Зачем среднестатистический турист приезжает в Барселону? Погулять по легендарной Рамбле, взглянуть на город и гавань свысока, из кабинки одной из старейших в Европе канатных дорог, перепробовать все виды тапасов, увидеть воочию шедевры Гауди, Пикассо и Миро. Этот список можно продолжать почти бесконечно – у каждого, кто отправляется в столицу Каталонии, есть свои, особые цели и задачи. Но для футбольного болельщика обязательным пунктом программы должен стать знаменитый стадион Camp Nou, домашняя арена самого популярного клуба мира. Корреспондент «Большого спорта» этим и руководствовался, сходив на матч FC Barcelona.
Признаемся сразу: в Барселону автор этих строк приехал впервые и всего на три дня, что непростительно мало для знакомства с городом. Ведь как минимум день стоит потратить только на прогулки по окрестностям отеля. При кратковременном визите селиться нужно в самом центре – в Готическом квартале или поблизости от него. Бродя по району Виа Лайетана, восточной границе El Gòtic, вы обязательно наткнетесь на Музей Пикассо. Один из главных художников XX века жил в Барселоне в молодости, здесь стал мужчиной и живописцем, поэтому неудивительно, что основная масса экспонированных работ создана в «докубическую» эру. Надо быть готовым к тому, что в выходной день вход в здание штурмуют толпы туристов, поэтому простоять в очереди придется не один час.
Непосредственно в Готическом квартале находится кафедральный собор Святого Креста, резиденция архиепископа Барселонского. На площади возле него часто проводятся всевозможные митинги и пикеты – если живешь неподалеку, шанс встретиться с анархистами, антиглобалистами и недовольными всех мастей весьма велик. Впрочем, шествия проходят организованно и, скорее, с помощью, а не вопреки полиции. Любопытно, что до главной улицы города, Рамблы, манифестанты не доходят – там и без них полно народа.
Один из самых длинных пешеходных бульваров Европы запружен людьми сутки напролет: и днем и ночью тут снуют туристы, продавцы сувениров, девушки необременительного поведения, наркоторговцы и карманники. И даже удивительно, что вся эта разношерстная компания сосуществует более или менее мирно. Почти вавилонское столпотворение, смешение языков и жестов ждет вас и на местном рынке Бокерия. Лучшие торговцы собирались тут еще в XIII веке, когда Рамблы и в помине не было. Сегодня здесь ежедневно совершают покупки до 30 тысяч человек.
Если вы на Рамбле, то у вас три пути: на север, к площади Каталонии, на юг, к порту, или вниз – в метро. Оно-то и домчит вас до главного символа города – собора Святого Семейства. Всего пять станций с одной пересадкой разделяют Рамблу и площадь Саграда Фамилия. Выныриваешь из подземки, задираешь голову – и замираешь при виде циклопического сооружения «великого волшебника» Гауди. Очередь на вход немного сбивает пафос – даже билет в 20 евро не останавливает толпы жаждущих войти внутрь. Впрочем, час-полтора ожидания пролетают незаметно – мартовские средиземноморские +17 не сравнятся с промозглой московской весной, а занять себя можно разглядыванием собора. Внутреннее убранство Саграда Фамилия не столь поражает, как его внешние гигантские размеры, но крипта Гауди и обзорная площадка к посещению обязательны. С последней можно разглядеть еще один главный пункт нашей барселонской программы – стадион Camp Nou.
Конечно, это Мекка для любителей спорта со всего мира. Здесь играет Barcelona – триумфаторы баскетбольной Евролиги-2010, восьмикратные победители гандбольной Лиги чемпионов и даже многократные чемпионы испанских первенств по регби, хоккею и футзалу. Но количество их поклонников значительно уступает армии фанатов футбольного тезки.
В первой половине XX века FC Barcelona принимал гостей на 60-тысячном Camp de Les Corts, который после Второй мировой войны перестал вмещать всех желающих. В 1952 году команда выиграла пять кубков – Кубок Испании, чемпионат Испании, Copa Latina, Copa Eva Duarte и трофей Мартина Росси, и стало понятно, что лидер испанского футбола нуждается в современной арене с большей вместимостью. Тогдашний президент Barcelona Франсеск Миро-Санс пообещал построить стадион в кратчайшие сроки, и сдержал слово: уже в 1957-м открылся грандиозный Estadio del Club de Fútbol Barcelona, неофициально прозванный в народе Camp Nou – «новое поле». 93 тысячи болельщиков получили возможность наблюдать за победами любимого клуба.
За 55 лет существования арена неоднократно реконструировалась. В 1982-м ее вместимость выросла до 115 тысяч, в 1999-м опять уменьшилась – до 99 тысяч, что, впрочем, не отняло у Camp Nou звания самого большого стадиона Европы. Кстати, лишь в 2001 году народное прозвище сделали официальным именем.
FC Barcelona – это «больше чем клуб». Так звучит девиз команды, огромными буквами выведенный на центральной трибуне. Надпись видна лишь в свободное от игр время, а в дни матчей арена наполняется до отказа.
В России начался третий круг, первая восьмерка борется за медали. «Рубин» принимает «Локомотив» на тренировочном поле. ЦСКА и «Динамо» не заполняют «Лужники» даже на четверть. А рядовой матч против аутсайдера Sporting de Gijon на Camp Nou собирает 72 тысячи человек. Выводы делайте сами.
Уже за два часа до игры вокруг арены образуются людские толпы: на футбол идут компаниями, целыми семьями. Приходят заранее, чтобы посидеть в местном ресторане, покататься на коньках или купить атрибутику в огромном фирменном магазине. Среди пришедших много приезжих, в чьих планах посещение клубного музея и экскурсия по Camp Nou. Немало и иностранцев, выбравшихся в Барселону на уик-энд и уже проделавших марш-бросок Рамбла – Саграда Фамилия – Camp Nou. К примеру, англичане Стив и Майк, даром что поклонники Tottenham, отчаялись дождаться Barcelona в Лондоне и рванули в Каталонию, взяв с собой сыновей. Тот, что помладше, увлеченно рассматривал сине-гранатовый шарф, купленный отцом за 50 евро, старший же отказался от чужой атрибутики. Майк гордо отметил: «Настоящий фан “шпор” растет!»
К слову, английским языком подавляющее большинство испанцев не владеют или говорят на нем очень плохо – настолько, что проще объясняться с помощью жестов. Их запас у каталонцев крайне богат и экспрессивен: в пресс-центре Camp Nou можно легко заработать синяк под глазом, если ненароком попасть под руку увлеченного испанского журналиста.
Пресс-ложа – второе на стадионе место после гостевого сектора, где Barca не в фаворе. Когда на излете первого тайма Иньеста забил первый мяч, радостные вскрики оказались менее бурными, чем в момент уравнивания счета на табло. Вокруг было много хихонцев, приехавших с севера по чужим аккредитациям. Они не утыкались лицом в ноутбуки, не прикладывали трубку к уху, не отмечали в блокноте опасные моменты. Простые ребята из портового города брали на брата по килограмму семечек с символикой Barcelona на пакете, громко смеялись и фотографировались на фоне заполненной чаши стадиона. И всем этим, несомненно, раздражали как местных представителей СМИ, так и солидных журналистов из Мадрида. Но и они разом потеряли всю серьезность, когда Барраль реализовал единственный за 50 минут момент.
В то время арена уже бурлила. 72 тысячи человек, как единый организм, бурно реагировали на каждое движение, финт, пас, каждый свисток Веласко Карбальо. Судье в тот вечер досталось – и, надо признать, заслуженно. Не всякий способен выдержать прессинг фанатов, никому не нравится читать в прессе обвинения в лояльности и потворстве «блаугране». Вот Карбальо и перестарался: не назначив пару 100-процентных пенальти в первом тайме, он настроил против себя не только болельщиков, но и игроков. Конечно, автор этих строк не силен в испанском, но ручается, что десятки тысяч глоток кричали что-то про нетрадиционную ориентацию «мадридского осла». В подтрибунье же Херард Пике лично наговорил Карбальо лишнего, и тот удалил защитника сразу же после начала второго тайма. Официально – за «фол последней надежды», но Пике утверждает, что ситуация была из серии «месть за правду, что глаза колет».
Судья подвергся обструкции, но ситуацию исправлять нужно было на поле, а не на словах. У Barcelona на игрока меньше, счет 1:1, а отрыв в таблице от Real из родного города Карбальо настолько высок, что любая потеря очков чревата утратой и без того малых шансов на чемпионство. И Camp Nou погнал сине-гранатовых вперед. Судья останавливал их желтыми карточками, соперники тормозили грубой игрой и получали те же желтые карточки, но отряд не заметил ни потери бойца, ни других помех и препятствий и завоевал-таки три важных очка. В едином порыве стадион скандировал сначала «Кейта», а потом «Чави». Так на самом деле надо произносить имя испанского фантазисты, но с непривычки «ч» режет слух.
Из тех же «Лужников» многие норовят улизнуть за несколько минут до финального свистка: чуть зазеваешься – и будешь долго стоять в очереди на выход с трибуны, из сектора, в пробке на парковке или в толпе при входе в метро. С Camp Nou заранее уходят лишь единицы – торопиться некуда. Все организовано так, что арена легко, без людской суматохи, полностью пустеет за 15 минут.
На улице мартовские +15, веселые разговоры и дружеские похлопывания по плечу не сильно расстроенных гостей из Хихона. Все мирно разбредаются каждый в свою сторону – в 5–10 минутах ходьбы в любом направлении есть станции метро. Людской поток делится, дробится и, шумно выдохнув, ввинчивается в подземелье. В вагоне почти все в атрибутике FCB, кроме нескольких «белых ворон». То ли им безразличен футбол, то ли не посчастливилось болеть за Espanyol. Происпанские антагонисты каталонцев «попугаи» ни разу не выигрывали титул чемпиона. И уже больше века мирятся с положением младшего сводного брата. Привыкли.
Навстречу шумной толпе идут припозднившиеся где-то мама с ребенком. Пятилетний малыш смотрит на сине-гранатовых болельщиков широко раскрытыми глазами. Через минуту у него на шее уже болтается шарф с буквами FCB – веселые подростки поделились. Добро пожаловать в семью!