Всенародный конкурс талисманов будущей Олимпиады в Сочи, стартовавший 1 сентября, начался со скандала – уже в первые дни голосования его лидером стал печально известный Педомедведь (медведь-педофил), очень популярный в Интернете и придуманный когда-то одним из создателей сайтов, высмеивающих детскую порнографию. Рисунок вскоре был удален, но очевидно, что курьезы и накладки на этом не закончатся. Как показывает мировая практика, выбор талисмана крупного спортивного состязания вообще редко проходит гладко, без раздражения и критики, а будущие символы Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу попадают в самые нелепые переделки.
Как только не обзывали этого бедолагу, однозначно признавая его самым отвратительным и худшим талисманом в олимпийской истории. Хотя сам Иззи ни в чем не виноват, он просто пал жертвой веяний моды. С помощью Олимпиады в Атланте американцы вновь хотели продемонстрировать всему миру, насколько развиты в их стране новые технологии, и выбрали талисманом будущих Игр не банальное животное, подчеркивающее национальную идентичность, а некое странное, полностью смоделированное на компьютере существо. Организационный комитет озаботился поиском подходящего талисмана еще в 1991-м, в конкурсе приняли участие два десятка дизайнерских фирм, но именно творчество победителя Джона Райана разочаровало общественность больше всего.
Любопытно, что изначально Иззи выглядел совсем по-другому – скажем так, менее спортивно. Но после презентации талисмана на церемонии закрытия Олимпиады-1992 в Барселоне его подвергли столь бурной критике, что организаторам пришлось внести коррективы в образ. В результате «пластической операции» Иззи изменили выражение лица, убрали часть зубов, добавили нос, удлинили верхние и нижние конечности. Да что конечности – даже поменяли имя, ведь изначально «героя Атланты» звали весьма оригинально – Whatisit, что в переводе с английского означает «Что это?». И действительно, понять, на кого же похоже странное существо, не мог никто. Обидные прозвища сыпались на Иззи чуть ли не каждый день, и среди самых распространенных – Сперма в кроссовках. Еще одна любопытная деталь: на основании рекомендаций детских фокус-групп имя Whatisit первоначально хотели сменить на Кирби, но оказалось, что такое название уже зарегистрировано одной из компаний как торговая марка.
Главное футбольное мероприятие планеты Германия провела на очень высоком организационном уровне. Но без сложностей, конечно же, не обошлось. В том числе и с талисманом. Добродушного льва по имени Голео представили легендарные Пеле и Франц Беккенбауер за полтора года до начала мундиаля в эфире одной из немецких телепрограмм. Но даже протекция столь уважаемых в мире футбола личностей не помогла талисману (вместе с его создателями) избежать масштабной критики.
Прежде всего «голеофобов» раздражал выбор персонажа. Многие не понимали, почему символом домашнего чемпионата станет совершенно не немецкое животное. Мол, надо было выбирать орла или, на худой конец, белку, но никак не льва, который щедро представлен на эмблемах исторических футбольных противников из Англии и Голландии. Также цеплялись и к названию, составленному из испанского варианта английского слова Goal и итальянского Leo. «Почему бы не назвать талисман типичным немецким именем вроде Фритца?» – вопрошали со страниц германских изданий ура-патриоты.
Но как это ни удивительно, наибольшее раздражение вызвал внешний вид льва. Дело в том, что на талисман надели футболку немецкой сборной, но про шорты почему-то забыли. В итоге изображение полуголого Голео попало под запрет в некоторых школах, а за самим львом закрепилось обидное прозвище Лев-извращенец. Неудивительно, что в Германии до сих пор считают Голео одним из самых провальных талисманов футбольных чемпионатов мира всех времен. К тому же он принес неудачу своим создателям – компания, получившая лицензию на изготовление игрушечных Голео, буквально накануне первенства планеты, в мае 2006-го, объявила себя банкротом.
Многие критики уже назвали Олимпиаду в Ванкувере худшей в истории, упирая на режим строжайшей экономии, организаторские накладки и осенне-весеннюю погоду. Свои «пять копеек» негатива внесли и талисманы. Нет, конечно, до провала американского коллеги Иззи канадским бигфуту Куатчи, «духу животных» Суми и вымышленному морскому медведю Миге было далековато, однако без раздражения здесь также не обошлось. Местные ура-патриоты утверждали, что дизайн «маскотов» выполнен в стиле японской анимации и не соответствует визуальным традициям провинции Британская Колумбия, где проходили зимние Игры. Некоторые горячие головы даже сравнивали Суми, Куатчи и Мигу с широко известными покемонами.
К тому же, по мнению отдельных критиков, талисманы были нарисованы в стиле популярного в Интернете Педомедведя. Летом 2009-го канадский блогер и графический дизайнер Майкл Бэррик воспользовался сходством и ради шутки поместил медведя-педофила на одной картинке вместе с официальными талисманами Олимпиады-2010, назвав его кумой. Поскольку в Интернете эти пародийные картинки имели популярность, на «удочку» попались и добропорядочные средства массовой информации. Так, накануне Игр в лужу сели польская Gazeta Olsztyńska и голландское издание Avrobode, опубликовавшие коллаж с Педомедведем в качестве иллюстрации официальных символов Олимпиады. Чем изрядно позабавили общественность и добавили Педомедведю популярности.
Что в имени тебе моем? Громкий общественный резонанс заставил целую команду олимпийских талисманов пекинских Игр сменить название, несмотря даже на поддержку президента МОК Жака Рогге. Спортивный функционер назвал их «невероятной семьей» и рассыпался в комплиментах, однако от переименования пять фигурок это не спасло. Первоначально забавных панду, тибетскую антилопу, олимпийский огонь, рыбку и ласточку назвали friendlies, что в вольном переводе означает «друзья». На первый взгляд, вполне безобидное прозвище. Однако некий доктор Ли из университета Ланчжоу нашел в нем неприличные изъяны. Во-первых, выяснилось, что friendlies – это не только люди, связанные дружескими отношениями, но и товарищеские матчи в спорте, где результат не имеет принципиального значения. Во-вторых, созвучными этому слову являются совсем уж недопустимые friendless (одинокий) и friend lies (друг лжет).
Бред? В принципе да. Но с олимпийскими талисманами даже намек на проблемы недопустим, поэтому организаторы решили от греха подальше дать им другое прозвище – Фувы. Так говорят китайцы, когда хотят пожелать друг другу счастья, здоровья, удачи, процветания и вдохновения. В общем, всего самого наилучшего. Тут уж не подкопаешься.
Но разобравшись с одной проблемой, организаторы Игр тут же столкнулись с новой. Предолимпийский Пекин ждало настоящее нашествие фальшивых фув, как правило, изготовленных из некачественных и даже токсичных материалов. Полицейские, как могли, боролись с подделками, устраивали облавы, уничтожали десятки тысяч «самозванцев». Но всех, конечно, переловить не удалось. Тем не менее и производители настоящих талисманов в накладе все же не остались.
В качестве талисманов Олимпиады хозяева Игр выбрали покровительницу своей столицы древнегреческую богиню Афину и бога света Аполлона, одним из имен которого как раз и было Феб. Что ж, почему бы и нет? Однако во время официальной презентации присутствующих ошарашил облик фигурок. Нескладный внешний вид, огромные ноги и крошечные головы – простые обыватели и любители древнегреческой мифологии выразили недовольство столь странными формами. Не впечатлили их и объяснения, что прообразом фигурок стали архаичные «куклы» VII века до нашей эры.
Некоторые критики пошли еще дальше и обвинили организаторов Олимпиады в прямом оскорблении древнегреческой культуры. Как следствие, на создателей талисманов даже хотели подать в суд. К тому же часть ученых считали древних прототипов олимпийских Афин и Феба религиозными артефактами, а вовсе не «куклами» и выступали против их массового тиражирования.
До Игр в Лондоне еще почти целых два года, а шпильки в адрес дурного вкуса организаторов грядущей Олимпиады уже отпускают все кому не лень. Сначала лавина критики обрушилась на несуразную эмблему главного старта четырехлетия, а в мае 2010-го огонь на себя приняли талисманы. Хорошо хотя бы к выбору имен претензий не возникло. Символы Олимпийских игр назвали в честь деревни Мач Венлок в Шропшире, которая принимала у себя в XIX веке состязания, вдохновившие впоследствии барона Пьера де Кубертена на создание современных Олимпиад, а Мандевиль получил свое имя в честь больницы Сток-Мандевиль в Бэкингемшире, где зародились Паралимпийские игры.
Зато внешний вид «маскотов» шокировал многих. Одноглазые, инопланетного вида фигурки сомнительной привлекательности, которых обзывают недоделанными персонажами из популярного мультфильма «Корпорация монстров». Взрослым людям таких талисманов не понять, однако, как выясняется, организаторам на их вкусы наплевать. В своем выборе они ориентировались на опросы фокус-групп 10–12-летних детей. Именно они должны стать главной целевой аудиторией игрушек и вынудить своих родителей купить их. Уже сейчас такой сугубо коммерческий подход раздражает многих в Англии, да и не факт, что ставка на детей оправдается. Ведь представители подрастающего поколения крайне непостоянны.