Алена Леонова – о родном городе, подготовке к Олимпиаде и дружбе с Ириной Слуцкой

Большой спорт №12(68)
Владимир Морозов

Воспитанница ленинградской школы фигурного катания, двукратный серебряный призер чемпионата России Алена Леонова сегодня на подиумах блещет редко, но интервью дает часто. Со стороны – скромна, по взгляду – целеустремленна. Последнее качество отмечают многие. однако не все способны разглядеть в ней будущую олимпийскую чемпионку. Где основания, резоны? У неравнодушных есть сомнения: то она «летит», то ее лихорадит. А девиз Алены – делу ход! Именитая участница проекта «Молодые таланты большого спорта» рассказала в интервью журналу о спортивной злости, новом тренере и жизни за пределами катка.

Известные личности из тренерского цеха не стесняются в формулировках, говоря об Алене Леоновой как о ветеране российского фигурного катания. И это в ваши годы?
Меня это ничуть не задевает, наоборот, статус старшей одиночницы придает больше уверенности в себе. Я считаю, стаж мне только помогает.

Как оцениваете свое катание в нынешнем сезоне?
Пока я, конечно, недовольна. Хотелось бы большего. По ощущениям могу сказать, что сейчас нахожусь в хорошей форме. Продолжаю готовиться к главным стартам – чемпионатам России, Европы и мира.

С особой теплотой вспоминается ваше серебро на недавнем первенстве мира в Ницце. Куда пропала былая уверенность на первых этапах Гран-при?
Мы поздно начали ставить программу, к тому же летом я участвовала в шоу, поэтому не была готова к старту нынешнего сезона. Сколько требуется времени для накатки программы? Не менее двух месяцев активной работы. Сейчас все уже намного лучше.

Во время произвольной программы на Skate America страшно было смотреть, как после серии прыжков ваш конек проходил в считаных сантиметрах от борта. Насколько смущали габариты площадки?
Я прекрасно понимаю – некрасиво и не так эффектно, о чем уже говорили тренеры. Но меня это особо не смущает, так, наверное, удобнее.

Наблюдаете за своими основными соперницами?
На соревнованиях особой возможности не предоставляется, в большей степени концентрируешься на собственном выступлении. А так, если девочки, соревнующиеся со мной на внутреннем первенстве, выезжают на другие старты Гран-при, то, конечно, слежу за их катанием и результатами.

Кого можете выделить?
Это все мои соперницы, с которыми я встречусь на декабрьском чемпионате России в Сочи. Например, Юлию Липницкую, начавшую выступать во взрослых соревнованиях только с этого сезона. Также Елизавету Туктамышеву, Ксению Макарову.

Вы как-то заявили, что катание под руководством питерского тренера Аллы Пятовой было в нагрузку, а у Николая Морозова, наоборот, в удовольствие…
Я не получала удовольствие от всего, что происходило на льду во время тренировок. Будто меня заставляли. Николай Александрович – человек, с которым мы сразу нашли общий язык. Помимо того что он тренер, он еще и хороший друг. Алла Яковлевна, можно сказать, была для меня второй мамой, но характерами мы не сошлись, хотя тренировались вместе достаточно долго.

Я вообще стараюсь не думать об Олимпиаде в Сочи, или о чем-то еще. Для начала хочу съездить на чемпионат России и опробовать каток. До Игр у меня еще много важных стартов, и, конечно, сейчас ничего не могу загадывать

Насколько распространена схема заключения соглашения с новым наставником через тре­угольник «спортсмен – федерация – тренер»?
Все переходы возможны только через федерацию. Вот так просто взять и сменить тренера, конечно, нельзя. Нужно разговаривать, иначе руководство имеет право переход не разрешить. Полтора года назад я находилась в непростой ситу­ации: хотелось чего-то нового, нужно было куда-то двигаться. По окончании чемпионата мира – 2011 организация напрямую переговорила с Морозовым, после чего мы встретились и начали сов­местную работу.

Создалось ощущение, будто Морозов недостаточно требователен. Опровергнете?
Возможно, он не считает нужным это делать. Этапы Гран-при были не столь важны для меня, поэтому он спокоен. А сейчас, когда идет подготовка к главным стартам, наоборот, он стал больше требовать, нагружать.

Вы обсуждали глобальные планы на будущее?
Только на чемпионат России.

Неужели?
Я вообще стараюсь не думать об Олимпиаде в Сочи или о чем-то еще. Для начала хочу съездить на чемпионат России и опробовать каток. До Игр у меня еще много важных стартов, и, конечно, сейчас ничего не могу загадывать.

Принять в команду молодую перспективную фигуристку со слегка затупившимся коньком – ответственное решение. Чем, на ваш взгляд, руководствовался Николай Морозов?
Я думаю, он хочет сделать из меня чемпионку. Я уже вижу плоды нашей работы, считаю, Морозов вывел меня на новый уровень.

Зачастую смена тренера влечет за собой иной подход к технике, исполнению элементов различной сложности. Это ваш с Морозовым случай?
Не наша история. Я сама уделяю много внимания технике. Его непосредственная задача – постановка программы, стиль. Для тренера главное, чтобы я чувствовала себя комфортно. Не важно, с какого захода прыгаю, главное – чтобы я прыгала.

Вы спокойно переживаете его отлучки к другим фигуристам?
Он руководит очень сильной командой из танцевальных пар, но я, как единственная одиночница в группе, не очень люблю кататься с ними на одной площадке, поэтому выхожу на лед позже остальных. Предпочитаю работу один на один.

Вы можете охарактеризовать Морозова в трех словах?
Ух… Решительный. Этот человек с сильным характером, обладает внутренним стержнем, его так просто не пробьешь. Умный и находчивый, способный найти выход из любой ситуации.

Между вами возникало недопонимание?
Никогда такого не было, я абсолютно во всем с ним соглашаюсь. Он знает, что и как мне нужно сказать, чтобы я пошла и сделала тот или иной прыжок. Тренер может надавить, но я не обижаюсь – уже знаю все его фишки.

Запомнилась ваша фраза «на злости могу откатать очень хорошо». Копите до Олимпиады?
Это чувство исходит изнутри. Если что-то не получается, начинаю злиться и, конечно, уже выполняю все как надо. А вообще меня легко завести. Даже на тренировках, если по-спортивному злая, пойду и сделаю прыжок.

Вы собираетесь усложнять программу с прице­лом на 2014 год?
Конечно, но сейчас не замахиваюсь на сложные элементы. Сначала нужно доработать то, что умею делать. Вытренировать до автомата, до исполнения с закрытыми глазами. Естественно, надо усложнять программы, бороться с сильными соперницами, особенно с русскими, которые демонстрируют очень качественное катание. Хотела бы усовершенствовать мой текущий каскад тулуп – тулуп 3+3, это может быть и флип – тулуп, и лутц – тулуп, благодаря которым программа автоматически усложнится на четыре балла.

Что может завести во время проката?
Публика, когда болельщики начинают усердно кричать и хлопать. Меня это очень заводит, подстегивает, помогает.

Вы нуждаетесь в помощи психолога?
Я работаю с личным психологом с 2010 года. Результат есть. Недавно проводила восстановительно-тренировочный сбор в Санкт-Петербурге, и мне удалось встретиться с ним. Мы провели два занятия; конечно, маловато, но, думаю, еще сможем пообщаться с ним по телефону и я получу дополнительные наставления.

Опишите саму процедуру.
Он вводит в транс, делая различные внушения, которые должны всплывать в голове перед стартом. В последнее время его контроль надо мной потерялся: на прош­лый сезон того приобретенного запаса хватило, а на этот уже нет.

Вас угнетает кардинальная смена обстановки?
Наоборот. Каждое новое место всегда хорошо, особенно когда ты безвылазно сидишь в другой стране на сборах по нескольку месяцев.


Естественно, нужно усложнять программы, бороться с сильными соперницами, особенно русскими, которые демонстрируют очень качественное катание. Я хотела бы усовершенствовать мой текущий каскад тулуп – тулуп 3+3

Можете вспомнить самую обидную ошибку в карьере?
Наверное, на московском этапе Гран-при – Кубке «Ростелекома» в этом году, где из-за срыва достаточно легкого прыжка лишилась четырех баллов. Однако была рада, что сделала все остальное. Поэтому расстро­илась, но не сильно.

Вы довольны жизнью вне катка?
Освоиться в Москве мне не удалось и вряд ли получится. Из Новогорска я особо никуда не вылезаю, в город не езжу – мне не нравится огромное количество народа, шум. Максимум, где бываю, – ближайший торговый центр, где могу побаловать себя шопингом, сходить в кино, поесть суши. Почему нахожусь на базе, а не живу, допустим, в Москве? Мне просто здесь удобно. Не считаю, что у меня скучная жизнь, потому что я располагаю одним выходным за семь дней. В остальное время усердно работаю, и в общем-то мне больше ничего не надо, кроме катка и возможности поспать. Наверное, я настолько люблю свой город, что остальные для меня не существуют. А вообще жизнью вне катка я довольна.

Общаетесь с мэтрами фигурного катания?
С Ириной Слуцкой. Встречаемся довольно редко, в основном на шоу или в Новогорске. Она помогает, болеет, называет своей преемницей. Сказала, чтобы я отомстила за нее на Олимпиаде.

Вас легко обнаружить в Интернете…
У меня есть блог на личном сайте, твиттер. Это мое хобби. Допустим, в том же блоге приятно сообщать людям о том, что я делаю, где нахожусь, как себя чувствую.

По окончании карьеры хотели бы стать спортивным журналистом?
Возможно, это интересно.

У вас есть поклонники из других стран?
В Японии. Было очень приятно, когда одна представительница приехала в Саранск на чемпионат России в прошлом году. Японцы отличаются любовью к русскому фигурному катанию: общаются, дарят цветы, подарки.

Как обстоят дела с личной жизнью?
У меня есть молодой человек – бывший фигурист-парник. Я счастлива.

Досье / Алена Леонова

• Родилась 23 ноября 1990 года в Санкт-Петербурге
• Тренеры: Николай Морозов, Алла Пятова
• Серебряный призер чемпионата мира (2012)
• Двукратный серебряный призер чемпионатов России (2010, 2011)
• Участница Олимпийских игр – 2010 в Ванкувере
• Чемпионка мира среди юниоров (2009)