Вся королевская рать

Большой спорт №4(61)
Эльмир Валеев

63-й чемпионат по самым элитным автогонкам в мире уже стал поистине уникальным: на старт в Австралии вышла шестерка чемпионов мира, в сумме заработавшая аж 14 титулов. Выделить кого-то одного очень сложно: фавориты прошлых лет из Red Bull слегка сдали позиции, их конкуренты подтянулись – и стало очевидно, что борьба нас ждет нешуточная. Чтобы оценить шансы на успех пилотов и команд, корреспонденты «Большого спорта» побывали в Барселоне, проследили за подготовкой к сезону, а затем сделали выводы на основе увиденного.

Март. Барселона. Финальные дни зимних тестов, последний шанс для пилотов и команд обкатать новые болиды, проверить узлы в боевых условиях. У болельщиков, которых на простые тесты пришло больше, чем на матч чемпионата России по футболу, закладывает уши. Сотрудница Pirelli, работающая за аппаратом для накачки шин, предусмотрительно надела наушники. Перед ней таблица с полусекретной информацией: числом атмосфер для шин всех болидов, присутствующих на тестах. У большинства «конюшен» цифры разные, и лишь напротив Marussia стоят три красноречивых вопросительных знака.

Деньги – это все

Российской команды, утратившей в новом сезоне приставку Virgin, не было ни в Хересе, ни в Барселоне. Детище Николая Фоменко просто не смогло пройти краш-тест, что отстранило болид MR01 от обкатки в условиях, максимально приближенных к боевым. Теперь машину придется тестировать прямо по ходу сезона, как и полагается командам, не претендующим на очки. Об отношении к результатам российской «конюшни» говорит и подписание в качестве тест-пилота Марии де Виллоты – дочери известного итальянского гонщика конца 1970-х Эмилио де Виллоты. В Marussia не скрывают, что сделано это с целью привлечь к себе внимание прессы и спонсоров, то есть, по сути, во вред результатам команды. Тимо Глоку придется в одиночку разбираться с новым шасси, к слову, единственным в «Формуле-1», не несущим на себе KERS. «Нашей первоочередной задачей будет улучшение аэродинамики. Цель – секунды, а не десятые доли», – заявил директор Marussia Джон Бут. Пока эти секунды проигрывают и Глок, и новичок Шарль Пик, попавший в команду… через аукцион. Фоменко не скрывал, что отдаст место второго пилота тому, кто больше заплатит, и в итоге выбор пал на юного француза, считающегося достаточно талантливым, но пока очень нестабильным. В то же время практика продажи места второго пилота для команды не нова: год назад Жером д’Амброзио оказался в болиде аналогичным образом.

Такая же ситуация и в испанской HRT – единственной команде, которую пока обыгрывает Marussia. Не хватающий звезд с неба индиец Нараин Картикеян остался в «конюшне», несмотря на разочаровывающие выступления. В результате, как и раньше, основная нагрузка по ходу чемпионата ляжет на испанского ветерана Педро де ла Росу, которому уже исполнился 41 год. Интересно, что так как Картикеян тоже далеко не молод, испанская команда оказалась самой возрастной в пелотоне – суммарный возраст их пилотов составил 76 лет! К слову, с российским проектом HRT роднит и неучастие в барселонских тестах – испанцы также имели проблемы с краш-тестом, который прошли в самый последний момент, но не успели подготовить болид к Барселоне.

А вот в паддоке Red Bull царило спокойствие. Благодаря приглашению Infiniti, партнера австрийской команды, довелось убедиться в этом воочию. Гонщики наперебой убеждали прессу, что в машине не произошло существенных изменений, но она все так же готова побеждать. Инженеры с уверенным видом бродили по гаражу, а в обеденное время охотно фотографировались с высыпавшей на пит-лейн публикой и даже усаживали в болид маленьких детей. Однако ближе к концу тестов Уэббер выехал на трассу на машине с принципиально другой задней частью, которую тщательно скрывали от любопытных глаз.

Впрочем, изменения были отчасти вынужденными: в прошлом году Red Bull обладали самым эффективным выдувным диффузором в пелотоне. В нынешнем такие диффузоры запрещены, и в результате именно австрийская команда потеряла больше всех: в конструкторском штабе признавали, что компенсировать потерю прижимной силы им в итоге так и не удалось. Новая задняя часть как раз и призвана была решить эту проблему, но серьезного прогресса в результатах Марк не показал.

Проверка на дорогах

Конечно, оценивать форму команд по тестам всегда непросто. Информации для этого недостаточно, и время на круге само по себе мало о чем говорит: кто-то работает с большим количеством топлива на борту, а кто-то пытается впечатлить потенциальных спонсоров скоростью, выпуская на трассу машины в квалификационной конфигурации. Тем не менее какие-то выводы можно сделать, сравнивая результаты болидов на длинных сериях – ведь если пилоты разных «конюшен» проезжают по 30–40 кругов подряд, то понятно, что и настройки, и количество топлива у них примерно одинаковые.

По итогам такого анализа стало очевидно, что лучшую машину в этом году удалось построить инженерам McLaren. И Льюис Хэмилтон, и Дженсон Баттон были весьма быстры на длинных сериях, причем, несмотря на новую резину Pirelli, скорость их по ходу дистанции не слишком падала. Впрочем, отрывы нельзя было назвать критическими, так что тотального доминирования ни от кого ожидать не приходится.

Неплохо выглядит и Mercedes – похоже, тактика «кражи мозгов» других команд себя оправдала. Ведь в прошлом году немцы сумели заполучить сразу трех ведущих конструкторов команд-конкурентов! Первым в коллектив из Брэкли пришел бывший директор Renault Боб Белл, а затем к нему присоединились бывший главный конструктор Ferrari Альдо Коста и Джефф Уиллис, еще не так давно работавший техническим директором Red Bull.
Помимо скорости новый Mercedes может похвастать еще и неплохой надежностью: в отличие от многих других пилотов, ни Михаэль Шумахер, ни Нико Росберг почти не теряли времени в боксах из-за поломок. Это разительно отличается от прошлогодней ситуации, когда на тестах немецкая команда столкнулась с целым рядом технических проблем.

А вот в Lotus ситуация другая: анализ повреждений машины и ее узлов, произошедший в первый же день предыдущей серии тестов, привел к тому, что команда вынуждена была вообще отказаться от дальнейших испытаний. Но к последней сессии эти проблемы были решены, и болиды англо-малайзийской команды продемонстрировали отличную скорость: протоколы трех из четырех тестовых дней возглавляли именно их пилоты. Причем это касалось как молодого Романа Грожана, так и вернувшегося в «Формулу-1» после двухлетних экспериментов в ралли чемпиона 2007 года Кими Райкконена. Собственно, именно финн в итоге и стал победителем сессии в Барселоне: его время на круге, показанное в финальный день, оказалось лучшим за все межсезонье.

Но если одни команды прибавляют, значит другие должны оказаться не в лучшей форме. На этот раз одними из главных неудачников тестов оказались представители Ferrari. В протоколах дня они занимали не такие уж плохие позиции, но не скрывали, что в действительности дела обстоят неважно. Лидер команды Фернандо Алонсо прямо заявил, что болиду не хватает скорости, это же признали и в техническом штабе команды. А руководитель команды Стефано Доменикали пояснил, что новая машина испытывает недостаток прижимной силы и плохо разгоняется. То есть, по сути, у детища итальянской «конюшни» сложности как в поворотах, так и на прямых.

Из остальных коллективов стоит выделить Sauber, гонщики которой были очень быстры. Конечно, многие связывали это с недостатком спонсоров швейцарской команды, которая таким образом пыталась привлечь к себе внимание, однако время, показанное молодым мексиканцем Серхио Пересом в предпоследний день испытаний, следует признать хорошим по любым меркам – Райкконен смог его перекрыть лишь на несколько сотых долей секунды. Похоже, конструкторам Sauber болид действительно удался, а имея в активе такую сильную и перспективную пару пилотов, как Перес и Камуи Кобаяси, команда может ставить перед собой самые серьезные цели. Правда, за всю историю швейцарского коллектива ее слабым местом было развитие машины по ходу сезона, но, возможно, хорошие результаты придадут инженерам дополнительный стимул, а заодно и привлекут новых спонсоров.
Похожая ситуация сложилась и в Williams. Знаменитая команда, одна из самых успешных в истории «Формулы-1», переживает нелучшие времена, и результаты ей нужны как воздух. Итоги тестов оказались для нее обнадеживающими: новый болид, оснащенный в этом сезоне мотором Renault вместо Cosworth, похоже, получился достаточно быстрым. Опасения вызывает только пара пилотов – и венесу­элец Пастор Мальдонадо, и бразилец Бруно Сенна способны временами демонстрировать очень хорошие результаты, но вот стабильность – не их конек. Отчасти это объясняется молодостью гонщиков, отчасти – их латиноамериканским темпераментом, но и Мальдонадо, и Сенна попадают в аварии гораздо чаще, чем того хотелось бы руководству команды. Работа над этим элементом гоночного мастерства станет главной задачей для обоих гонщиков в новом сезоне.

Пробный камень

Первые гонки сезона, прошедшие уже в марте, в целом подтвердили предстартовые расклады. На Гран-при Австралии пилотам McLaren не было равных. Причем если Льюис Хэмилтон доминировал в квалификации в субботу, то его напарник Дженсон Баттон не оставил соперникам никаких шансов в воскресенье. Неожиданностью стал провал пилотов Red Bull: они стартовали лишь с пятого и шестого мест. И хотя в гонке смогли добиться определенного прогресса, а Феттель в итоге финишировал вторым, дефицит скорости по сравнению с McLaren был более чем очевиден.

Очень быстры в квалификации были и пилоты Mercedes, однако в гонке все сложилось для них хуже некуда. Шумахер удачно стартовал и уверенно шел треть­им, однако вскоре был вынужден сойти с дистанции из-за проблем с коробкой передач, а Росберг, в какой-то момент оказавшийся на четвертом месте, потерял темп из-за сложностей с резиной и финишировал в итоге за пределами призовой десятки.

«Выстреливший» в квалификации пилот Lotus Роман Грожан быстро сошел, столкнувшись с Мальдонадо. К слову, несмотря на это, Пастор проводил прекрасную гонку и имел все шансы побороться с Алонсо за пятую позицию, но на последнем круге допустил грубую ошибку и разбил машину. Что касается Грожана, то спустя неделю в Малайзии он практически повторил свое неудачное австралийское выступление. Вновь неплохо отъездив квалификацию, он уже на первом круге попал в аварию – на этот раз жертвой молодого француза стал Шумахер. Оба пилота сумели продолжить гонку, но потеряли много позиций, а спустя пару кругов Грожан вылетел с трассы и застрял в гравии.

Второй Гран-при, в Малайзии, прошел под дождем. Причем в какой-то момент он стал настолько сильным, что гонку пришлось прервать на 50 минут. В таких непростых условиях на первое место вышли стратегия и талант пилотов, в результате на лидирующих строчках оказались сов­сем не те, кого там можно было ожидать увидеть. На протяжении всей дистанции после рестарта борьбу за победу вели Фернандо Алонсо и Серхио Перес! Победителем в итоге стал более опытный испанец, хотя Серхио был быстрее практически на протяжении всей дистанции. Тем не менее и второе место мексиканца стало лучшим в истории команды Sauber.

Отдельно хочется отметить очень неплохие выступления в первых гонках российского пилота Виталия Петрова. В этом сезоне он получил в свое распоряжение не столь совершенную технику, перейдя в команду Caterham. Перед стартом чемпионата Виталий признавался, что не ставит перед собой задачи с первых же Гран-при навязать борьбу своему опытному напарнику Хейкки Ковалайнену, однако у него это уже получилось. И хотя в квалификации финн пока чуть быстрее, отрыв совсем невелик – в Австралии он составил около полусекунды, в Малайзии – всего пару десятых.
В первой гонке оба пилота были вынуждены сойти из-за отказа рулевого управления, однако во второй эти проблемы были решены и они смогли финишировать. Причем Пет­ров, хотя и оказался только 16-м, опередил Ковалайнена и не так уж много уступил Фелипе Массе на Ferrari.

Победа Алонсо в Малайзии смешала все предсезонные расклады – несмотря на серьезные проблемы со скоростью болида Ferrari, по итогам двух Гран-при лидирует в общем зачете именно Фернандо. Теперь у инженеров есть небольшая передышка, чтобы попытаться улучшить болид – иначе эта победа так и останется для «Скудерии» единственным светлым пятном в нынешнем чемпионате, ведь в нормальных условиях ее пилоты уступают лидерам очень много. В то же время сезон нас ждет длинный, впереди еще 18 гонок, и ситуация может измениться. Разрывы в лидирующей группе невелики, что дает шансы многим гонщикам. Безусловно, еще отпразднует победу в гонке Льюис Хэмилтон, не сказал своего слова и победитель двух последних чемпионатов Себастьян Феттель, а также его напарник Марк Уэббер. Есть основания ждать сильных выступлений от пилотов Lotus и Mercedes. Похоже, грядет чрезвычайно интересный чемпионат.


Формула сотрудничества

На тестах в Барселоне наибольшее внимание СМИ привлекал паддок команды Red Bull – как-никак обладатели Кубка Конструкторов последних сезонов. Но не всем удавалось получить комментарии от представителей австрийской «конюшни» – сказывалась повышенная занятость перед скорым началом сезона. Корреспонденту «Большого спорта» помог заветный бейдж, открывший перед ним все двери. А поспособствовал его получению Андреас Зигль, руководитель глобальной программы участия бренда Infiniti в «Формуле-1» и отвечающий за развитие сотрудничества с Red Bull Racing.

Андреас, вы возите на тесты и гонки не только «формульных» журналистов, но и VIP-гостей из разных стран мира, не так ли?

Это одно из направлений PR-программы. Например, мы привозили группу мексиканских дилеров Infiniti на тесты в Херес, недавно группа австралийских партнеров побывала на базе Red Bull Racing в Милтон-Кейнсе. Наша программа имеет действительно глобальный характер: ею охвачены и журналисты, и наши инвесторы, в том числе и будущие. Разумеется, дилеры Infiniti, демонстрирующие наилучшие показатели, приглашаются на Гран-при. А они, в свою очередь, возят на гонки своих лучших сотрудников, поощряя за хорошую работу.

Как развивается партнерство Infiniti и Red Bull? Что получает Infiniti от этого сотрудничества?

Вы могли обратить внимание: в этом году логотипы Infiniti на машинах, на униформе гонщиков и сотрудников команды стали еще заметнее. Также мы расширили партнерство с Себастьяном Феттелем – скоро вы сможете увидеть новый рекламный ролик с его участием. Если проследить, как часто в прошлом году логотипы Infiniti демонстрировались на телеэкранах в ходе трансляций, то можно подсчитать, что это время эквивалентно 250 миллионам долларов. Мы тратим на сотрудничество намного меньше. Плюс узнаваемость Infiniti в Европе повысилась на 21 процент.

Не стал уходить от разговора и Кристиан Хорнер, руководитель Red Bull Racing.

Кристиан, вы можете сравнить нынешнее межсезонье с прошлогодним? Когда было сложнее готовиться к старту чемпионата?

В прошлом году у нас были проблемы с системой KERS, сейчас они решены, и мы в значительной степени продвинулись в этом направлении. В частности, нам помогает сотрудничество с Infiniti, благодаря которому обеспечен доступ к технологическим и научно-исследовательским ресурсам Nissan. Это открыло для нас совершенно новые возможности для развития.

Как вы полагаете, Red Bull Racing сумеет повторить прошлогодний успех, учитывая изменения технического регламента?

Изменения в регламенте действительно серьезные, но все в равных условиях. К тому же подобные изменения происходят каждый год: вспомним двойные диффузоры, аэродинамические воздуховоды, отмену дозаправок, переход на шины Pirelli. Надеюсь, мы хорошо справимся с задачей.

В прошлом году у Марка Уэббера были определенные проблемы с шинами Pirelli. Чего стоит ожидать в 2012-м?

Думаю, Марк разобрался со всеми сложностями еще на прошлогоднем Гран-при Бразилии. Шины Pirelli в 2012-м немного другие, но я не думаю, что у него вновь возникнут проблемы. У Марка и Себа одинаковые машины, а кто из гонщиков окажется впереди – это они сами решат на трассе. Главное для нас, чтобы Red Bull не сдал позиции.