрослой сборной по-прежнему оставалась Леонова. Во время ЧМ‑2012 в Ницце, где Алена стала серебряным призером, она четко сформулировала свое кредо: «Глупо стремиться соревноваться с юными девчонками в сложности программ. Нужно демонстрировать свои лучшие качества, подчеркивая женственность и умение воплотить на льду сложные образы».
Подросшие и повзрослевшие Аделина и Елизавета тоже к этому стремятся. Как и две Полины, Коробейникова и Шелепень, соперничавшие с Сотниковой и Туктамышевой еще на юниорском уровне. Главные опасения специалистов не сбылись. Наши «девочки с косичками» не вымахали до баскетбольного роста и не приобрели комплекцию борцов сумо. Сохранили они и поставленную в детстве мэтрами технику. Вот только те сложнейшие программы, которые они исполняли в 12–13‑летнем возрасте, не задумываясь о необходимости воплотить образы, в 15–16 лет исполняются уже по-другому. Только еще не так, как делают это лучшие фигуристки мира в свои 20.
Да что там в двадцать! Действующей чемпионке мира Каролине Костнер выйти на такой уровень удалось в 25 лет. Время «девочек с косичками» ушло. Возможно, для олимпийских перспектив России в Сочи это и не очень хорошо. Ведь Липницкая, пожалуй, самая талантливая из юной поросли российских фигуристок. Такой растяжки, музыкальности и понимания замысла программ не было в ее возрасте, пожалуй, даже у Сотниковой с Туктамышевой.
Только «бодаться» с ISU, отстаивая исключение из правил, никто из спортивных юристов России не собирается. Да и конкуренция за место в олимпийской сборной в женском фигурном катании сейчас высочайшая. Одной из главных интриг предстоящего чемпионата России – 2013, который состоится, как вы уже догадались, в декабре 2012‑го на олимпийской арене в Сочи, будет дуэль поколений: юные и уже авторитетные, по крайней мере среди российских арбитров, дарования Сотникова и Туктамышева против «старушек» с олимпийским опытом Леоновой и Макаровой.
Первой уже – страшно подумать! – 22, второй в декабре исполнится 20. Макарова даже заявила, что после олимпийского, а возможно, и после нынешнего сезона пойдет по стопам Хьюз. Правда, учиться в американском университете Ксения собирается не на врача, а на криминалиста.