Он совершенно не выглядит как баскетболист – мешают относительно маленький рост и чрезмерная для спортсмена интеллигентность. Не похож Рауль и на типичного испанца вроде Хавьера Бардема или Антонио Бандераса. Если бы не легкий акцент, то защитник «Химок» вполне сошел бы за степенного англичанина. Но только не на площадке, где он агрессивен, быстр и так надоедает соперникам, что в полной мере оправдывает прозвище шпанская Мушка.
О неудачной попытке закрепиться в NBA, любви к книгам и трудностях в изучении русского языка Рауль Лопес рассказывает в интервью «Большому спорту».
Вы обладаете не самыми впечатляющими антропометрическими данными для баскетбола. Почему в детстве не остановились на футболе или теннисе, которые не менее популярны в Испании?
Знаете, я начал играть, когда мне было лишь шесть, а в этом возрасте дети не сильно отличаются друг от друга. Оранжевый мяч выбрал под влиянием семьи. Мой отец и старший брат увлекались баскетболом и звали с собой.
В 21 год вам удалось попасть на драфт NBA, где вас выбрал Utah Jazz. Почему в первом сезоне ни разу не вышли на площадку?
О, мне очень не повезло. Второй раз за карьеру я серьезно травмировал колено и выпал из строя на целый год. Не самая лучшая ситуация для дебюта в сильнейшей лиге мира.
Второй сезон в Америке оказался более удачным – вы сыграли все игры регулярного чемпионата. Почему же не продолжили выступать за Utah Jazz?
Несмотря на довольно удачную игру в регулярном сезоне, колено продолжало беспокоить. Стало ясно: нужно потратить какое-то время на восстановление. В итоге вместе с руководством Utah Jazz мы решили, что мне лучше вернуться в Испанию и начать все заново.
Итак, вы стали выступать на родине и делали это довольно успешно. Почему же покинули Испанию и перебрались в незнакомую Россию?
Мой контракт с Real Madrid подходил к концу, и стоило задуматься о будущем. Я готов был переехать куда-нибудь, так как люблю открывать новые места. Как раз подвернулось предложение от Серджио Скариоло, и я с радостью откликнулся на него. Нисколько не жалею о принятом решении – с удовольствием приехал в новую для себя страну с иным менталитетом и языком.
И как успехи в изучении русского?
Пока слабовато. Знаю лишь несколько слов, но их явно не хватит для полноценного общения. Постараюсь восполнить недостаток в ближайшее время, хотя, конечно, язык дается очень тяжело.
Как прошла адаптация к России и огромному мегаполису?
Скажу честно, в Москве и Химках мне нравится, чувствую себя довольно комфортно. Не последнюю роль в адаптации сыграли и чудесные люди, меня окружающие. Атмосфера в БК «Химки» настолько дружелюбна, что позволяет чувствовать себя как дома.
Как проводите свободное время?
У профессионального баскетболиста не так уж и много свободного времени. Постоянные путешествия и тренировки почти не оставляют окон в графике. Но если выдается свободная минутка – держу пари, вы увидите меня с книгой в руках. Очень люблю читать, «проглатываю» все подряд. Обычно книгами меня снабжают друзья, они же держат в курсе последних литературных новинок. Не чураюсь и пеших прогулок, если погода позволяет. Стараюсь уделять время и своей подруге – она не так просто адаптируется к Москве, как я.
А что насчет телетрансляций? Следите за NBA?
Да, конечно. Стараюсь не пропускать игры Utah Jazz. Еще слежу за баскетболистами Phoenix – очень импонирует игра Стива Нэша. Ну и постоянно желаю победы Los Angeles Lakers, ведь там выступает мой друг По Газоль.
В Россию вы приехали вместе с Карлосом Кабесасом. Какие у вас с ним отношения на площадке и за ее пределами?
Мы с Карлосом друзья, так что был очень рад тому, что довелось играть вместе. На площадке соперничали, но не сильно. Если кто-то и оказывался на скамейке, то понимал: выдержать в игре 40 минут невозможно. Так что никаких обид ни на тренера, ни друг на друга не держали. Жаль, что Карлосу пришлось вернуться в Испанию, но такова жизнь баскетболиста – сегодня здесь, а завтра там. Я пожелал Кабесасу удачи, а сам налаживаю отношения с Зораном Планиничем – он выдающийся игрок.
Слышали ли вы о судейском скандале в чемпионате?
Честно говоря, не слишком вникал в то, что произошло. Считаю, что дело баскетболистов играть, а не обсуждать судейство. Сам я не сталкивался с «прихватом» со стороны арбитров и с уважением отношусь к их профессии. Она ведь такая сложная – врагу не пожелал бы.
Вашим наставником в «Химках» является Серджио Скариоло. Он же – главный тренер сборной Испании. Почему же первоначально он не включил вас в заявку на чемпионат мира?
Пусть я постоянно нахожусь рядом с Серджио, но надо понимать: он в первую очередь руководствуется интересами сборной. Я уступаю по классу и Рики Рубио, и Хосе Кальдерону – разыгрывающим, играющим в NBA. Вряд ли при наличии таких «первых номеров» мне бы досталось много времени на площадке. Так что никаких обид не было – мы с тренером поговорили по-мужски и решили все вопросы. Другое дело, когда Кальдерон получил травму, Скариоло сразу же позвонил мне, и я с радостью откликнулся на просьбу прибыть в расположение сборной.
Как оцениваете свое выступление в Турции? Почему не удалось пополнить коллекцию наград?
Мы сражались изо всех сил и были близки к тому, чтобы в четвертьфинале обыграть сербов и продолжить борьбу за награды. Немного не повезло, фортуна в тот вечер благоволила балканцам. Вспомните, сколько невообразимых по сложности бросков они исполнили! И попадали точно в цель, особенно в нервной концовке. Что поделать, это игра.
Возможно, это был последний чемпионат мира для вас. Обидно, что так и не завоевали медаль мирового первенства?
Да, немного расстроен. Но в моей карьере уже случались триумфы в мировом чемпионате, пусть и на молодежном уровне. А самый главный успех в жизни – серебряные медали пекинской Олимпиады. Это если говорить о сборной. В клубной карьере запомнилась победа в чемпионате Испании в составе Real Madrid. Мы тогда сумели сломить сопротивление Barcelona на ее площадке. В целом я доволен своей карьерой, но не премину получить еще парочку титулов, выступая за «Химки».
Безусловно, вам постараются помешать. Есть ли в российской лиге игроки, против которых Раулю Лопесу тяжело выступать?
Все команды в чемпионате очень сильны, много молодых амбициозных баскетболистов, против которых сложно защищаться, и они мешают атаковать. Но зато игра становится интереснее. Безусловно, сильнейший на моей позиции – Джон Холден. Не только в России, но и во всей Европе.
Вам уже 30 лет, и конец карьеры не за горами. Что собираетесь делать после того, как повесите кроссовки на гвоздь?
Пока не особо задумываюсь об этом. Очень люблю баскетбол, и хотелось бы поиграть подольше. Благо с каждым годом чувствую себя гораздо лучше, ведь травмы обходят стороной. Понимаю, что рано или поздно придется «завязать». Тогда возьму длительный отпуск. После него наверняка вновь вернусь в баскетбол, только в ином амплуа. Не обязательно тренером – хватает и других должностей. Честно говоря, пока не вижу в себе задатков наставника. Время покажет.
А как вы относитесь к другим видам спорта?
Как и любой испанец, слежу за футболом. Но у меня нет особых предпочтений – могу болеть как за Real Madrid, так и за Barcelona. В последние годы каталонцы показывают очень красивую и яркую игру, ей нельзя не восхищаться. То же можно сказать и о национальной сборной, особенно порадовавшей в нынешнем году. После гола Иньесты вся Испания была на седьмом небе от счастья.