Екатерина Крючкова, первый тренер Веры Звонаревой, сильнейшей на сегодняшний день российской теннисистки, по-прежнему работает в «Чайке», где начинала свою карьеру четвертая ракетка мира. Правда, по словам наставника, времена изменились. Звонарева и ее ровесницы занимались бесплатно, сейчас же родителям приходится оплачивать тренировки. Да и желающих постигать теннисную науку стало гораздо меньше. «Возможно, это потому, что наша школа находится в центре Москвы, а ребятам удобнее тренироваться поближе к дому», – пытается сгладить углы заслуженный тренер России, отмечающая, что у юных спортсменов практически не остается времени на совершенствование мастерства – все забирает учеба. О том, какие трудности подстерегают будущих чемпионок и каковы перспективы молодых российских теннисисток, Екатерина Крючкова рассказывает в интервью журналу «Большой спорт».
По вашему мнению, сегодня юным спортсменам тренироваться намного сложнее, чем пятнадцать лет назад?
Да, сейчас у детей большая нагрузка в школе, а в учебных заведениях к спорту нелояльны. В свое время Вера Звонарева получила свободный график посещения школьных занятий, сдавала зачеты по пропущенным урокам и едва не получила медаль. Сегодня же в учебных заведениях детей держат в течение всего дня, а ведь человек должен развиваться гармонично – спорт, музыка, танцы… Мы уже в этом учебном году написали массу писем с просьбой отпускать ребят на тренировки – где-то соглашаются пойти на уступки юным спортсменам, где-то – нет. 10–11-летние теннисисты тренируются по полтора часа пять раз в неделю, а когда они перейдут в следующую возрастную группу, надо будет заниматься чаще. Начиная с 12-летнего возраста участвуют в международных соревнованиях, по их результатам уже можно делать прогнозы, говорить о перспективах. Именно в таком возрасте заявили о себе Дарья Гаврилова, Юлия Путинцева, Ирина Хромачева.
Кто финансирует подготовку юных теннисисток?
К 14 годам ребенок определяется: специализироваться на теннисе или делать ставку на учебу. В первом случае требуются значительные финансовые затраты. Школа «Чайка» выводила на профессиональный уровень Веру Звонареву, оплачивала поездки на турниры. Нам помогали спонсоры, но на отдачу они не рассчитывали. Часто расходы на участие в турнирах компенсирует Федерация тенниса России, помогает Фонд Ельцина, выплачивающий юным звездочкам стипендии. Когда подросток увлечен спортом, его можно вывести на топ-уровень, но когда он думает только о деньгах – нельзя. Как правило, спортсмен достигает лучших результатов, если федерация берет его под свое крыло. Родители не могут самостоятельно обеспечить ему победы, но видела 16–17-летних ребят, после поражения на корте подбегавших к отцу со слезами: «Папа, прости меня». Подобного быть не должно.
В юные годы Вера Звонарева превосходила ровесниц по физическим данным?
Не по физическим. Для меня очень важно, чтобы у ребенка был характер бойца, а Вера всегда демонстрировала именно такой настрой. Равно как и смелость на корте. Талант, конечно, присутствовал. Прежде всего, «мягкие» ноги и способность предвидеть траекторию полета мяча. Все остальное – результат тренировок.
Елена Бовина – тоже ваша ученица?
Конечно. Она очень талантлива, но подвержена травмам. Это тот случай, когда родители поторопились с выводом спортсменки на взрослый уровень. Подобная история произошла и с Линой Красноруцкой, а ведь ей не было равных в 14-летнем возрасте. Она рано стала получать wild card на турнирах WTA. Огромное физическое и психическое давление привело к постоянным травмам – и очень талантливая теннисистка «сгорела». Избавившись от проблем со здоровьем, Красноруцкая пыталась вернуться, но так и не смогла выйти на хороший уровень. Обычно же юниоры начинают с соревнований ITF, где соперничают со зрелыми игроками, у которых по тем или иным причинам не складывается карьера. Благодаря опыту эти люди, пусть и коряво, но обыгрывают куда более талантливую молодежь. И лишь спустя время, закаляя характер, развивая игровой интеллект, девчонки учатся побеждать взрослых соперниц.
Можно ли сказать, что причины травм зачастую лежат в области психологии?
Как правило, физическая травма – результат переработки, ошибки в планировании. «Гнать» не надо, с юниором необходимо работать плавно и методично. Причем именно наставнику, а не родителям. Хотя прецедент есть – Елена Дементьева. Но и с ней в разные периоды занимались специалисты. Если спортсмен экстра-класса чувствует, что наработанного запаса хватает, он может тренироваться с родителями или как Вера Звонарева на данный момент – со своим спарринг-партнером Сергеем Демехиным. Однако как только появится необходимость сделать качественный скачок, что-то изменить в стиле, придет время работы с профессионалом.
Способствует ли прогрессу теннисисток календарь WTA?
Перед турниром в Токио Вера прилетала в Москву, рассказывала, что у нее очень тяжелый график. Среди соревнований много обязательных, особенно для игроков первой мировой десятки. После травм и повреждений теннисистке хорошо бы восстанавливать форму через не самые сильные турниры, но WTA требует участия в других, а это не идет на пользу спортсменке.
19-летних Анастасию Павлюченкову и Ксению Первак критикуют за то, что они никак не сделают решающий шаг в мировую элиту…
Девочки находятся в возрасте, когда продолжается период совершенствования – физического, технического, тактического. Обе спортсменки отличаются потрясающим характером. У Анастасии не «легкая» стопа, на скорости ей тяжело, но в целом у Павлюченковой проблем нет. Ксения же рассталась со своим тренером Виктором Павловым, который ранее успешно работал с Анной Чакветадзе. Возможно, в этом кроется причина некоторого застоя в ее игре. Я думала, что Павлов выведет Первак в элиту.
От каких российских теннисисток вы ждете прогресса в первую очередь?
От тех, кому сейчас по 16–18 лет. Хотя приходится признать, большого количества одаренных девушек этого возраста в России нет. 18-летние Яна Бучина и Анастасия Мухаметова подавали большие надежды, но сейчас играют второразрядные турниры. Хочу верить в их перспективы, но сомневаюсь. К ним уже подобрались более юные конкурентки и начинают побеждать. Та же Дарья Гаврилова идет прямым путем – через сборную России, мне такой вариант кажется перспективнее. Есть интересные теннисистки, тренирующиеся за границей. В течение нескольких лет ничего не было слышно об уехавшей в Италию Регине Куликовой, которая в 14-летнем возрасте считалась сильнейшей в России. Сейчас она вернулась в WTA Tour, и в 21 год за счет одаренности продолжает прогрессировать. Многие шли наверх извилисто: та же Ярослава Шведова не пробивалась в национальную сборную, однако начав выступать за Казахстан, получила там дополнительное финансирование, что помогло ей выйти на новый уровень.
На стенах зала, где вы тренируете, висят фотографии Жюстин Энен…
Жюстин мне очень нравится. Я ее видела 10-летней на детских соревнованиях – уже тогда она выделялась. Это удивительная спортсменка, показывающая поразительно смелый теннис в самых важных матчах. Она почти не участвовала в юниорских турнирах – сразу начала играть взрослые. У Энен в Бельгии есть своя академия, созданная совместно с тренером. Там занимается талантливейшая россиянка Ирина Хромачева. Когда Жюстин брала перерыв в карьере, она лично уделяла огромное внимание тренирующимся у нее спортсменкам. Обе бельгийки – и Энен, и Ким Клейстерс – скромные девушки, заслуживающие огромного уважения. А вот сестры Уильямс другие – более публичные, дерзкие. Много приходится работать на рекламу и Марии Шараповой, но она молодец, справляется. Марию Кириленко такая публичность в свое время несколько надломила. Внимание прессы и съемки отвлекают, Вера Звонарева рассказывала мне, что в последнее время пришлось дать огромное количество интервью. Сейчас американский теннисный канал готовит фильм о четвертой ракетке мира, в нашей школе «Чайка» съемочная группа провела шесть-семь часов.
Кого из входящих в десятку лидеров рейтинга WTA вы считаете наиболее достойной звания первой ракетки мира?
Всех. Разве что приятно удивляет 30-летняя итальянка Франческа Скьявоне, вышедшая на мировой уровень в зрелом возрасте. От Саманты Стосур также не ожидала такой прыти – она не блистала в юниорском возрасте, а повзрослев, начала очень удачно выступать в парных соревнованиях. В «одиночке» же ее успехи меня удивили. Правда, австралийке и сейчас чего-то не хватает: она фактически сама отдала финал Roland Garros Скьявоне. Да и действия Стосур в поединке с Ким Клейстерс на последнем US Open разочаровали. Я не верю в стабильно хорошие выступления этой теннисистки. А вот психологическая устойчивость 20-летней Каролин Возняцки приятно поражает.
Доводилось слышать мнения, что в ближайшей перспективе эта датчанка будет лидировать в рейтинге с большим отрывом…
Психологически Каролин очень сильна, у нее есть важные качества – устойчивость внимания и спокойствие. В этом она похожа на Энен. Но я уверена, что к Возняцки приблизятся ровесницы. Прежде всего Агнешка Радванска и Виктория Азаренко, которая в юниорском теннисе считалась безусловной примой. Интересны бельгийка Янина Викмайер, а также 18-летняя американка Мелани Один – невысокая девушка, демонстрирующая весьма оригинальный теннис. Правда, она предпочитает выступать на харде. В США об этой теннисистке сняли фильм и считают, что она станет суперзвездой.